Дело № 2-598/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2011 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В.Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гумина <данные изъяты> к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии недействительным, назначении досрочной пенсии,
установил:
Гумин Г.Н. обратился в суд с исковым заявлением о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии недействительным, назначении досрочной пенсии, ссылаясь на то, что согласно п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста, так как имеет более 25 лет педагогического стажа, однако при обращении к ответчику, ему решением ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии на льготных условиях ему было отказано. Ответчик не включил в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает не включение указанного периода в специальный стаж ответчиком незаконным, на момент обращения его стаж составил 25 лет. Просит суд признать решение № не законным, обязать ответчика зачесть в стаж спорный период и назначить ему пенсию.
В судебном заседании истец Гумин Г.Н. и его представитель Белов С.В. в полном объеме поддержали заявленные исковые требования, основываясь на доводах, которые изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> Прозорова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, по основаниям изложенным в возражении на исковое заявление, просила суд отказать истцу в исковых требованиях. Кроме того, суду пояснила, что в пенсионном законодательстве, отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР. Исключение составляло постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № (утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ), положениями которого предусматривалось включение рассматриваемого периода в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенных условиях.
В соответствии с пунктом 1, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывались периоды службы в составе Вооруженных сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Лица, служившие в составе Вооруженных сил СССР, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, установившего конкретные условия, при которых указанные периоды могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Действующим законодательством не предусматривается возможность включения в стаж на соответствующих видах работ рассматриваемого периода (служба в составе Вооруженных сил СССР), следовательно, правовых оснований принимать их во внимание в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не имеется.
Выслушав истца. Его представителя, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам:
Статьей 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с п. 3 ст. 28 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
При установлении пенсии до ДД.ММ.ГГГГ применялись нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7;статья 37. часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготный условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2),15 (часть 4),17 (часть 1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> обратился Гумин Г.Н. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (далее по тексту Закон), предоставив все необходимые для этого документы, согласно которым его педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составит 25 лет.
Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия на дату обращения требуемого специального стажа 25 лет, стаж заявителя составил 22 года 9 месяцев 17 дней. При этом ответчиком не включен в трудовой стаж период прохождения истцом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами гражданского дела, а именно справой военного комиссариата № от ДД.ММ.ГГГГ, записями в трудовой книжке Гумина Г.Н. № АТ-II № от ДД.ММ.ГГГГ, Гумин Г.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву.
Согласно пункту 3 статьи 28 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Гумина Г.Н. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, период службы Гумина Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного суд, не соглашается с выводом решения Управления о том, что в момент обращения Гумина Г.Н.за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.
Поскольку на момент прохождения Гуминым Г.Н. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, в том числе не предусматривало условия о том, что периоду военной службы должен предшествовать или следовать за ней период работы по педагогической специальности, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, предусмотренных п.4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно разъяснениям, данным в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией права на трудовые пенсии" о том, что если истец в установленном законе порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением.
Учитывая то, что Гумин Г.Н. обратился к ответчику за назначением ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ДД.ММ.ГГГГ, на дату подачи заявления педагогический стаж составил более 25 лет, с указанной даты и следует обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истец Гумин Г.Н. при подаче иска оплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, которая подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гумина <данные изъяты> удовлетворить.
Решение Государственное Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Гумину <данные изъяты> досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным.
Обязать Государственное Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> включить Гумину <данные изъяты> в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Гумину <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> в пользу Гумина <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение 10 дней.
Судья: В.П. Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2011 года
Судья: В.П. Долженко
Решение не вступило в законную силу