Дело № 2-650/2011
решение в мотивированном
виде составлено
05 августа 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2011 года Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Г.Н.Осколковой, при секретаре Т.Е.Митяевой, с участием помощника прокурора О.Н.Станевич, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Магель <данные изъяты> к ООО «Алейская тепловая компания», Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по г.Алейску о признании незаконными действий по расчету размера компенсации, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату отопления,
У С Т А Н О В И Л :
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Магель Р.И. к ответчикам с иском о признании незаконными действий по расчету размера компенсации, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату отопления, указывая на то, что Магель Р.И. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307: P=S*N*T, где
S - общая площадь отапливаемого помещения;
N - тариф потребления тепловой энергии на отопление;
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на это, ответчиком ООО «Алейская тепловая компания» (организация-поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки, по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Просит признать незаконными действия ООО «Алейская тепловая компания» по расчету компенсации платы за потребленную тепловую энергию исходя из социальной нормы жилья в отношении Магель Р.И. за апрель, май месяцы 2011 года.
Обязать ООО «Алейская тепловая компания» произвести Магель Р.И. перерасчет компенсации платы за потребленную тепловую энергию из расчета 83,5 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: г.Алейск, пр.Севрикова, 2
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Алейску выплатить Магель Р.И. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за апрель, май месяцы 2011 года включительно.
В судебном заседании помощник прокурора Станевич О.Н. поддержала исковые требования в полном объеме.
Истец Магель Р.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Главалтайсоцзащиты в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, в отзыве на иск указывает, что Главное управление и управление социальной защиты населения по г.Алейску не являются надлежащими ответчиками по заявленным прокурором требованиям, поскольку не производят расчет денежного эквивалента предоставляемой Магель Р.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации-поставщики услуг. Таким образом, действия органов социальной защиты по выплате гражданам рассматриваемой компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями-поставщиками услуг, и не могут быть признаны незаконными.
Кроме того, в соответствии с Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС компенсация расходов для Магель Р.И. должна рассчитываться исходя из фактического объема услуги по отоплению, потребленного и оплаченного им как лицом, имеющим льготу, и в пределах норматива потребления, установленного компетентным органом. Норматив потребления устанавливает верхний предел размера компенсации, более которого она не может быть предоставлена. Считает, что требования прокурора о предоставлении Магель 50% компенсации по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения, без указания на необходимость применения нормативов потребления указанной коммунальной услуги удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г.Алейску Редькина М.С., возражая против иска указала на то, что в соответствии с ч. 7, 8 ст. 4 Закона, п. 15, 16 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На основе данного расчёта органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю. Ответственность за правильность расчётов денежных эквивалентов, учитываемых при расчёте компенсации, возложена на организации – поставщики услуг. Таким образом, действия органов социальной защиты по выплате гражданам рассматриваемой компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями – поставщиками услуг, и не могут быть признаны незаконными.
Представитель ответчика ОАО «Алейская тепловая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Магель Р.И. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу пр.Севрикова, 2 в г.Алейске, что подтверждается свидетельством серии А № 664799, выданным 05 января 2000 года.
Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей.
В соответствии со ст. ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 03.06.2008) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере:
42 квадратных метра общей площади семье из двух человек;
Как видно из представленного Управлением социальной защиты населения по г.Алейску лицевого счета получателя компенсации расходов на оплату ЖКУ за период 01.01.2010-31.05.2011 годы льготная площадь по отоплению применялась в размере 42,00 кв.м., исходя из чего был произведен расчет денежной компенсации. (за апрель месяц 2011 года 0,025*42кв.м.*1609,72=1690,20рублей : 2 = 845,10 рублей (50 %-предоставляемая льгота).
Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. (ст.76 Конституции Российской Федерации).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99.
Вышеназванным Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменение и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона)
В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.91 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Алтайского края от 03.12.04 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 статьи 1 настоящего Закона (законом Алтайского края от 03.12.04 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»), осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. (ст.4 Закона)
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.08. №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. (п.14)
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. (п.27 Правил.)
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. (п.п.37,38 Правил.)
Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по г.Алейску и ООО «Алейская тепловая компания» заключено соглашение об информационном обмене № 22 от 11 января 2011 года, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде.
Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.
Организация–поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат)
Таким образом, судом установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по г.Алейску.
Довод представителей органов социальной защиты населения относительно того, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации лежит на организации – поставщике услуг, является несостоятельным, поскольку в силу п.2.1.2 Соглашения при возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежных эквивалентов на УСЗН лежит обязанность направлять поставщику списки льготополучателей в электронном виде, в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению.
Из анализа данного Соглашения в целом следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных УСЗН параметров для исчисления денежного эквивалента.
Разрешая вопрос о правомерности действий Управления социальной защиты населения по г.Алейску в части указания ООО «Алтайская тепловая компания» для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате отопления площади, не соответствующей общей площади жилого помещения, суд исходит из следующего.
Как было указано выше, в силу ст.2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры.
Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге, исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. (п.16 Правил).
Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива. (п.17-20 Правил).
Норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденноиу Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
Решением городского Собрания депутатов IY созыва № 146 от 19 декабря 2007 года установлены нормативы потребления коммунальных услуг (кроме услуг водоснабжения и водоотведения) для собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для других потребителей по тепловой энергии на централизованное отопление определен в размере 0,025 гкал. на 1 кв.м. общей площади с периодом исчисления 12 месяцев.
Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по г.Алейску необоснованно указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, она отличается от общей площади жилого помещения.
Таким образом, в этой части действия ответчика Управления социальной защиты населения по г.Алейску являются незаконными.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд считает необходимым возложить на ООО «Алтайская тепловая компания» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления, исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения 83,5 кв.м за апрель, май месяцы 2011 года, возложить на ООО «Алтайская тепловая компания».
В соответствии с п.9 ст.4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.
Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам.
Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита). (п.33.34 Правил).
Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.10 №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (Приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцам неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по г.Алейску.
При указанных обстоятельствах требования об обязании Управления социальной защиты населения по г.Алейску выплатить Магель недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за апрель, май месяцы 2011 года включительно подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что со стороны ответчика Главалтайсоцзащита в соответствии с предоставленными полномочиями по реализации Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» нарушения прав истца не допускались, в связи, с чем исковые требования к «Главалтайсоцзащите» удовлетворению не подлежат.
Поскольку в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по г.Алейску, следовательно государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета не может быть взыскана.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах Магель <данные изъяты> к ООО «Алейская тепловая компания», Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по г.Алейску о признании незаконными действий по расчету размера компенсации, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату отопления удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Алтайская тепловая компания» по расчету компенсации платы за потребленную тепловую энергию исходя из социальной нормы жилья в отношении Магель <данные изъяты> за апрель, май месяцы 2011 года.
Обязать ООО «Алейская тепловая компания» произвести Магель <данные изъяты> перерасчет компенсации платы за потребленную тепловую энергию из расчета 83,5 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: г.Алейск, пр.Севрикова, 2
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Алейску выплатить <данные изъяты> недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за апрель, май месяцы 2011 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Н.Осколкова
Не вступило в законную силу