Дело номер 2-774/11
Решение в мотивированном
виде изготовлено
ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2011 года Алейский городской суд <адрес> в составе председательствующего О.В. Луханиной, при секретаре Е.Г. Непомнящих, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоченко ФИО к МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> о понуждении к государственной регистрации легкового прицепа,
УСТАНОВИЛ:
Сидоченко А.П. обратился в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ им по договору купли – продажи у ПСК <данные изъяты> был приобретен прицеп легковой «ГАЗ – №» ДД.ММ.ГГГГ выпуска, изготовитель - <адрес> автомобильный завод. Регистрационный знак и регистрационные документы на прицеп не выдавались.
Решением Мирового судьи Судебного участка <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за истцом было признано право собственности на вышеуказанный прицеп.
В регистрации прицепа ответчиком было отказано со ссылкой на п. 16 Административного регламента Приказа МВД РФ от 24 декабря 2008 года номер 1001.
В п. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 10 декабря 1995 года номер 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
На основании объективных причин считает, что регистрационные документы и (или) паспорт транспортного средства, требуемые в соответствии с п. 16 Административного регламента Приказа МВД РФ от 24 декабря 2008 года номер 1001 для регистрации транспортного средства в отношении прицепа не выдавались в связи с чем предыдущими собственниками в момент купли – продажи в устной форме в 1993 году только вводилось Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года номер 477 «О введении паспортов транспортных средств» и в связи с этим технические документы на прицеп не передавались, так как они отсутствовали как необходимый документ для регистрации транспортного средства. А в последующем до покупки прицепа ГАЗ – № в ДД.ММ.ГГГГ прицеп не эксплуатировался и находился на складе СПК <данные изъяты>
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года номер 477 «О введении паспортов транспортных средств» и п. 7 принятого в целях реализации данного Постановления Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23 июня 2005 года Министерства внутренних дел РФ номер 496, Министерства промышленности и энергетики РФ номер 192 и Министерства экономического развития и торговли РФ номер 134, паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Госавтоинспекции на транспортные средства, выпущенные организациями - изготовителями до 01 июля 1993 года или ввозимые на территорию РФ до 01 июля 1997 года при предъявлении их для регистрации.
Из ответа эксперта – оценщика следует, что прицеп заводского производства, технически исправен и при правильной эксплуатации не может угрожать безопасности дорожного движения.
В силу положения ст. 258 ГПК РФ, просит обязать МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> зарегистрировать прицеп легковой «ГАЗ – №», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, изготовитель - <адрес> автомобильный завод, номер шасси отсутствует, регистрационный знак отсутствует, за истцом и выдать регистрационный документ и паспорт транспортного средств на вышеуказанный прицеп.
В судебное заседание истец Сидоченко А.П. не явился. Действующий от его имени представитель Меденцев Д.Н. поддержал исковые требования в полном объеме и уточнил, что фактически обжалуя действия должностного лица истец обращается в рамках искового производства за разрешение нарушенного права и просит обязать МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> зарегистрировать прицеп легковой «ГАЗ – №», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, изготовитель - <адрес> автомобильный завод, номер шасси отсутствует, регистрационный знак отсутствует, за истцом и выдать регистрационный документ и паспорт транспортного средств на вышеуказанный прицеп. Полагает, что для удовлетворения заявленных требований имеются основания, так как истец является собственником данного прицепа на основании решения суда.
На основании приказа ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации ОВД <адрес> и ОВД <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ в ходе реорганизации путем присоединения создан Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «<адрес>, суд рассматривает заявленные истцом требования к данному ответчику с учетом мнения представителя истца.
Представитель ответчика МО МВД РФ <адрес> в судебное заседание не явился. В возражениях на иск представитель Селищева Е.В. просила в удовлетворении иска отказать со ссылкой на то, что в своем заявлении истец ссылается на нормы ст.258 ГПК РФ. Исходя из указанной нормы, в соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Для обращения с таким заявлением в суд ст. 256 ГПК РФ установлен 3-х месячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и сводов. Истцом, установленный законодателем срок пропущен, уважительности пропуска срока, не представлено.
В поступившем заявлении, истец указывает в качестве ответчика МРЭО ОВД <адрес>.
Главой 25 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц предусмотрено участие в деле только заявителя и заинтересованного лица.
Также МРЭО ОГИБДД не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением другого юридического. Таким образом, требования не могут быть предъявлены к МРЭО ОГИБДД.
На основании приказа ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации ОВД <адрес> и ОВД <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ в ходе реорганизации путем присоединения создан Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации <адрес>
В соответствии с действующим законодательством РФ все права и обязанности перешли к МО МВД России <адрес>
Регистрация автотранспортных средств в органах ГИБДД, не имеет целью регистрацию права на транспортное средство (без которого право собственности недействительно), а призвана лишь вести учет автотранспортных средств и контроль за их использованием.
Данное положение закреплено в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 года номер 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», которое гласит, что постановление принято в целях обеспечения полноты учета автотранспортных средств.
Таким образом, сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.
Такого рода контроль необходим, поскольку эксплуатация транспортного средства является источником повышенной опасности и его регистрация позволяет обеспечить безопасность дорожного движения.
Транспортное средство является источником повышенной опасности. Именно реализация права собственности в отношении транспортного средства при его использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой его правового режима, связанной с его техническими параметрами как предмета, представляющего повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц.
Поэтому, такая реализация права собственности в отношении транспортного средства (право пользования транспортным средством по его назначению) регламентируется нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Так, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года номер 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.
В соответствии со статьей 4 вышеназванного закона, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года номер 711 «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Госавтоинспекция обязана, в частности, осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществлять регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдавать регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним.
Согласно пункту 2 этого Указа, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести этих последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Таким образом, приведенными нормами законодатель, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, уже ограничил реализацию права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, учитывая специфический характер этих объектов собственности, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих.
В связи с чем, реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности вообще, в силу приведенных выше норм Федерального закона «О безопасности дорожного движения», может осуществляться при условии разрешения вопроса допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации, с выдачей соответствующих документов, осуществляемых в соответствии с законодательством.
В статье 15 Закона «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на регистрацию транспортных средств без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Истец не имеет документ подтверждающий проведение сертификации транспортного средства.
Из представленного отчета об оценке следует, что эксперт - оценщик устанавливает цель оценки, которой является определение рыночной стоимости объекта оценки и назначением отчета оценки является -судебное разбирательство по установлению права собственности на объект оценки, оплата госпошлины.
Однако, в выводах эксперт - оценщик делает вывод о том, что предъявленный прицеп ГАЗ-№ заводского производства технически исправен и пренравильной эксплуатации не может угрожать безопасности дорожного движения. Что не входит в его компетенцию.
Считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Выслушав представителя истца Меденцева Д.Н., исследовав материалы дела, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено пояснениями представителя истца, что рассматриваемый спор заявлен стороной в порядке искового производства, а не в соответствии с Главой 25 ГПК РФ, соответственно судом не дается правовая оценка пропуску срока исковой давности о чем заявлено стороной ответчика.
Из материалов дела следует, что истец обращается с иском к ответчику МО МВД РФ <адрес> об обязании зарегистрировать прицеп легковой «ГАЗ – №», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, изготовитель - <адрес> автомобильный завод, номер шасси отсутствует, регистрационный знак отсутствует, за истцом и выдать регистрационный документ и паспорт транспортного средств на вышеуказанный прицеп.
Истец Сидоченко А.П. является собственником легкового прицепа «ГАЗ – №» на основании решения И.О. Мирового судьи Судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Сидоченко А.П. об обязании МРЭО ОГИБДД ОВД <адрес> зарегистрировать легковой прицеп отказано.
Данное решение вступило в законную силу и истцом в установленном законом порядке не обжаловано.
В силу положения ст.209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
При принятии решения Мировой судья исходил из того, что истцом не предоставлено отказа в регистрации транспортного средства. В качестве основания иска были указаны так же иные правовые основания.
Учитывая вышеизложенное исковые требования истца не подлежат удовлетворению и в силу того, что пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года номер 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (приложение номер 1 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 года номер 2001 «О порядке регистрации транспортных средств «), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Сидоченко А.П. приобрел по договору купли – продажи у ПСК <данные изъяты> легковой прицеп «ГАЗ – № производства <адрес> автомобильного завода.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему отказано в регистрационных действиях на основании п. 16 Административного регламента Приказа МВД номер 1001 и решения Мирового судьи.
В пункте 16 Административного регламента указано, что для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.
Пунктом 3 Административного регламента предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, истцу правомерно отказано в регистрации прицепа со ссылкой на п. 16 Административного регламента и решение Мирового судьи.
Имеющийся в материалах дела отчет № Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков <данные изъяты> оценочно – экспертного бюро <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и дополнение к отчету от ДД.ММ.ГГГГ не являются доказателсьтвом проведение сертификации транспортного средства.
Не являются основанием для удовлетворения иска и доводы истца о том, что ранее по действующему законодательству в момент приобретения прицепа истцом не требовалось паспорта транспортного средства поскольку регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с правилами, действующими на момент обращения владельца транспортного средства с соответствующим заявлением. На момент обращения Сидоченко А.П. с заявлением о постановке прицепа на учет действовали Правила, пункт 3 которых предусматривает необходимость предоставления документов, подтверждающих проведение сертификации транспортного средства. Прицеп истцом был приобретен в ДД.ММ.ГГГГ, что не лишало его права обращения о постановке на учет по ранее действующим правилам.
Кроме того, Сидоченко А.П. не лишен возможности произвести сертификацию принадлежащего ему автомобильного прицепа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сидоченко ФИО к МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> о понуждении к государственной регистрации легкового прицепа – отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении 10 дней.
Судья Алейского городского суда О.В. Луханина
Решение не вступило в законную силу.