Дело № 2-740/11
решение в мотивированной форме
составлено 12 сентября 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2011 года город Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Г.Н.Осколковой
при секретаре Т.Е.Митяевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожина <данные изъяты> к администрации Алейского района, администрации Моховского сельсовета о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Кожин В.С. обратился в суд с иском к администрации Алейского района, администрации Моховского сельсовета о признании решения незаконным, указывая на то, что он проживает у своей дочери Макаровой Н.В. в принадлежащей ей квартире в двухквартирном доме по адресу: <адрес>. Он решил переехать к дочери 6 лет назад, поскольку после смерти своей жены, учитывая возраст и состояние здоровья, не смог ухаживать за собой. Его деревенский дом в с. Боровское был не благоустроен: без водоснабжения, без канализации и санузла, с печным отоплением. Он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы и, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.95. «О Ветеранах», имеет право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. Правом на обеспечение жильем обладают участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Он не обладает на праве собственности жильем. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, при определении нуждаемости в жилом помещении принимаются во внимание совместно проживающие с заявителем члены его семьи. Учетная норма площади жилого помещения на территории Моховского сельсовета составляете 12 кв.м.. Общая площадь помещения, в котором их семья проживает, составляет 40,2 кв.м., т.е. фактически на каждого из проживающих приходится по 10,05 кв.м., а это менее учетной нормы, потому что их семья состоит из четырех человек. Это он его дочь, её супруг Макаров О.А. и внук Игнатенко Д.В. В марте и ноябре 2010 года он обращался в Администрацию Алейского района к Агарковой С.Я. по поводу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но получил отказ. Причиной отказа являлось следующее обстоятельство: его дочь является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент обращения в Администрацию Алейского района она проживала с гражданским мужем, поэтому в справке о составе семьи были указаны 3 человека. 23.04.11 года брак между ними был зарегистрирован официально, следовательно, состав семьи изменился. Муж был признан членом семьи через суд, который состоялся в феврале 2011г. Сейчас квартира по адресу <адрес> в многоквартирном доме, в которой его дочь временно проживала, является непригодной для проживания, т.к. в ней нет водоснабжения, канализации, электричества, отопления, разбиты окна и стены, подоконники и оконные рамы сгнили, нет пола и дверей. Квартира не зарегистрирована в Росреестре Алейского района Алтайского края, т.к. отсутствует приказ о предоставлении квартиры в собственность дочери и нет регистрационного удостоверения на неё. Межведомственная комиссия во главе председателя ФИО17, назначенная по постановлению Администрации Алейского района от 18.02.11г. обследовала квартиру и составила акт, в котором говорится, что квартира требует косметического ремонта. Акт был получен ими 07.06.2011, что свидетельствует о преднамеренной волоките со стороны комиссии. В акте содержится умышленное искажение фактов по поводу года его постройки. Кроме того, данные и другие недостоверные сведения, передаются в край Администрацией Алейского района с целью отказать ему в просьбе на получение субсидии для приобретения жилья. Они обратились в Федеральное БТИ по Алтайскому краю по вопросу о признании помещения непригодным для проживания, но эта организация не занимается такими вопросами. Просит признать решение об отказе в постановке на учет Кожина B.C. на предоставление субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» незаконным. Вызвать краевую экспертную комиссию для обследования квартиры и составления акта о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания по адресу: <адрес>7. Обязать комиссию по рассмотрению заявлений граждан, формирования очередности и распределения бюджетных ссуд на строительство и приобретение жилья Администрации Алейского района и поставить его на учет на получение субсидии для приобретения жилья.
Истец в силу престарелого возраста (85 лет) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был поставлен в известность надлежащим образом, его интересы в суде представляет Макарова Н.В., действующая по доверенности.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца по имеющимся материалам.
Представитель истца Макарова Н.В иск в судебном заседании поддержала в полном объеме и пояснила аналогично изложенному выше, настаивает на его удовлетворении.
Представитель ответчика Шушаков Р.Ю. иск в судебном заседании не признал и пояснил, что при обращении Кожина В.С. в Администрацию Алейского района с заявлением в декабре 2010 года он представил документы, из которых следовало, что заявитель проживает в жилом доме по адресу: с. Моховское, пер. Солнечный, д. 13, кв. 2. Общая площадь жилого дома составляет 40,2 кв.м. Совместно с заявителем проживали: внук заявителя - Игнатенко Д.В. и дочь заявителя - Кожина Н.В. (в настоящее время Макарова). Собственником жилого дома является Кожина Н.В., то есть Кожин B.C., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ является членом её семьи. Кожина Н.В. также является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Общая площадь указанного жилого помещения - 43,6 кв.м. Межведомственной комиссией при Администрации Алейского района по признанию жилого помещения жилым помещением, жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, указанные жилые помещения признаны пригодными для проживания (акт от 17 сентября 2010 года и акт от 18 февраля 2011 года). Другими жилыми помещениями заявитель и члены его семьи не обладают. В соответствии с ч. 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых но договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (суммарная общая площадь всех жилых помещений, которыми владела Кожина Н.В. составляет 83,8 кв.м. Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Кожина B.C. на момент рассмотрения его заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, составлял 27,93 кв.м. Учитывая то обстоятельство, что на территории Моховского сельсовета установлена учетная норма площади жилого помещения равная 12 кв.м., заявитель не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении. В связи с этим Администрацией района было отказано Кожину B.C. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит в иске Кожину В.С. отказать.
Представитель администрации Моховского сельсовета Чумакова В.И. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Макарова участвовала в приватизации квартиры по <адрес> Договор у них имеется, где указана долевая собственность. Макарова является собственником данной квартиры, она оплачивала налоги за жильё. На момент обследования жилья, оно было пригодно для проживания.
Суд, выслушав представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Кожин В.С. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии И № 055271, выданным Алейским объединенным городским военным комиссариатом 15 июня 2000 года, согласно которому предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны.
Как видно из учетного дела Кожин В.С. 24 ноября 2010 года обратился в администрацию Алейского района с заявлениями о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет и предоставлении субсидии на приобретение жилья.
Из постановления администрации Алейского района № 30 от 20 января 2011 года усматривается, что рассмотрев заявление Кожина В.С. и в связи с представлением документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении Кожину В.С. отказано в принятии на учет.
Отказывая в принятии на учет Кожина В.С. администрация Алейского района руководствовалась тем, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Кожина В.С. на момент рассмотрения его заявления о признании нуждающимся в жилом помещении составлял 27,93 кв.м. и, учитывая, что на территории Моховского сельсовета установлена учетная норма площади жилого помещения 12 кв.м. он не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.
В обоснование своих требований истец ссылается на отсутствие государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1998 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом.
При обращении с заявлением, о признании нуждающимся в жилом помещении, истцом была предоставлена справка от 27 апреля 2010 года № 4674, выданная Алейским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю.
Из данного документа следует, что указанное жилое помещение значится за Кожиной Н.В..
Кроме того как следует из решения Алейского городского суда от 17 мая 2011 года вступившего в законную силу за Макаровой Н.В. признано право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Истец указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания.
Вместе с тем при обращении Кожина B.C. в Администрацию района с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, им не представлялись документы, подтверждающие непригодность указанного жилого помещения для проживания. В последующем указанное жилое помещение было обследовано районной межведомственной комиссией при Администрации Алейского района по признанию жилого помещения жилым помещением, жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с заключением указанной комиссии, квартира пригодна для проживания (акт от 18 февраля 2011 года).
Также истец ссылается на то, что в настоящее время его семья состоит из четырёх человек: Кожин В.С., Макарова Н.В., Макаров О.А., Игнатенко Д.В..
Следовательно, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 10,05 кв.м.
Однако при обращении Кожина B.C. в Администрацию района с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении его семья состояла из трёх человек: Кожин В.С., Кожина Н.В., Игнатенко Д.В.
Как установлено Макаров О.А. был признан членом семьи 8 февраля 2011 года, в то время как решение об отказе Кожину в принятии на учёт было принято Администрацией района 20 января 2011 года.
Так, согласно свидетельству о заключении брака серии I-ТО № 763190, выданному администрацией Моховского сельсовета Алейского района 23 апреля 2011 года брак между Кожиной Н.В. и Макаровым О.Г. был заключён 23 апреля 2011 года.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно пункту 4 и пункта 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Уровень обеспеченности общей жилой площадью определяется истцом без учёта общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, что является нарушением ч. 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании после изменения состава семьи Кожин B.C. с заявлением о признании его нуждающимся в жилье в Администрацию Алейского района не обращался.
Анализируя законность принятого ответчиком решения об отказе Кожину В.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Таким образом, законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этого следует, что право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением собрания депутатов Моховского сельсовета Алейского района Алтайского края № 29 от 02 ноября 2009 года установлена учетная норам жилой площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Моховского сельсовета в размере 12 кв. метров на 1 члена семьи.
Судом установлено, что обеспеченность семьи Кожина на момент его обращения в администрацию Алейского района общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 27,93 кв.м, что выше учетной нормы (83,8 кв.м : 3 лица).
Обсуждая вопрос о признании Кожина В.С. нуждающимся в жилом помещении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует отметить, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, реконструкции, является межведомственная комиссия. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения).
Из этого следует, что вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания разрешается межведомственной комиссией на основании заявления собственника либо контролирующего органа.
Постановлением администрации Алейского района Алтайского края от 28 мая 2007 года № 218 утверждена межведомственная комиссия при администрации Алейского района Алтайского края.
В судебном заседании исследован акт межведомственной комиссии от 17 сентября 2010 года, в котором имеется заключение о том, что одноэтажный двухквартирный дом по адресу: <адрес> <адрес> находится в удовлетворительном состоянии, пригоден для проживания.
Также в акте межведомственной комиссии от 18 февраля 2011 года об обследовании двухэтажного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>7 имеется заключение, что техническое состояние здания и <адрес> удовлетворительное, пригодное для проживания.
При указанных обстоятельствах документы, представленные Кожиным В.С. в администрацию <адрес>, не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая отсутствие правовых оснований для признания решения комиссии при администрации Алейского района об отказе в постановке на учет Кожина В.С. на предоставление субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» незаконным, суд считает необходимым в удовлетворении иска Кожина В.С. отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кожина <данные изъяты> к администрации Алейского района, администрации Моховского сельсовета о признании решения незаконным отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Алейский городской суд.
Председательствующий Г.Н.Осколкова
НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ