Дело №2-779/11
решение в мотивированном виде
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2011 года <адрес>
Алейский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего О.В.Луханиной,
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Ивашутиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации <адрес>, Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> <адрес> об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации <адрес>, МУП <данные изъяты> <адрес> указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «город <данные изъяты>» <адрес>.
Обследование места размещения отходов на территории <адрес> проводилось помощником Алейского межрайонного прокурора Ивашутиной Ю.Н., ТО Роспотребнадзора <адрес>
В соответствии с актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее.
Решением Алейского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования <адрес>.
В северо-восточной части <адрес> располагается участок общей площадью 13,5 га под полигон твердых бытовых отходов.
В нарушение СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО отсутствует. Для полигона ТБО не разработана специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. По периметру всей территории полигона ТБО отсутствует легкое ограждение. В ограде полигона не установлен шлагбаум у производственно-бытового здания. Отсутствуют переносные сетчатые ограждения к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. На момент проверки на территории полигона имеют место случаи сжигания ТБО (дым, тление), не приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов.
По информации Администрации <адрес> земельный участок под полигон твердо-бытовых отходов поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения полигона твердых бытовых отходов.
На территории <адрес> создано МУП <данные изъяты> Согласно подпункта З, 5 пункта 2.1 Устава МУП <данные изъяты> осуществляет деятельность по вывозу бытовых отходов, содержанию полигонов (свалок). МУП <данные изъяты> имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление такой деятельности.
Распоряжением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено МУП <данные изъяты> размещение промышленных и бытовых отходов на площадке в северо-восточной части города на период, необходимый для проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов.
Как указано в акте осмотра территории санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок для устройства полигона на территории <адрес> не выдавалось, схема санитарной очистки населенного пункта, программа производственного контроля и результаты лабораторных исследований отсутствуют.
Изложенное подтверждает факт существования на территории <адрес> места размещения отходов и свидетельствует о том, что оно не соответствует действующему законодательству, место размещения отходов на территории <адрес> надлежащим образом не организовано.
Ненадлежащее исполнение обязанностей Администрацией <адрес>, МУП <данные изъяты> по сбору, вывозу бытовых и промышленных отходов подтверждается также наличием несанкционированной свалки согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, распложенной на юго-западе <адрес> в 100 метрах от <адрес>, что в сложившейся ситуации Администрация <адрес>, МУП <данные изъяты> должны надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов, обеспечить соответствие места утилизации отходов законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательству об отходах производства и потребления.
Просит обязать Администрацию <адрес>, МУП <данные изъяты> организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз, утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов в границах <адрес>.
В ходе рассмотрения гражданского дела от Алейского межрайонного прокурора поступило заявление об уточнении заявленных исковых требований, в котором истец просит обязать Администрацию <адрес> организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз, утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов в границах <адрес>; обязать МУП <данные изъяты> осуществлять сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Ивашутина Ю.Н. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Вражевских О.В. иск не признала, ссылаясь на то, что Администрация города в полной мере исполняет полномочие по организации, сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно:
- создано Муниципальное унитарное предприятие <данные изъяты> одним из видов, деятельности которого является сбор, вывоз бытовых отходов, содержание полигонов (свалок). Данное муниципальное предприятие имеет лицензию;
- распоряжением Администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено МУП <данные изъяты> размещение промышленных и бытовых отходов на существующей площадке в северо-восточной части города, на период необходимый для проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов;
- для выполнения полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на разработку проектно-сметной документации на строительство полигона;
- в ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по ЖКХ и транспорту Администрации города был проведен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации на строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов в городе <адрес>. Муниципальный контракт заключен с победителем ООО <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, который проплачен за счет бюджета <адрес>. В настоящее время проектно-сметная документация направлена на экологическую экспертизу в <адрес>. Полагает, что прокурором необоснованно сделана ссылка на СП 2.1.7.1038-01. В соответствии с пунктом 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. «Санитарные правила» - требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Считает, что нарушения пунктов 3.4, 4.4, 5.3, 5.7, 2.3 СП 2.1.7.1038-01 не могут быть применены к органам местного самоуправления. В исковом заявлении прокурор ведет речь идет о полигоне твердых бытовых отходов и об утилизации отходов, но юридически оформленный полигон на территории муниципального образования <адрес> отсутствует, проектно-сметная документация направлена на экологическую экспертизу. Утверждает, что свои полномочия в части организации сбора мусора Администрация <адрес> исполняет в полном объеме. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Алейской межрайонной прокуратуры отказать.
Представитель ответчика МУП <данные изъяты> <адрес> Селес Н.В. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнив, что в их лицензии нет понятия «сбор промышленных отходов» и «транспортировка». Согласно Устава МУП <данные изъяты> предприятие осуществляет только вывоз бытового мусора по договорам, сбор не относится к видам деятельности МУП <данные изъяты>
Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая мнение помощника Алейского межрайонного прокурора Ивашутиной Ю.Н., представителя ответчика Администрации <адрес> Вражевских О.В., представителя ответчика МУП <данные изъяты> <адрес> Селес Н.В., суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункта 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Решением Алейского городского Собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования <адрес> края, пунктом 2.2. которого к полномочиям Администрации <адрес> в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема места расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории из земель населенных пунктов, с местоположением: в кадастровом квартале №, в 1 300 метрах по направлению на северо-запад от ориентира здание, расположенного за пределами земельного участка по адресу: <адрес> общей площадью 12 000 квадратных метров, с разрешенным использованием земельного участка: для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации <адрес> постановлено предварительно согласовать земельный участок для строительства полигона твердых бытовых и промышленных отходов; оформить в течение трех месяцев в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> договор аренды земельного участка; заказать в проектной организации проектную документацию на строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов; получить в Администрации <адрес> разрешение на строительство полигона твердых бытовых и промышленных отходов; Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> осуществлять контроль за использованием земельного участка по назначению.
Согласно Акта № по результатам проведения осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с поручением Алейского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации сбора, вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования <адрес>.
По результатам проверки установлено, что в северо-восточной части <адрес> располагается участок общей площадью 13,5 га под полигон твердых бытовых отходов.
В нарушение пункта 3.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов твердых бытовых отходов отсутствует.
В нарушение пункта 6.4 СП 2.1.7.1038-01 для полигона твердых бытовых отходов не разработана специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
В нарушение пункта 4.4 СП 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов отсутствует легкое ограждение. В ограде полигона не установлен шлагбаум у производственно-бытового здания.
В нарушение пункта 5.3 СП 2.1.7.1038-01 отсутствует переносные сетчатые ограждения к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
В нарушение пункта 5.7 СП 2.1.7.1038-01 на момент проверки на территории полигона имеют место случаи сжигания твердых бытовых отходов (дым, тление), не приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.
В нарушение пункта 2.3 СП 2.1.7.1038-01 не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов.
Также по данным Акта № по результатам проведения осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра территории <адрес> установлено следующее: на юго-западе <адрес> в 100 метрах от <адрес> располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация <адрес> края поясняют, что для исполнения полномочий органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, захоронению твердых бытовых отходов на территории <адрес> создано и функционирует МУП <данные изъяты> <адрес>, осуществляющее деятельность по вывозу бытового мусора и содержанию полигонов (свалок) на территории города в соответствии с подпунктом 3,5 пункта 2 Устава предприятия. Вышеуказанный участок общей площадью 13,5 га с кадастровым № используется данным предприятием на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № и лимитов на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ. Предприятием МУП <данные изъяты> получено Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам № от ДД.ММ.ГГГГ для проведения деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Для усовершенствования свалки твердых бытовых отходов Администрацией <адрес> в бюджете города в ДД.ММ.ГГГГ были заложены средства в сумме <данные изъяты> рублей для изготовления проектно-сметной документации на строительство полигона твердых бытовых отходов, после окончания строительства полигона данное имущество будет включено в установленном порядке в реестр муниципального имущества <адрес>. Программа производственного контроля на ДД.ММ.ГГГГ в МУП <данные изъяты> отсутствует, производственный контроль предприятием не проводился. Для санитарной очистки населенного пункта (несанкционированных свалок в черте города) бюджетом города в ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей.
Распоряжением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р разрешено МУП <данные изъяты> размещение промышленных и бытовых отходов на существующей площадке в северо-восточной части города на период, необходимый для проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП <данные изъяты> выдана лицензия № сроком до ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, к которым согласно приложения к лицензии отнесены: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с не слитым электролитом; золы, шлаки и пыль от топочных установок; масла автомобильные отработанные; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами; масла трансформаторные отработанные, не содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы; шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов и др.
Согласно подпунктов 3, 5 пункта 2.2. Устава МУП <данные изъяты> утвержденного главой Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, данное предприятие осуществляет вывоз бытового мусора, содержание полигонов (свалок) соответственно.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены изменения и дополнения в Устав МУП <данные изъяты> Подпункт 3 раздела 2 Устава изложен в новой редакции, в соответствии с которой данное предприятие осуществляет «вывоз бытового мусора по договорам, заключенным с предприятиями, организациями, учреждениями и населением города».
Таким образом, в обязанности МУП <данные изъяты> не входит осуществление сбора и вывоза промышленных отходов в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, вывоз бытового мусора производится только на договорной основе.
Кроме того, в пункте 2.4. Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования <адрес> края установлено, что сортировка, безопасное и раздельное хранение отходов, сбор и вывоз их в места утилизации и (или) переработки или захоронения осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями (собственниками) отходов.
На основании изложенного исковые требования в части возложения на МУП <данные изъяты> обязанности осуществлять сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что на территории <адрес> в нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения; специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона не разработана; по периметру территории полигона твердых бытовых отходов отсутствует легкое ограждение; в ограде полигона не установлен шлагбаум у производственно-бытового здания; отсутствует переносные сетчатые ограждения к месту разгрузки и складирования твердых бытовых отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых бытовых отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте; не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно актами по результатам проведения осмотра территорий №, №.
Неисполнение Администрацией <адрес> требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории города, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что указанные вопросы местного значения до настоящего времени Администрацией <адрес> не решены.
В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязание Администрации <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
При этом суд усматривает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Алейским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз, утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов в границах <адрес>
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <адрес> организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз, утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов в границах <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Алейского межрайонного прокурора к МУП <данные изъяты> об осуществлении сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения законодательства об отходах производства и потребления - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней.
Председательствующий О.В.Луханина
Решение не вступило в законную силу.