о понуждении государственной регистрации автомобиля



Дело номер 2-785/11

Решение в мотивированном

виде составлено

27 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     22 сентября 2011 года Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Г.Н.Осколковой,

при секретаре Т.Е.Митяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумакова <данные изъяты> к МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району о понуждении к государственной регистрации прицепа к легковому автомобилю,

УСТАНОВИЛ:

            Шумаков В.Л. обратился в суд с иском к МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району о понуждении к государственной регистрации прицепа к легковому автомобилю, указывая на то, что им 17 марта 2004 года по договору купли-продажи у ПСК «Геос» был приобретен прицеп легковой «<данные изъяты>», 1978 года выпуска, изготовитель - Ульяновский автомобильный завод, номер шасси отсутствует, регистрационный знак отсутствует, регистрационный документ на данный прицеп не выдавался. На основании решения мирового судьи судебного участка Алейского района Алтайского края от 21 марта 2011 года за ним было признано право собственности на данный прицеп «<данные изъяты>».

В связи с необходимостью регистрации прицепа, обратился в МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району с заявлением о постановке на регистрационный учет. Однако должностным лицом МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району 20.04.2011г. в регистрационном действии ему отказано на основании п. 16 Административного регламента Приказа МВД РФ от 24.11.2008 №1001 и решения мирового судьи судебного участка Алейского района Алтайского края от 21 марта 2011 года.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

На основании объективных причин считает, что регистрационные документы и (или) паспорт транспортного средства, требуемые в соответствии с п. 16 Административного регламента Приказа МВД РФ от 24.11.2008 №1001 для регистрации ТС, в отношении приобретённого им прицепа ГАЗ-704 не выдались, в связи с тем, что предыдущими собственниками (Организация «Тяжелая техника» и СПК «Геос») в момент купли- продажи в устной форме в 1993 году только вводилось в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и в связи с этим технические документы на прицеп не передавались, т.к. они отсутствовали как документ необходимый для регистрации транспортных средств. А последующем до покупки им прицепа ГАЗ-704 в 2004 году, прицеп не эксплуатировался и находился на складе СПК «ГЕОС».

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и пунктом 7 принятого в целях реализации данного постановления Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134, паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Госавтоинспекции на транспортные средства, выпущенные организациями- изготовителями до 01.07.1993 или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.07.1997, при предъявлении их для регистрации.

Также из отчета №9-10-232, составленного экспертом-оценщиком ОЭБ «Реал», следует, что прицеп заводского производства, технически исправен и при правильной эксплуатации не может угрожать безопасности дорожного движения.

Просит обязать МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району зарегистрировать прицеп легковой «ГАЗ-704», 1978 года выпуска, изготовитель - Ульяновский автомобильный завод, номер шасси- отсутствует, регистрационный знак отсутствует за ним, обязать МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району выдать регистрационный документ и паспорт транспортного средства на прицеп легковой «ГАЗ- 704», 1978года выпуска.

В судебное заседание истец Шумаков В.Л. не явился, его интересы в суде представляет Меденцев Д.Н., который поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил аналогично изложенному выше.

Представитель ответчика МО МВД РФ «Алейский» в судебное заседание не явился, в возражениях на иск просит в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что в иске истец ссылается на нормы ст.258 ГПК РФ. Исходя из указанной нормы, в соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

         Для обращения с таким заявлением в суд ст. 256 ГПК РФ установлен 3-х месячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и сводов. Истцом, установленный законодателем срок пропущен, доказательств уважительности пропуска срока, не представлено.

         Истец указывает в качестве ответчика МРЭО ОВД по г.Алейску, Алейскому району.

         Главой 25 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц предусмотрено участие в деле только заявителя и заинтересованного лица.

         Также МРЭО ОГИБДД не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением другого юридического.       Таким образом, требования не могут быть предъявлены к МРЭО ОГИБДД.

         На основании приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю от 08 июля 2011 года номер 296 «О реорганизации ОВД по г.Алейску, Алейскому району и ОВД по Усть - Пристанскому району», с 01 августа 2011 года в ходе реорганизации путем присоединения создан Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алейский».

         В соответствии с действующим законодательством РФ все права и обязанности перешли к МО МВД России «Алейский».

         Регистрация автотранспортных средств в органах ГИБДД, не имеет целью регистрацию права на транспортное средство (без которого право собственности недействительно), а призвана лишь вести учет автотранспортных средств и контроль за их использованием.

         Данное положение закреплено в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», которое гласит, что постановление принято в целях обеспечения полноты учета автотранспортных средств.

        Таким образом, сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.

         Такого рода контроль необходим, поскольку эксплуатация транспортного средства является источником повышенной опасности и его регистрация позволяет обеспечить безопасность дорожного движения.

        Транспортное средство является источником повышенной опасности. Именно реализация права собственности в отношении транспортного средства при его использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой его правового режима, связанной с его техническими параметрами как предмета, представляющего повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц.

         Поэтому, такая реализация права собственности в отношении транспортного средства (право пользования транспортным средством по его назначению) регламентируется нормами не только гражданского, но и административного законодательства.

        Так, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.

       В соответствии со статьей 4 вышеназванного закона, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

         Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Госавтоинспекция обязана, в частности, осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществлять регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдавать регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним.

         Согласно пункту 2 этого Указа, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести этих последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

        Таким образом, приведенными нормами законодатель, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, уже ограничил реализацию права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, учитывая специфический характер этих объектов собственности, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих.

        В связи с чем, реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности вообще, в силу приведенных выше норм Федерального закона «О безопасности дорожного движения», может осуществляться при условии разрешения вопроса допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации, с выдачей соответствующих документов, осуществляемых в соответствии с законодательством.

         В статье 15 Закона «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на регистрацию транспортных средств без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

    Истец не имеет документ подтверждающий проведение сертификации транспортного средства.

        Из представленного отчета об оценке следует, что эксперт - оценщик устанавливает цель оценки, которой является определение рыночной стоимости объекта оценки и назначением отчета оценки является -судебное разбирательство по установлению права собственности на объект оценки, оплата госпошлины.

        Однако, в выводах эксперт - оценщик делает вывод о том, что предъявленный прицеп ГАЗ-704, заводского производства технически исправен и при правильной эксплуатации не может угрожать безопасности дорожного движения, что не входит в его компетенцию.

         Считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований нет.

         Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие столрон по имеющимся материалам дела.

        Выслушав представителя истца Меденцева Д.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика о применении срока исковой давности по тем основаниям, что рассматриваемый спор заявлен стороной в порядке искового производства, а не в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ.

        Как следует из материалов дела истец обращается с иском к ответчику МО МВД РФ «Алейский» о возложении на него обязанности зарегистрировать за ним прицеп легковой «ГАЗ – 704», 1978 года выпуска, изготовитель - Ульяновский автомобильный завод, номер шасси отсутствует, регистрационный знак отсутствует, и выдать регистрационный документ и паспорт транспортного средств на вышеуказанный прицеп.

        Право собственности на легковой прицеп «ГАЗ – 704» признано за Шумаковым В.Л. на основании решения И.О. Мирового судьи Судебного участка Алейского района от 21 марта 2011 года.

               При указанных обстоятельствах исковые требования истца не подлежат удовлетворению и в силу того, что пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

         Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.

        В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (приложение номер 1 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       Из материалов дела следует, что 17 марта 2004 года Шумаков В.Л. приобрел по договору купли – продажи у ПСК «Геос» легковой прицеп «ГАЗ – 704» производства Ульяновского автомобильного завода.

        Должностным лицом МРЭО ГИБДД ОВД по г.Алейску, Алейскому району 20 апреля 2011 года Шумакову В.Л. было отказано в регистрации прицепа на основании п. 16 Административного регламента Приказа МВД № 1001 и решения Мирового судьи.

         В пункте 16 Административного регламента указано, что для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.

        Пунктом 3 Административного регламента предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        Таким образом, Шумакову В.Л. правомерно отказано в регистрации прицепа со ссылкой на п. 16 Административного регламента и решение Мирового судьи.

        Представленный истцом отчет № 9-10-232 Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «СИБИРЬ» оценочно – экспертного бюро «РЕАл» от 26 октября 2009 года и дополнение к отчету от 15 марта 2011 года не может служить доказательством проведения сертификации транспортного средства.

       Доводы истца о том, что ранее по действующему законодательству в момент приобретения им прицепа не требовалось паспорта транспортного средства поскольку регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с правилами, действующими на момент обращения владельца транспортного средства с соответствующим заявлением не состоятельны по тем основаниям, что на момент обращения Шумакова В.Л. с заявлением о постановке прицепа на учет действовали Правила согласно пункту 3 которых предусматрена необходимость предоставления документов, подтверждающих проведение сертификации транспортного средства.

        Как видно, прицеп истцом был приобретен в 2004 году, что не лишало его права обращения о постановке на учет по ранее действующим правилам.

        К тому же Шумаков В.Л. не лишен возможности произвести сертификацию принадлежащего ему автомобильного прицепа.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении исковых требований Шумакова <данные изъяты> к МРЭО ГИБДД ОВД по г. Алейску, Алейскому району о понуждении к государственной регистрации легкового прицепа – отказать.

         Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.

    Судья Алейского городского суда                              Г.Н.Осколкова

Не вступило в законную силу