о взыскании морального вреда



Дело № 2-782/11

Мотивированное решение составлено

29 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011 года

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н. Осколковой

с участием прокурора     О.Н.Станевич

при секретаре Т.Е. Митяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Литвиновой <данные изъяты> к Бутузову <данные изъяты> о компенсации морального вреда,

установил:

    Истец обратился в суд с иском к ответчику о компенсации морального вреда, указывая на то, что приговором Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 ноября 2010 года ответчик признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 109, пунктом «а» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 09 декабря 2010 года приговор изменен, из приговора исключено осуждение ответчика по пункту «а» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, как излишне вмененное.

    Указанным определением Бутузов В.Н. считается осужденным по части 1 статьи 109 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

    Судом установлено, что 03 октября 2009 года с 00 часов до 01 часа Бутузов В.Н., находясь около ночного клуба «<данные изъяты>» по <адрес> спровоцировал ссору с группой ранее ему незнакомых лиц, среди которых находился и его сын Литвинов М.М.

    Действуя из хулиганских побуждений, Бутузов В.Н. нанес её сыну побои, а также совершил другие действия, в результате которых её сын скончался.

    Она пережила смерть своего сына, результатом которой явился огромный нервный стресс, Она обречена, переживать эту потерю всю оставшуюся жизнь. После его смерти е неё началась депрессия, она стала плохо спать, у неё появилось чувство тревоги, одиночества. Не может полноценно трудиться отсутствует интерес в работе. Поскольку на протяжении длительного времени она пребывает в подавленном состоянии, это негативно сказывается на её физическом здоровье.

    Просит взыскать в её пользу с ответчика 1 000 000 рублей денежной компенсации морального вреда.

    Истец и её представитель Голуб Д.В. иск в судебном заседании поддержали в полном объеме и пояснили аналогично изложенному выше, настаивают на его удовлетворении.

    Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, доверяет представлять свои интересы в суде Жукову А.А., который в судебном заседании иск не признал, пояснив, что чтобы загладить свою вину, его доверитель Бутузов В.Н. компенсировал моральный вред семье, то есть не только отцу, но и матери. В настоящее время он не трудоустроен, у него накопились долги, которые он не в состоянии выплатить. Согласно ст. 36 Семейного кодекса РФ и ст. 256 ГК РФ, полученные от Бутузова В.Н. деньги в размере <данные изъяты> рублей Литвиновым М.Б., являются совместно нажитым имуществом супругов Литвиновых. Исходя из этого, следует, что он выплатил компенсацию истице Литвиновой В.М.

Суд, выслушав истца, его представителя Голуб Д.В., представителя ответчика Жукова А.А., заключение прокурора Станевич О.Н., полагавшей, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, что приговором Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 02 ноября 2010 года Бутузов В.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 109, пунктом «а» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 09 декабря 2010 года приговор изменен, из приговора исключено осуждение Бутузова В.Н. по пункту «а» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, как излишне вмененное.

    Определением суда Бутузов В.Н. считается осужденным по части 1 статьи 109 Уголовного кодекса Российской Федерации в 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

    Судом установлено, что 03 октября 2009 года с 00 часов до 01 часа Бутузов В.Н., находясь около ночного клуба «<данные изъяты>» по <адрес> края, спровоцировал ссору с группой ранее ему незнакомых лиц, в том числе и Литвиновым М.М.

    Действуя из хулиганских побуждений, Бутузов В.Н. нанес его сыну побои, а также совершил другие действия, в результате которых Литвинов М.М. скончался.

    Указанный приговор вступил в законную силу, исполнен, гражданский иск в уголовном деле заявлен не был.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 1101 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

    В соответствии пунктом 8 постановления № 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 года, с изменениями и изменениями, внесенными постановлениями Пленумов №10 от 25 октября 1996 года и №1 от 15 января 1998 года, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

    Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Доводы представителя ответчика о том, что полученная Литвиновым М.Б. от Бутузова компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей является в силу ст. 36 СК РФ, 256 ГК РФ, совместно нажитым имуществом супругов Литвиновых, в связи, с чем Литвинова В.М. получила компенсацию морального вреда, не обоснованны, и не могут являться основанием для освобождения ответчика от возмещения морального вреда истца, поскольку как указано выше, именно Бутузов В.Н. совершил те действия, которые непосредственно привели к гибели Литвинова.

Кроме того, взыскивая в пользу Литвинова М.Б. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей (решение суда от 26 апреля 2011 года), суд удовлетворял требования о восстановлении личных неимущественных прав Литвинова М.Б. (перенесенные им страдания в связи с потерей сына), которые в силу п. 1 ст. 150 ГК РФ принадлежат конкретному гражданину от рождения или в силу закона.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывал характер, объем и степень понесенных истцом нравственных страданий, поскольку смерть близкого человека, бесспорно, приводит к огромным нравственным страданиям, и что горе матери, потерявшей сына, безмерно и, безусловно, а также принципы разумности и справедливости.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-195 ГПК РФ, суд

решил:

    Удовлетворить исковые требования Литвиновой <данные изъяты> частично.

    Взыскать в пользу Литвиновой <данные изъяты> с Бутузова <данные изъяты> <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда.

Взыскать с Бутузова <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

    В остальной части исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней с момента составления решения в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда.

Председательствующий:                    Г.Н. Осколкова

Не вступило в законную силу