о признании договора дарения не заключенным



Дело № 2-928/11

решение в мотивированном виде

составлено 12 октября 2011 года

                                                               РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

       10 октября 2011 года                                                        г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н.Осколковой

    при секретаре                   Т.Е.Митяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пургиной <данные изъяты>, Пургина <данные изъяты> к Пургиной <данные изъяты> о признании договора дарения не заключенным,

                                                              УСТАНОВИЛ:

       Пургины П.Ф. и Н.Ф. обратились в суд с иском к Пургиной Л.П. о признании договора дарения не заключенным, указывая на то, что у них и их дочери Пургиной Л.П. в общей долевой собственности (по 1/3 доли у каждого) имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кроме дочери у них есть сын ФИО19В сентябре 2011 года дочь спросила их согласия оформить доверенность на Богунову Т.И. для того, чтобы она от их имени могла собрать необходимые документы на квартиру, а впоследствии оформить после их смерти квартиру на дочь - Пургину Л.П.. Они пояснили, что хотели бы, чтобы после их смерти доли, принадлежащие им поровну достались дочери и сыну, то есть по 1/3 доли каждому. Лариса сказала, что так оно и будет, и что она разговаривала с их сыном Виктором и всё это делается с его согласия. На что они согласились. Через несколько дней к ним домой Лариса привезла женщину, которая предложила им подписать какой-то документ, как они поняли доверенность на Богунову Т.И., который они подписали. Примерно через две недели им позвонил сын ФИО20 и спросил, правда ли, что они подарили свои доли в квартире Ларисе. Мы сказали, что ни чего не дарили, а подписали доверенность на Богунову Т.И. для того, чтобы она собрала необходимые документы для последующего оформления после их смерти квартиры на дочь и сына в равных долях. Виктор сказал им, что они подписали доверенность на Богунову Т.И. с правом дарения их долей в квартире Ларисе, которая от их имени заключила договор дарения их долей Ларисе и теперь полноправным собственником квартиры является их дочь Лариса. Сын сказал, что Лариса по этому поводу ему ни чего не говорила, и узнал он об этом случайно от ФИО15 После обращения к Богуновой Т.И. она пояснила, что она подписала договор дарения их долей согласно которого их доли переходят в собственность Ларисы. Всё это Богунова сделала по просьбе Ларисы, которая сказала Богуновой Т.И., что всё согласовано родителями и братом. Богунова Т.И. сказала, что все документы уже сданы на регистрацию. После чего они попросили Богунову Т.И. срочно забрать документы назад, так как всё было сделано обманным путём их дочерью, и они согласия на дарение их долей при жизни и тем более только одной дочери не давали и не были согласны на это. Доверенность, которую подписывали, они не читали, нотариус, что-то им говорила, однако в силу своего возраста, образования и состояния здоровья поняли всё так, как им объясняла дочь. Считают, что сделка совершена под влиянием заблуждения. Просят признать договор дарения 2/3 долей в праве собственности на квартиру заключённый между Богуновой Т.И. по нотариальной доверенности от имени Пургиных П.Ф. и Н.Ф. и Пургиной Л.П. от 14 сентября 2011 года не заключённым.

     В судебное заседание истцы Пургины П.Ф. и Н.Ф. не явились, их интересы в суде представляет Белов С.В., который поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в иске.

Ответчик Пургина Л.П., третьи лица Богунова Л.И., нотариус г.Алейска и Алейского района Ерохина Н.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

     Представитель третьего лица Алейского отдела Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю Янькова А.Б. в судебном заседании пояснила, что представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям, в настоящее время государственная регистрация приостановлена, в случае удовлетворения иска, документы будут возвращены.

       Учитывая мнение представителей истцов, третьего лица, суд считает возможным разрешить заявленные требования в отсутствие ответчика и указанных третьих лиц.

       Выслушав представителей истцов, третьего лица, свидетеля ФИО18 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Как следует из свидетельств о государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 12 сентября 2011 года серии Пургиным Н.Ф., П.Ф. и Л.П. принадлежит на праве долевой собственности квартира по адресу: <адрес> по 1/3 доли каждому.

       Согласно доверенности, удостоверенной 08 сентября 2011 года временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа г.Алейска и Алейского района ФИО16 Пургины П.Ф. и Н.Ф. уполномочили Богунову Т.И. зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю право собственности на принадлежащие им каждому по 1/3 доле в праве собственности на квартиру № <адрес> и подарить указанные доли Пургиной Л.П.

    Как видно доверенность составлена и удостоверена в соответствии со ст. 185 ГПК РФ.

По смыслу ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность.

В договоре дарения 2/3 долей в праве собственности на квартиру указано, что Богунова Т.И. действующая по доверенности от 08 сентября 2011 года от имени Пургиных П.Ф. и Н.Ф. заключила договор дарения с Пургиной Л.П. о принятии ею дар, в личную собственность 2/3 доли в праве собственности на четырехкомнатную благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащих Пургиным П.Ф. и Н.Ф.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Из расписки в получении документов на государственную регистрацию договора дарения на жилое помещение по адресу: <адрес> от 14 сентября 2011 года усматривается, что Богунова Т.И. предоставила документы на регистрацию (9 позиций), о чем 14 сентября 2011 года в книгу учета входящих документов № 04/021/2011 внесена запись № 265.

Как указано в расписке, представленные документы соответствуют требованиям ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п.п. 30-35 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2006 года № 293.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Согласно заявлению от 22 сентября 2011 года Богунова Т.И. просила приостановить государственную регистрацию договора дарения 2/3 долей в праве собственности на квартиру от 14 сентября 2011 года, в связи с его расторжением, данное обстоятельство также подтверждено распиской в получении документов на государственную регистрацию о приостановлении регистрации на жилое помещение водящая запись № 375 от 22 сентября 2011 года.

В соответствии со ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли всех сторон по договору.

Между тем как пояснил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО17., который приходится сыном истцов, о данной ситуации он ничего не знал. Узнал от родственницы, которая рассказала, что Лариса, его сестра оформила договор дарения. Когда позвонили в регистрационную службу, всё подтвердилось. Родители не давали своё согласие на дарение своих долей только сестре. Они давали своё согласие, что их доли в квартире поровну достались ему и сестре и то только после их смерти.

С учетом анализа выше приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что договор дарения между Богуновой Т.И., представляющей интересы Пургиных по доверенности и Пургиной Л.П. является незаключенным, поскольку не прошел государственную регистрацию.

       При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Пургиных Н.Ф. и П.Ф. о признании договора дарения 2/3 долей в праве собственности на квартиру, недействительным.

       Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

                                                                     РЕШИЛ:

Исковые требования Пургиной <данные изъяты>, Пургина <данные изъяты> к Пургиной <данные изъяты> о признании договора дарения не заключенным удовлетворить в полном объеме.

Признать договор дарения 2/3 долей в праве собственности на квартиру заключённый между Богуновой <данные изъяты> по нотариальной доверенности от имени Пургина <данные изъяты>, Пургиной <данные изъяты> и Пургиной <данные изъяты> от 14 сентября 2011 года не заключённым.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней.

Председательствующий                                   Г.Н.Осколкова

Не вступило в законную силу