о признании заключения комиссии недействительным



Дело № 2-881/11

Решение в окончательной форме

Cоставлено 10 октября 2011 года

                                                                   РЕШЕНИЕ

                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2011 года

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н. Осколковой

    при секретаре Т.Е.Митяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Макаровой <данные изъяты> к администрации Алейского района о признании заключения комиссии недействительным,

установил:

    Макарова Н.В. обратилась с иском в суд к администрации Алейского района о признании заключения комиссии недействительным, ссылаясь на то, что с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Алейского района № 218 от 25.05.2007г, согласно которой приватизированная ею квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признана пригодной к проживанию, требуется лишь косметический ремонт, она не согласна по следующим основаниям.

    Под косметическим ремонтом подразумевается побелка стен, покраска деревянных покрытий и другой мелкий ремонт, в то время, как на момент обследования (18.02.2011г.) в квартире отсутствовало водоснабжение, отопление, водоотведение, стекла в окнах разбиты, подоконники и оконные рамы частично сгнили, стена между комнатами разрушена. На сегодняшний день отсутствует деревянное покрытие на полу, межкомнатные и уличные двери, даже если принять меры для обеспечения безопасности и нормальных условий проживания жильцов и провести частичный ремонт: расшивку трещин под окнами, оштукатуривание стен, устройство отмостки, как было указано в заключении, проживать в этой квартире невозможно. В указанном многоквартирном доме никто не проживает.

    Помимо всего, в акте межведомственной комиссии от 18 февраля 2011 года допущена ошибка о годе постройки дома, в которой находится данная квартира: вместо 1963г. указан 1996г., что говорит о том, что дом был построен, якобы, совсем недавно.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).

    Положением установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, так, в пунктах 12, 13, 14 указано, что жилое помещение должно быть оснащено инженерными конструкциями (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция); инженерные системы должны соответствовать требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности, должны быть смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных актах, а также с гигиеническими нормативами.

В Положении указано, что в состав комиссии включаются также лица, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения и квалифицированные эксперты проектно-изыскательский организаций с правом решающего голоса.

Указанные лица отсутствовали, просит признать заключение межведомственной комиссии от 18.02.11 о пригодности жилья по адресу: <адрес> недействительным, пригласить квалифицированных экспертов из края и назначить дополнительное обследование указанной квартиры для определения несоответствия (соответствия) помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным (пригодным) для проживания.

В судебном заседании истец Макарова Н.В. поддержала заявленные требования и пояснила аналогично изложенному в иске.

Представитель ответчика администрации Алейского района Шушаков Р.Ю. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещений установленным в Положении требованиям.

В соответствии с п. 8 Положения межведомственной комиссией может осуществляться деятельность по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан в отношении частных жилых помещений.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Положением установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с пунктом 12 Положения, жилое помещение должно быть оснащено инженерными конструкциями (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция).

Пунктом 12 Положения также установлено, что в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

На территории Моховского сельсовета отсутствуют централизованные инженерные сети.

Из этого следует, что отсутствие в двухэтажном жилом доме по адресу: <адрес> водопровода и канализированных уборных не может быть основанием для признания находящейся в этом доме квартиры № непригодной для проживания.

Пунктом 41 Положения установлено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно - и двухэтажном доме.

Со стороны истца имеет место некорректное изложение абзаца 6 п. 7 Положения, в котором говорится о том, что квалифицированные эксперты привлекаются к работе комиссии в необходимых случаях.

Положением установлено, что определение перечня привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций относится к компетенции межведомственной комиссии. Состав экспертов проектно-изыскательских организаций определяется исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым.

Истец указывает на то, что в спорном жилом помещении стекла в окнах разбиты, подоконники и оконные рамы частично сгнили, стена между комнатами разрушена, отсутствует деревянное покрытие на полу, межкомнатные и уличные двери.

Указанные недостатки не требуют участия в работе комиссии экспертов проектно-изыскательских организаций. Межведомственная комиссия при администрации Алейского района создана постановлением Администрации района от 28.05.2007 № 218. В состав комиссии включены представители Алейского района ФГУП «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю, территориального отдела ГПН по г. Алейску и Алейскому району, территориального отдела федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Алейску, Алейскому району, Усть - Пристанскому, Усть - Калманскому, Чарышскому, Топчихинскому районам Алтайского края.

То есть, требование Положения о необходимости включения в состав комиссии и уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, безопасности соблюдены, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Макарова Н.В. имеет в долевой собственности квартиру № <адрес>, что подтверждается договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 30 ноября 1992 года, выпиской из технического паспорта на жилое помещение квартиру № выпиской № 756 из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 20 апреля 2011 года.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения. органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, при этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения, (п. 43 Положения).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома (п. 45 Положения).

В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как видно Постановлением № 218 от 28 мая 2007 года в целях соблюдения порядка по оценке непригодности жилых домов (жилых помещений) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу при администрации Алейского района создана межведомственная комиссия.

Данным постановлением также утверждено положение о районной межведомственной комиссии по признанию жилого помещения жилым помещением, жилого дома (помещения) непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Алейского района № 419 от 16 августа 2010 года в вышеуказанное постановление внесены изменения в связи с изменением персонального состава комиссии.

Согласно приведенным выше нормам межведомственная комиссия создается органом исполнительной власти именно для оценки жилых помещений жилищного фонда.

Как следует из акта межведомственной комиссии от 18 февраля 2011 года комиссией дано заключение, о том, что состояние здания и квартиры № <адрес> удовлетворительное, пригодное для проживания.

Из указанного акта усматривается, что комиссия, рассмотрев предъявленную документацию (в графе должен быть, перечислен перечень предъявленной документации или перечислить в приложении к акту), однако в графе отсутствует перечень документации, которую исследовала комиссия, приложение к акту также отсутствует.

Таким образом, при изучении указанного акта суд приходит к выводу о том, что проводя обследование квартиры № принадлежащей Макаровой и давая заключение об удовлетворительном состоянии квартиры и пригодности проживания в ней, комиссия основывалась на представленном Макаровой заявлении, договоре на передачу квартир (домов) в собственность и визуальном осмотре. Между тем, визуальный осмотр не является обследованием технического состояния зданий и сооружений, результаты осмотра не могут служить основанием для выдачи заключения о техническом состоянии квартиры. Представителем ответчика в судебное заседание также не представлено доказательств, какие документы были исследованы комиссией.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Следовательно, с учетом представленных доказательств, отсутствие информации о техническом состоянии квартиры, визуальный осмотр квартиры № не может быть положено в основу заключения межведомственной комиссии, в связи, с чем вывод комиссии об удовлетворительном состоянии квартиры является преждевременным, не основанным на требованиях жилищного законодательства.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что межведомственной комиссией нарушен предусмотренный законом порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, в связи с чем, заключение межведомственной комиссии не может быть признано законным.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика заявлено ходатайство о применении исковой давности, по тем основаниям, что акт истица получила 07 июля 2011 года, обратилась в суд 13 сентября 2011 года по истечении срока обжалования.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Рассматривая заявление о применении срока исковой давности суд не находит оснований для его применения по тем основаниям, что представителем ответчика не представлено доказательств того, что истица получила акт 07 июля 2011 года, точную дату получения акта истица не может указать.

Между тем, как указано в п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения включает передачу по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией), данное требование положения как установлено также было нарушено комиссией.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требований заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Макаровой <данные изъяты> о признании заключения комиссии недействительным удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии от 18 февраля 2011 года о пригодности квартиры № по адресу: Алтайский край, <адрес> недействительным.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение десяти дней с момента составления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                    Г.Н. Осколкова

Не вступило в законную силу