дело №2-914\11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2011 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюжикова <данные изъяты>, Дюжиковой <данные изъяты> к Войсковой части 41659, Алейской квартирно-эксплуатационной части, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на включение в список кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата (ГЖС), включение в сводный список и список получателей Государственного жилищного сертификата, понуждении о включении в списки и принудительной выдаче Государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Дюжиков А. С., Дюжикова Ю.В. обратились в суд с иском к Войсковой части 41659, Алейской квартирно-эксплуатационной части, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на включение в список кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата (ГЖС), включение в сводный список и список получателей Государственного жилищного сертификата, понуждении о включении в списки и принудительной выдаче Государственного жилищного сертификата. Свои требования истцы мотивировали тем, что проживают в закрытом военном городке (Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №752-р) в жилом помещении по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ как лица, проживающие в закрытом военном городке, они обратились к начальнику Алейского гарнизона командиру -войсковой части 41659, к начальнику Алейекой КЭЧ с заявлением о включении их в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата (заявления с перечнем документов вручены ценным письмом с уведомлением).
ДД.ММ.ГГГГ, за исх.№ 1396 начальник Алейекой КЭЧ дал письменный ответ, согласно которому заявление с приложением должно быть подано в воинскую часть, решение о включении либо отказе принимает жилищная комиссия воинской части. Кроме того, в настоящее время уполномоченным учреждением, которое занимается данными функциями является ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» в связи с чем, им было рекомендовано обратиться в <адрес>.
Они считают данный отказ незаконным, так как согласно ст.2 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 215 «Об утверждении порядка формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях ВС РФ граждан получателей ГЖС....», для участия в подпрограмме.... граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, обращаются в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Статьёй 3 приказа предусмотрено, что документы, указанные в п. 2 Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части, о результатах которой КЭЧ уведомляет командира воинской части. Кроме того, согласно п.п.б п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан. установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р), а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.7 Правил, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах а-д пункта 5 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Основания для отказа в принятии документов и признании гражданина участником подпрограммы изложены в п.22 вышеуказанных Правил. Оснований для отказа для их участия в подпрограмме нет, а значит, они должны быть включены в списки кандидатов на получение ГЖС, в сводные списки и списки получателей ГЖС в соответствии с вышеуказанными Правилами. Просят признать за ними право на включение в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, право на включение в сводный список и список получателей государственного жилищного сертификата, обязать войсковую часть 41659 совместно с Алейской Квартирно-Эксплуатационной Частью включить их в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и направить список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для включения в сводный список, формируемый в Федеральном государственном учреждении «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации <адрес>, обязать Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации <адрес>.
В судебном заседании истец Дюжиков А.С., его представитель Алифанов Д.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Истец Дюжикова Ю.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении попросив рассмотреть дело в ее отсутствие, на рассмотрении иска настаивает.
Представитель войсковой части 41 659 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства представитель войсковой части 41659 Т.В. Болотова исковые требования не признала, пояснив, что вопросами обеспечения жилищными сертификатами военнослужащих и лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка в настоящее время занимается ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации <адрес>. Жилищная комиссия войсковой части, в связи с образованием ФГУ ликвидирована, иной жилищный орган при войсковой части отсутствует. Истцы с заявлением о включении их в число получателей жилищного сертификата на отселение в войсковую часть обратились позже срока установленного Правилами и Приказом министра обороны РФ, в ФГУ с вопросом обеспечения их жилищным сертификатом не обращались. Кроме того, распоряжением Правительства РФ с ДД.ММ.ГГГГ г. Алейск-4 исключен из Списка закрытых военных городков, на территории Алтайского края закрытых военных городков больше не имеется, следовательно, жилищные права Дюжиковых не нарушаются, они имеют для проживания жилое помещение.
Представитель ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации <адрес> в судебное заседание не явился. Согласно письменного отзыва документы (учетное дело) на имя Дюжикова А.С. и Дюжиковой Ю. В. на рассмотрение на предмет включения граждан в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов (далее ГЖС) не поступали, следовательно, их права на получение ГЖС учреждением не были оценены. В соответствии с Уставом «Центррегионжилье», образованное путем реорганизации федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Челябинского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации в форме выделения на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №713, правопреемником КЭУ военных округов, КЭЧ районов, жилищных комиссий воинских частей не является, следовательно, не несет и не может нести ответственность за действия и решения указанных учреждений. Полагают, что признание за Дюжиковым А. С. и Дюжиковой Ю. В. права на участие в программе ГЖС в судебном порядке возможно лишь после оценки такого права «Центррегионжилье» на основании представленных документов. Судебные органы не могут подменять орган, на который в соответствии с действующими нормативными правовыми актами возложена обязанность по оценке представленных документов и принятию решения о включении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в список кандидатов на получение Государственных жилищных сертификатов.
Представитель Алейской квартирно-эксплуатационной части в судебное заседание не явился. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность Алейской КЭЧ прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ее ликвидацией.
Суд, выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.
В соответствии с разделом II подпрограммы главной целью подпрограммы является обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц.
Для реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 153 утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.
Согласно подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Из анализа приведенного положения следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им ГЖС, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1050 установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Из изложенного следует, что основанием, дающим истцам право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, являлось наличие у территории места проживания истцов Дюжиковых, статуса закрытого военного городка, то есть, наличие условия, предусмотренного подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством и спецификой данных населенных пунктов.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № <адрес> Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности.
Согласно справки, выданной Алейской КЭЧ ДД.ММ.ГГГГ №№ Дюжиков А.С., по состоянию на указанную дату, проживает в закрытом военном городке Алейского гарнизона по адресу: г. Алейск, <адрес>.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1079-р «Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ Алтайский край исключен.
В судебном заседании установлено, что истец Дюжиков А.С. на условиях договора социального найма жилого помещения проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 42,63 кв.м.
В указанной квартире он зарегистрирован и проживает с супругой Дюжиковой Ю.В., что подтверждается выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, копиями паспортов истцов, копией поквартирной карточки формы «В».
В связи с изменением статуса населенного пункта г. Алейска, исключение его из перечня закрытых военных городков ВС РФ, необходимость в отселении граждан из г. Алейска отпала.
На каждого члена семьи Дюжикова А.С. приходится по 21, 31 кв. метров, следовательно, оснований для признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий нет.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у истца Дюжикова А.С., членов ее семьи, права на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета по подп. "б" п. 5 Правил не имеется.
При этом, по мнению суда, не имеет значения дата обращения истцов с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и включения их в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, должно иметь место и на момент реализации данного права.
Кроме того, суд считает, что действиями ответчиков не нарушены права истцов и по следующим основаниям.
Согласно пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ номер 153 от ДД.ММ.ГГГГ для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме с приложением документов.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (пункт 21 Правил).
Из пункта 31 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы следует, что порядок и сроки формирования списков, состоящих на учете в подразделениях граждан-получателей сертификатов в планируемом году и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
В силу пункта 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы из числа граждан – участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а-д» и «ж» пункта 5 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (пункт 8 Правил).
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. 4 Порядка для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.
Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (приложение N 1 к настоящему Порядку).
Обязанность по учету граждан участников подпрограммы и подготовке списка получателей государственного жилищного сертификата на основании п. 4 - 11 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 215 - возложена на войсковую часть 41659, которая на основании п. 12 обязана представить в Алейскую КЭЧ на проверку и согласование список получателей сертификатов и список резерва в четырех экземплярах с приложениями к ним в одном экземпляре, а также учетные дела, после чего воинская часть направляет по два экземпляра списка получателей сертификатов и списка резерва с приложениями к ним в одном экземпляре на утверждение в соединение.
Пунктом 5 данного Порядка предусмотрено, что сведения о количестве граждан изъявивших желание получить сертификат в планируемом году направляются командирами воинских частей управления военных округов до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в Управления военных округов.
В соответствии с п. 6 Порядка органы военного управления до 15 сентября года предшествующего планируемому, представляют сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны.
В п. 7 Порядка указано, что в Управлении по реализации жилищных программ готовятся сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год, которые в установленном порядке представляются до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы.
Из п. 24 Правил следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
В соответствии с п. 3 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Из содержания п. 28 Правил следует, что Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, исходя из полномочий, установленных в вышеназванных нормативных актах, установлен порядок формирования списков для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Как было отмечено выше согласно п. 4 Порядка рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, должен быть подан до 01 августа планируемого года. Вместе с заявлением (рапортом) в соответствии с п. 2 Порядка представляются документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений.
Из материалов дела следует, что Дюжиков А.С. с заявлением о включении в состав участников подпрограммы ГЖС на отселение из закрытого военного городка в войсковую часть 41659 обратился только ДД.ММ.ГГГГ, что следует из ответа и.о. командира войсковой части 41659, то есть, за пределами срока, установленного п. 4 вышеуказанного Порядка.
Об этом свидетельствуют и даты выдачи документов, которые истец приложил к заявлению: справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, справка об отсутствии в собственности жилья от ДД.ММ.ГГГГ, справка о неучастии в приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление об отсутствии зарегистрированного права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка истца и его представителя на дату написания заявления о включении в число получателей сертификата – ДД.ММ.ГГГГ и ответ из Алейской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ №1396, не может быть принята во внимание, так как при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ Дюжиков А.С. не мог представить с заявлением документы, датированные сентябрем 2011 года.
Согласно п. 22 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов основанием для отказа во включение в число получателей жилищного сертификата является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил. Следовательно, и по данному основанию Дюжикову А.С. могло быть отказано во включение в список кандидатов на получение жилищного сертификата на отселение.
Кроме того, согласно уведомления о снятии с учета в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ Алейская квартирно-эксплуатационная часть была снята с учета в связи с прекращением деятельности юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Алейская КЭЧ не могла принять на проверку и согласование документы в отношении Дюжикова А.С., а также его учетное дело с документами, датированными серединой сентября 2011 года.
При пропуске срока обращения на включение в число получателей жилищного сертификата в планируемом году, Дюжиков А.С. не лишен был возможности обратиться в орган, на который в соответствии с действующими нормативными правовыми актами возложена обязанность по оценке представленных документов и принятию решения о включении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в список кандидатов на получение Государственных жилищных сертификатов – ФГУ «Центррегионжилье» <адрес> в 2012 году.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дюжикова <данные изъяты>, Дюжиковой <данные изъяты> к Войсковой части 41659, Алейской квартирно-эксплуатационной части, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на включение в список кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата (ГЖС), включение в сводный список и список получателей Государственного жилищного сертификата, понуждении о включении в списки и принудительной выдаче Государственного жилищного сертификата отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.
Судья: В.П. Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2011 года.
Судья: В.П.Долженко
Решение не вступило в законную силу
по 05 в