Дело № 2-1023/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2011 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Садовской <данные изъяты> к открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», открытому акционерному обществу «Алтайкрайгазсервис», открытому акционерному обществу «Алтайское управление водопроводов» о предоставлении мер социальной поддержки на коммунальные услуги как многодетной семье,
У С Т А Н О В И Л:
Садовская О.М. обратилась в суд с иском к ОАО «Алтайэнергосбыт», ОАО «Алтайкрайгазсервис», ОАО «Алтайское управление водопроводов» о предоставлении мер социальной поддержки на коммунальные услуги как многодетной семье указывая на то, что она проживает по адресу: с.Моховское, ул.Заречная, д. 15, является многодетной матерью и стоит на учете в управлении социальной защиты населения по Алейскому району как многодетная семья. У неё на иждивении находятся три ребенка: Садовский В.П., 29.11.1997 года рождения, Садовский М.П., 14.12.2001 года рождения и Садовская М.П., 18.05.2005 года рождения. Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. На сегодняшний день её семье указанные льготы не предоставляются. Мера социальной поддержки многодетным семьям по коммунальным услугам предусмотрена федеральным законодательством, но при этом органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов на ее предоставление. Неурегулированность порядка возмещения не должна отражаться на гражданина, так как это нарушает её права. Просит обязать Алтайское управление водопроводов ОАО, Центральное ОАО "Алтайэнергосбыт", Филиал "Алейскмежрайгаз" ОАО "Алтайкрайгазсервис" предоставлять мне меры социальной поддержки в размере 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом.
Истец Садовская О.М. в судебное заседание не явилась о времени и месте извещена надлежащим образом.
Представители ответчиков настояли на рассмотрении дела по существу в отсутствие истца Садовской О.М.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Алтайэнергосбыт» Тюменцева Н.С. исковые требования не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Действующим федеральным законодательством и законодательством Алтайского края не разработан механизм финансирования льгот категориям граждан, к которым относится семья Садовской О.М. Возложение данной обязанности на поставщика коммунальной услуги без компенсации затрат за счет средств федерального или краевого бюджета, а также муниципального бюджета, будет являться незаконным.
Представитель ответчика филиала «Алейскмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис» Решетова Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Садовской О.М. исковых требований, пояснила аналогично изложенному в письменных возражениях, указав, что возложение обязанности по предоставлению льгот по оплате за потребление газа по поставщика указанного вида коммунальной услуги является незаконным, так как отсутствует механизм компенсации данных затрат из соответствующих бюджетов.
Представитель ответчика ОАО «Алтайское управление водопроводов» в судебное заседание не явился о времени и месте слушания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Управления по социальной защите населения по Алейскому району Глебова Е.А. пояснила, что поскольку порядок о том, кто и что должен делать в отношении многодетных семей, Правительством РФ не разработан, возложить исполнение предоставления социальной льготы на ответчика, не представляется возможным. Кроме того, предоставление льгот по оплате коммунальных платежей носит заявительный характер. Из пояснений представителей ответчиков следует, что истец за предоставлением льгот в указанные организации не обращалась.
Представитель третьего лица Администрации Алейского района в судебное заседание не явился о времени и месте извещены надлежащим образом, согласно отзыва от 02 декабря 2011 года указали, что администрация не формирует списки льготников, относящихся к категории многодетных семей. Финансирование льгот из бюджета муниципального образования Алейский район для лиц данной категории не предусмотрено и не производятся.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Администрации Алтайского края от 29.01.2004 года N41 «Об определении категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке» многодетными семьями на территории Алтайского края признаны семьи, имеющие и воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Установлено, что семья Садовской О.М. имеет статус многодетной семьи с 21 января 2009 года согласно справки Управления социальной защиты населения по Алейскому району № 580 от 21 ноября 2011 года.
В состав семьи входят Садовская О.М., ее дети: Валерий 29 ноября 1997 года рождения; Михаил 14 декабря 2001 года рождения и дочь Мария 18 мая 2005 года рождения, что подтверждается справкой № 646 от 11 октября 2011 года администрации Моховского сельсовета Алейского района, а также свидетельствами о рождении детей.
Члены семьи Садовской О.М. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, и установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
При этом пунктом 3 вышеприведенного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Российской Федерации 29 июня 1992 года издали Письмо "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей".Указанным Письмом дано разъяснение об источниках финансирования отдельных мероприятий социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431.
Пунктом 2 Письма определено, что за счет средств местного бюджета производятся дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением скидок на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2003 года № ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» не устанавливает льгот многодетным семьям.
Не установлены льготы многодетным семьям по оплате коммунальных услуг и законодательными органами власти субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения (пункт «ж» части 1 статьи 72).
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
Таким образом, социальная поддержка многодетных семей находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по ее осуществлению осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В пределах предоставленных Алтайскому краю полномочий Алтайским краевым Собранием народных депутатов принят Закон от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», статьей 3 которого предусмотрено, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) бесплатная выдача лекарств, отпускаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
2) компенсационные выплаты на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания (регистрации по месту жительства) - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения для учащихся общеобразовательных учреждений;
3) компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений;
4) внеочередное предоставление мест в детские дошкольные учреждения;
5) первоочередное предоставление в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных учреждений.
Таким образом, законодательный орган Алтайского края самостоятельно определил объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, к числу которых льгота по оплате коммунальных услуг не отнесена.
Отсутствуют указанные меры социальной поддержки для многодетных семей и в Законе Алтайского края от 27.12.2007 г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». В то же время Закон № 156-ЗС, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, предусматривает, что финансирование расходов на выплату компенсаций гражданам, меры социальной поддержки которым установлены федеральными законами, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели (п.1 ст.6). При этом, из названных законов следует, что меры социальной поддержки назначаются уполномоченными органами в сфере социальной защиты населения.
Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчиков по предоставлению скидки многодетной семье по оплате коммунальных услуг. Отсутствие порядка распределения расходов и отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для возложения на юридическое лицо расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Садовской <данные изъяты> к открытому акционерному обществу «Алтайэнергосбыт», открытому акционерному обществу «Алтайкрайгазсервис», открытому акционерному обществу «Алтайское управление водопроводов» о предоставлении мер социальной поддержки на коммунальные услуги как многодетной семье отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: В.П. Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2011 года
Судья: В.П. Долженко
Не вступило в законную силу