о назначении трудовой пенсии по старости



Дело №2-49/12

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2012 года                             г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коржовой ФИО к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ <адрес> об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Коржова Г.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ <адрес> об оспаривании решения указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику по вопросу назначения трудовой пенсии по старости, предоставив все необходимые документы согласно Федерального закона от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако ДД.ММ.ГГГГ от ГУ УПФ РФ <адрес> она получила решение об отказе в установлении пенсии. Причина отказа в том, что её постоянное место жительства – Казахстан, а в России она зарегистрирована по месту пребывания. Согласно Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснений Пенсионного фонда по Алтайскому краю за пенсией обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. В том случае, если у гражданина отсутствует регистрация по месту жительства, то ему необходимо обратиться за пенсией в территориальный орган Пенсионного фонда по месту пребывания. Она имеет свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> выданное ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что действиями ответчика нарушены её конституционные права, так как она является гражданкой России с ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ <адрес> об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика госпошлину <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Коржова Г.И. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ <адрес> Прозорова О.В. иск не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ <адрес> Филатова Т.В. поддержала позицию Прозоровой О.В.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и иных случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено, что Коржова Г.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ <адрес> за назначением трудовой пенсии по старости согласно статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ <адрес> отказали истцу в назначении трудовой пенсии по старости в Российской Федерации ссылаясь на то, что постоянным местом жительства Коржовой Г.И. является Республика Казахстан, а на территории Российской Федерации она зарегистрирована только по месту пребывания.

Согласно частям 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Следовательно, основополагающим при назначении пенсии является условие территориальности проживания.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 года гражданин одной Стороны считается постоянно проживающим на территории другой Стороны, если он на основании разрешения, выданного этой другой Стороной, постоянно проживает на ее территории и при этом не является также постоянно проживающим на территории Стороны своего гражданства.

Из указанных положений следует, что гражданин Российской Федерации может считаться постоянно проживающим на территории Республики Казахстан только при наличии следующих трёх условий: наличие разрешения на проживание; постоянное проживание в Республике Казахстан; отсутствие постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Коржова Г.И. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом , выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>

У истца имеется вид на жительство в Республике Казахстан сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по данным которого её местом жительства является Республика Казахстан, <адрес>

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в Консультативном заключении номер 01-1/3-08 «О толковании части 1 статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 года, отметил, что Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 года номер 2337, постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданные органами внутренних дел (часть первая статьи 4 Указа).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку вид на жительство Коржовой Г.И. не является постоянным документом, а ограничен сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по законодательству Республики Казахстан истец не может считаться постоянно проживающей в Республике Казахстан.

По Российскому законодательству (Федеральный закон от 25 июля 2002 года номер 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2) вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

По данным свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ Коржова Г.И. зарегистрирована на территории Российской Федерации по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

При этом место жительства необходимо отличать от места пребывания гражданина, то есть от того места, в котором он находится временно.

Понятия места жительства и места пребывания раскрыты в Законе РФ от 25 июня 1993 года номер 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Свидетель ФИО1 по существу заданных в судебном заседании вопросов пояснила, что хорошо знакома с истцом, так как является соседкой её матери, подтверждает, что Коржова Г.И. проживает у своей матери по адресу: <адрес> Поскольку мать Коржовой Г.И. сильно болеет истец переехала к ней жить из Казахстана и уже 2/3 года живет в России. Коржова Г.И. иногда ездит в Казахстан только для того, чтобы убедиться, что с её жильем там все в порядке. С лета 2011 года истец еще ни разу в Казахстан не ездила.

Свидетель ФИО2 пояснила, что знакома с истцом, так как они проживают в одном селе. Свидетелю известно о том, что Коржова Г.И. хотела купить себе дом по соседству со своей матерью, но из-за отсутствия необходимого количества денежных средств не смогла этого сделать. Подтверждает, что истец постоянно проживает в России у своей матери в <адрес>. Со слов истца ФИО2 знает, что Коржовой Г.И. отказали в назначении пенсии по старости из-за отсутствия прописки в России.

Свидетель ФИО3 по существу заданных в судебном заседании вопросов пояснил, что является работником Администрации <адрес> и знаком с Коржовой Г.И., которая проживает в селе со своей матерью. Подтверждает, что около полугода Коржова Г.И. живет в России. Относительно назначения пенсии истцу ФИО3 ничего не известно.

Из пояснений свидетелей суд усматривает, что местом жительства Коржовой Г.И. является квартира <адрес> где истец проживает как член семьи своей матери.

Регистрационный учет граждан РФ по месту жительства согласно статье 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Законом установлены основные правила регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, между тем, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

На основании вышеизложенного суд находит решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ <адрес> об отказе Коржовой Г.И. в назначении трудовой пенсии по старости незаконным и подлежащим отмене, а заявленные исковые требовании – подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд взыскивает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей подлежат взысканию с ответчика в её пользу.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коржовой ФИО удовлетворить.

Признать недействительным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Коржовой ФИО в назначении трудовой пенсии по старости по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <адрес> назначить Коржовой ФИО трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <адрес> в пользу Коржовой ФИО государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца.

Председательствующий                         О.В.Луханина

Не вступило в законную силу.