о признании права на обеспечение жилым помещением



Дело № 2-270/11

решение в мотивированной форме

составлено 15 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 годаАлейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н.Осколковой

при секретаре Т.Е.Яйчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова <данные изъяты> к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края, администрации города Алейска Алтайского края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и отмене решения и постановления в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Морозов Е.И. обратился в суд в суд с иском к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края, администрации города Алейска Алтайского края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и отмене решения и постановления в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая на то, что он является инвалидом Великой отечественной войны, второй группы, в связи с пребыванием на фронте.

В марте 2010 года он подал заявление в администрацию города Алейска Алтайского края о признании его нуждающимся в жилом помещении с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны.

Решением жилищной комиссии от 09 апреля 2010 года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 09 апреля 2010 года № 467 он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением этой же жилищной комиссии от 06 мая 2010 года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 07 мая 2010 года № 570 он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию выявления в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие граждан на учет сведений, послуживших основанием для принятия в качестве такового.

Решением Алейского городского суда Алтайского края от 09 ноября 2010 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 декабря 2010 года его права были восстановлены и он был включен в списки учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, решением жилищной комиссии от 24 февраля 2011 года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 24 февраля 2011 года № 179 он вновь был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Считает указанное решение незаконным, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ в Федеральный закон «О ветеранах» внесено дополнение, из которого следует, что «члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения».

Доводы ответчиков относительно того, что его обеспеченность жилым помещением соответствует учетной норме, утвержденной решением Алейского городского Совета депутатов № 103 для жителей города Алейска Алтайского края, не соответствуют действительности, поскольку он проживает на жилой площади своей дочери Скорняковой Л.Е., которая является собственником лишь 1\4 доли указанной квартиры, что составляет 13,425 кв.метров.

Просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением, признать незаконными и отменить решение жилищной комиссии и постановление администрации города Алейска Алтайского края от 24 февраля 2011 года № 179, восстановить его в списках учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и в списках получателей субсидии на приобретение жилого помещения.

Истец в силу престарелого возраста (93 года) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства он был поставлен в известность надлежащим образом, его интересы представляют Скорнякова Л.Е. и Жуков А.А.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца по имеющимся материалам.

Представители истца Скорнякова Л.Е. и Жуков А.А. иск в судебном заседании поддержали в полном объеме и пояснили аналогично изложенному выше, настаивают на его удовлетворении.

Представитель ответчиков Вражевских О.В. иск в судебном заседании не признала и пояснила, что решение жилищной комиссии администрации города Алейска, утвержденное постановлением администрации города Алейска от 24 февраля 2011 года № 179 о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным, поскольку истец проживает в жилом помещении, принадлежащем дочери, площадь которого соответствует учетной норме, установленной для города Алейска Алтайского края, следствием принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении явились неправомерные действия органов, поставивших ее на такой учет, а именно, истец не представил доказательств его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края от 09 апреля 2010 года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 09 апреля 2010 года № 467 Морозов Е.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края от 06 мая 2010 года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 07 мая 2010 года № 570 Морозов Е.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию выявления в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие граждан на учет сведений, послуживших основанием для принятия в качестве такового.

Решением Алейского городского суда Алтайского края от 09 ноября 2010 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 декабря 2010 года права Морозова Е.И. были восстановлены и он был включен в списки учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Решением жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края от 24 февраля 2011 года, утвержденным постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 24 февраля 2011 года № 179, Морозов Е.И. повторно был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих принятие гражданина на учет при решении вопроса о принятии на учет.

В судебном заседании установлено, что Морозов Е.И. является инвалидом Великой отечественной войны, второй группы, в связи с пребыванием на фронте, что подтверждается удостоверением серии I-А № 384421 от 06 февраля 1992года, выданным отделом соцобеспечения Алейского района и также справкой серии ВТЭ-182 № 095166 от 20 января 1992 года.

Из справки от 25 февраля 2010 года № 128, выданной администрацией Дубровского сельсовета Алейского района Алтайского края, следует, что Морозов Е.И. 23 октября 2003 года был снят с регистрационного учета по адресу: Алтайский край, Алейский район, село Уржум, улица Садовая, дом 25, по указанному адресу не проживает.

Согласно выписки из домовой книги жилого дома № 88, квартира 6, расположенного по переулку Ульяновскому города Алейска Алтайского края Морозов Е.И. проживает и зарегистрирован по указанному адресу с 28 октября 2003 года в качестве члена семьи дочери Скорняковой Л.Е.

Кроме заявителя Морозова Е.И., по указанному адресу зарегистрированы и проживают его дочь Скорнякова Л.Е., ее муж ФИО6, их сынФИО6, при этом собственниками данного жилого помещения являются Скорнякова Л.Е.. ФИО6 и их дети ФИО6 и ФИО7, по 1\4 доле каждый, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 23 марта 2002 года.

Основанием для регистрации права собственности явился договор о передаче жилья в собственность от 28 ноября 2001 года, общая площадь квартиры составляет 58,7 квадратных метра.

Собственник 1\4 доли указанной квартиры ФИО7 зарегистрирована и проживает по адресу: г. Алейск, ул. Гвардейская, дом 13, квартира 55 с 08 января 2003 года согласно данных о ее месте жительстве, указанных в паспорте и выписки из домовой книги.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что в жилое помещение, истец был вселен в качестве члена семьи.

Согласно справок филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю Алейское отделение от 04 марта 2010 года №№ 3544, 3545 за Морозовым Е.И. жилых строений, помещений не зарегистрировано, участия в приватизации он не принимал.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 17 марта 2010 года № 04/002/2010-312 видно, что за Морозовым Е.И. объекты недвижимости на территории г.Алейска и Алейского района Алтайского края не зарегистрированы.

Анализируя законность принятого ответчиком решения о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Таким образом, законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из этого следует, что право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года№ 5-ФЗ "О ветеранах", до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Данный Указ президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно пункта 4 и пункта 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края четвертого созыва № 103 от 19 октября 2005 года утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 9 кв. метров, учетная норма общей площади жилого помещения составляет 7,5 кв. метров.

Судом установлено, что обеспеченность Морозова Е.И. общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 13,25 кв.метров, что выше учетной нормы (53,3 кв.метра : 4 лица).

Обсуждая вопрос о признании Морозова Е.И. нуждающимся в жилом помещении по основаниям пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует отметить, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, реконструкции, является межведомственная комиссия. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения).

Из этого следует, что вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания разрешается межведомственной комиссией на основании заявления собственника либо контролирующего органа.

Постановлением администрации города Алейска Алтайского края от 30 декабря 2009 года № 1858 утверждена межведомственная комиссия при администрации города Алейска алтайского края.

Истцом не представлено доказательств того, что собственники квартиры №6, расположенной по переулку Ульяновскому 88 города Алейска Алтайского края ФИО3. либо он, как член их семьи, обращались с такого рода требованием в межведомственную комиссию, либо, что имеется заключение контролирующих органов.

Из расписки в получении ответчиком от Морозова Е.И. заявления и прилагаемых к нему документов для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 24 марта 2010 года видно, что такой документ в жилищную комиссию истцом не представлялся, не содержится таких сведений о непригодности жилого помещения и в документах, представленных суду.

Из изложенного следует, что документы, представленные Морозовым Е.И. 24 марта 2010 года в жилищную комиссию администрации города Алейска Алтайского края, не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из состоявшихся судебных решений видно, что истец изначально был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при отсутствии необходимых для этого оснований и условий, что свидетельствует о неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, указанные лица неверно оценили фактические обстоятельства при рассмотрении заявления Морозова Е.И. о постановке его на учет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Учитывая отсутствие правовых оснований для признания решения жилищной комиссии от 24 февраля 2011 года и постановления администрации города Алейска Алтайского края от 24 февраля 2011 года № 179 в части снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, суд считает необходимым в удовлетворении иска Морозову Е.И. отказать в полном объеме.

Следует отметить, что оспариваемое решение и постановление администрации города Алейска Алтайского края не нарушает права и законные интересы истца, поскольку при наличии заключения о пригодности жилого помещения для проживания он вправе обратиться для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Морозова <данные изъяты> к жилищной комиссии администрации города Алейска Алтайского края, администрации города Алейска Алтайского края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным и отмене решения и постановления в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Алейский городской суд.

ПредседательствующийГ.Н.Осколкова

Не вступило в законную силу