об оспаривании решения



Дело № 2-224/11

решение в мотивированном виде

составлено 18 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 годаАлейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Г.Н. Осколковой

при секретаре Т.Е. Яйчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гузева <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Гузев Г.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края (далее по тексту Управление) об оспаривании решения, указывая на то, что 18 октября 2010 года он обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как мужчине, проработавшему не менее половины установленного стажа на работах с тяжелыми условиями труда и имеющему требуемую продолжительность 25 лет страхового стажа.

18 января 2011 года решением Управления № 37 ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Позиция 2010100а-11442 Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 устанавливает право льготного пенсионного обеспечения для водителей автомобилей, занятых на транспортировании горной массы в технологическом процессе.

В трудовой книжке у него имеются записи о работе в должности водителя автомобиля по вывозке горной массы из карьера, однако в таком наименовании ответчик усмотрел противоречие Списку № 2 и со ссылкой на невозможность расширительного толкования отказал в назначении досрочной пенсии.

Считает решение Управления незаконным по тем основаниям, что при разрешении вопроса о возможности зачёта в специальный стаж работы периода его работы в должности водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе необходимо устанавливать характер, специфику и условия осуществляемой работы, выполняемые функциональные обязанности в организациях, в которых он работал.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова слово «транспортировать» означает «перевезти из одного места в другое», то есть вывозка и транспортировка горной массы является одним и тем же.

Согласно этому же словарю «технология - это совокупность производственных процессов», то есть вывозка горной массы из карьера означает участие вывозки в технологическом процессе.

Таким образом, указание в трудовой книжки выполняемых им обязанностей было более узким, чем этого определено Списком №2, из чего можно сделать вывод о том, что выполняемая работа по своему описанию имела не расширительный, а сузительный характер, что не противоречит этому же Списку.

Кроме того, факт выполнения соответствующих обязанностей подтверждается прилагаемыми справками и свидетельскими показаниями.

Просит признать недействительным решение Управления от 18 января 2011 года № 37 об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать Управление включить в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды его работы с 13 марта 1981 года по 15 января 1985 года в должности водителя автосамосвала Белаз-548 по вывозке горной массы из карьера №3 в Саякском руднике Балхашского горнометаллургического комбината и с 1 февраля 1985 года по 29 апреля 1991 года в должности водителя автомашины Белаз-540 по вывозке горной массы из карьера Дирекции строящегося Киргизского золоторудного комбината и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 18 октября 2010 года.

Истец и его представитель Гиренков А.Н. иск в судебном заседании поддержали и пояснили аналогично изложенному выше, настаивают на его удовлетворении.

Представитель Управления Филатова Т.В. иск в судебном заседании не признала и пояснила аналогично изложенному в решении Управления от 18 января 2011 года № 37, просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав участников судебного процесса, свидетелей, изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если отработано в данных условиях не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.

Согласно статье 13 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 указывает на то, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Пунктом 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему этой нормой полномочия, предписывает применять при решении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При этом, выполнявшиеся до 1 января 1992 года работы, предусмотренные Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 (с последующими дополнениями), учитываются при досрочном назначении пенсии наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 года, поскольку согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 06 марта 2003 года №107-О, положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не препятствует правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения гражданином работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным вышеуказанным постановлением Совета Министров СССР.

В соответствии со Списком № 2 раздела 1 «Горные работы» подраздела I позиции 2010100а-11442 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются водители автомобиля, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе.

При этом, согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 02 мая 2006 года № 266 и от 18 июня 2007 года № 381), в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включается работа, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено, что решением Управления от 18 января 2011 года № 37 Гузеву Г.Ф. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Ответчик ссылается на то, что наименование должности Гузева Г.Ф. в качестве водителя «т/с Белаз 548» по вывозке горной массы из карьера, указанной в трудовой книжке, не соответствует Списку № 2, что препятствует зачислению ему в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов его работы с 13 марта 1981 года по 15 января 1985 года.

Справка уточняющая особый характер работ и условия труда, подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных списком № 01-09-05-738 от 22 июня 2010 года, выданная ОАО «Кыргызалтын» филиал «Комбинат «МАКМАЛЗОЛОТО» на имя Гузева Г.Ф., подтверждает период его работы в должности водителя а/машины БелАЗ-500, занятого транспортированием горной массы в технологическом процессе с 01 февраля 1985 года по 29 апреля 1991 года (6 лет 2 месяца 28 дней).

Согласно архивной справки о заработной плате № 3-г от 22 сентября 2005 года Гузев Г.Ф. на указанной должности работал с 1985 года по 1991 год в «МАКМАЛЗОЛОТО», однако справка выдана Тогуз - Тороуским районным государственным архивом, а не ОАО «Кыргызалтын филиал «Комбинат « МАКМАЛЗОЛОТО», что также вызывает сомнения при зачете ему указанного периода времен в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Анализируя изложенные ответчиком доводы и не соглашаясь с ними, суд приходит к следующему.

Осуществление контроля за правильностью оформления индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования входит в компетенцию кадровой службы страхователя.

Из этого следует, что вина истца в непредставлении или фрагментарном предоставлении таких сведений отсутствует.

Поскольку специальный стаж истца подтверждается в отношении двух работодателей, находящихся на территории за пределами Российской Федерации, на которую юрисдикция Российской Федерации не распространяется, то суд не может руководствоваться доводами ответчика о необходимости предоставления документов в отношении специального стажа Гузева Г.Ф. согласно законодательству Российской Федерации и принимает во внимание буквальный смысл и значение документов иностранного работодателя, представленных в материалы дела.

Установлено, что автомобили модели «Белаз» предназначены исключительно для работе в карьерах, для разработки полезных ископаемых открытым способом, а также для строительства крупных инженерных сооружений, не предназначены для эксплуатации на автодорогах общего назначения, другого предназначения помимо транспортирования горной массы в технологическом процессе у данных автомобилей не имеется.

Справки Саякского рудника об особом характере и условиях труда (л.д. 21-22, 53) основаны на личном деле истца, карточке формы Т-2, расчетно-платежных ведомостях за 1981-1985 годы, штатным расписанием, книгой приказов за этот же период, содержат указание на технологический процесс: подъезд под погрузку, выезд на поверхность карьера, выезд на отвал, разгрузку (добычу медной руды).

Суд не усматривает противоречий выполняемой работы истцом Списку № 2, поскольку особый характер труда истца подтверждается вышеуказанными справками, неточности которых не могут влиять на реализацию истцом пенсионных прав.

Между тем, неправильный подсчет трудового стажа истца (4 года 10 месяцев 2 дня вместо правильных 3 лет 10 месяцев) в справке (л.д. 53), суд признает арифметической ошибкой, не влияющей на его выводы.

Доводы ответчика относительно незачета периода работы истца в Дирекции строящегося Киргизского золоторудного комбината (ныне «Кыргызалтын») суд признает несостоятельными, поскольку выполняемая им работа была аналогична описанной выше, подтверждается соответствующей справкой (л.д. 24).

Факт хранения различных документов, относящихся к периоду работы истца, в разных местах (некоторые хранятся на предприятии, некоторые в архиве) не свидетельствует о неправомерности действий истца или страхователя, поскольку судом таковые со стороны указанных лиц не установлены.

Суд считает технической ошибкой страхователя указание вида работы истца в позиции 2010200а-11442 (л.д. 24) по Списку № 2, действующему в Российской Федерации, поскольку из сути справки вытекает правильное наименование работ, влекущее за собой досрочное назначение пенсии по Списку № 2 (позиция 2010100а-11442), при этом судом обращено внимание, что в Кыргызской Республике действует Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждённый постановлением Правительства Кыргызской Республики от 01 июля 1996 года № 298.

Помимо того, показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9 подтверждается общий стаж работы истца в должности водителя автомашины Белаз–540 по вывозке горной массы из карьера Дирекции строящегося Киргизского золоторудного комбината, что не противоречит записям №№ 17, 18 в трудовой книжке и иным материалам дела.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гузева <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края удовлетворить в полном объеме.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края от 18 января 2011 года № 37 об отказе Гузеву <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края включить Гузеву <данные изъяты> в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 13 марта 1981 года по 15 января 1985 года (три года десять месяцев) в должности водителя автосамосвала Белаз–548 по вывозке горной массы из карьера № 3 в Саякском руднике Балхашского горно-металлургического комбината и с 1 февраля 1985 года по 29 апреля 1991 года (шесть лет два месяца двадцать восемь дней) в должности водителя автомашины Белаз–540 по вывозке горной массы из карьера Дирекции строящегося Киргизского золоторудного комбинатаи назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней.

ПредседательствующийГ.Н. Осколкова

Не вступило в законную силу