Дело № 2-171/11
решение в мотивированном виде
составлено 11 апреля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 годаг. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Г.Н.Осколковой
при секретареТ.Е.Яйчун,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швецова <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю, войсковой части <данные изъяты>, войсковой части <данные изъяты>, Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и республике Алтай о взыскании задолженности по выплате подоходного налога, удержанного с денежного вознаграждения за выполнение работ по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая на то, что на основании актов о результатах выполнения работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов в районе войсковой части <данные изъяты>) в период с 02 марта 2010 года по 31 марта 2010 года, с 01 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года и с 01 июня 2010 года по 30 июня 2010 года он находился в составе группы разминирования, выполняющей задачи по уничтожению боеприпасов методом подрыва.
В соответствии с приказом командующего войсками Сибирского военного округа от 10 августа 2010 года №320 за обнаруженные и (или) обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы ему было выплачено денежное вознаграждение в ноябре 2010 года в общей сумме <данные изъяты> рублей 68 копеек.
При выплате указанного денежного вознаграждения налоговым агентом (Финансовое отделение Войсковой части <данные изъяты>) с данного вознаграждения был удержан подоходный налог в размере 13%, что составило <данные изъяты> рублей.
Считает, что выплачиваемое денежное вознаграждение за обнаруженные и обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы системой оплаты труда необусловлено и к расходам налогоплательщика на оплату труда не включается, носит компенсационный разовый характер, исходя из чего, на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
На основании указанных причин им, в соответствии со статьей 231 НК РФ, в адрес Финансового отделения Войсковой части <данные изъяты>, которая является налоговым агентом, было подано заявление 15 декабря 2010 года о возврате излишне удержанной суммы налога из выплаченного ему денежного вознаграждения за обнаруженные и обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы.
Налоговым агентом было доведено, что ему необходимо обратиться в налоговую инспекцию. В связи с этим, им в адрес руководителя Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы РФ №10 по Алтайскому краю было подано заявление 23 декабря 2010 года о перечислении необоснованно удержанного подоходного налога на его банковский счет, ссылаясь на вступившие в законную силу решения Ингодинского районного суда города Читы и кассационное определение Читинского областного суда, решение Алейского городского суда Алтайского края, в которых указано на то, что денежное вознаграждение за обнаруженные и обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы подоходным налогом облагаться не может.
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №10 по Алтайскому краю предоставила решение об отказе в осуществлении возврата №07-09/08476 от 24 декабря 2010 года.
Изучив представленные налоговой службой документы, считает, что оснований для отказа не имеется, так как вынесенные судами решения не являлись предметом рассмотрения какого-либо гражданина в частности, а являлись предметом рассмотрения по факту налогообложения данной выплаты. Считает, что денежное вознаграждение за обнаруженные и обезвреженные взрывоопасные предметы по своей правовой сути служит формой реализации конституционного права на получение вознаграждения за свой труд в полном объеме.
Просит действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю по отказу в возврате удержанного подоходного налога с выплаченного ему денежного вознаграждения за обнаруженные и обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы в размере <данные изъяты> рублей признать незаконными; обязать ответчиков произвести возврат ему излишне удержанного налога в размере 20 596 рублей и взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю в его пользу 200 рублей в погашение задолженности судебных расходов.
В судебном заседании истец Швецов К.М. поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил аналогично изложенному, дополнив свои объяснения тем, что выплаченное ему денежное вознаграждение за обнаруженные и обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы носит компенсационный характер, а не является надбавкой.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю Альтергот А.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что статья 217 НК РФ содержит перечень выплат, в этой части истец ссылается на решение Ингодинского районного суда города Читы, но соответствующие выплаты не являются компенсацией, в связи с чем взысканию не подлежат. Других доказательств по делу истцом не представлено. Согласно Приказу МО РФ от 30 июня 2006 года №200 все выплаты являются надбавками, также имеется справка войсковой части о том, что удержание произведено правомерно, изменилось законодательство, на основании которого налоговый агент должен производить возврат излишне удержанного подоходного налога. Считает, что Швецов К.М. должен доказать, что данная выплата является компенсационной.
Ответчики войсковые части <данные изъяты>, Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю, Республике Алтай в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были поставлены в известность надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц, по имеющимся в деле материалам.
В судебном заседании представитель третьего лица комитета по финансам налоговой и кредитной политике администрации г.Алейска Вражевских О.В. пояснила, что считает действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю законными и обоснованными. В соответствии со статьями 10,12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие.
Статьей 12 указанного Федерального закона установлено, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Под дополнительными выплатами, входящими в состав денежного довольствия военнослужащего, в статье 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» понимаются премии, материальная помощь, подъемные, надбавки за выслугу лет, за воинское звание, за ученую степень, выплаты на обзаведение имуществом, а также кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Вопросы производства выплаты вознаграждения, выплачиваемого за выполнение работ по обнаружению, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов на момент выполнения Швецовым К.М. указанных работ и получения за них денежного вознаграждения были регламентированы постановлением Правительства РФ № 699 от 24 ноября 2005 года «О материальном стимулировании военнослужащих, занятых поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах)», приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 699 от 24 ноября 2005 года, пунктами 137, 138 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня № 200, установлено, что военнослужащим, занятым поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах), выплачивается надбавка за особые условия службы.
Согласно приказа Министра обороны РФ № 200 от 30 июня 2006 года, статей 137-148 денежное вознаграждение за каждый обнаруженный и (или) обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет относится к надбавкам, которые выплачиваются за особые условия службы военнослужащим, занятых поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах). Данная надбавка не является компенсационной выплатой и относится к расходам, производимым за счет статьи сметы МО РФ 0201 2025801 014211 (денежное довольствие и заработная плата) и подлежит налогообложению. При указанных обстоятельствах просит суд в иске Швецову отказать.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прапорщик Швецов К.М. принимал участие в выполнении работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов в районе войсковой части <данные изъяты> в периоды с 02 марта 2010 года по 31 марта 2010 года, с 01 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года и с 01 июня 2010 года по 30 июня 2010 года, что подтверждается актами о результатах выполнения работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, утвержденными командиром войсковой части <данные изъяты> 31 марта 2010 года, 30 апреля 2010 года, 30 июня 2010 года соответственно.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Сибирского военного округа №320 от августа 2010 года «О выплате военнослужащим, занятым уничтожением взрывоопасных предметов, денежного вознаграждения за каждый уничтоженный взрывоопасный предмет» за уничтожение боеприпасов методом подрыва за период с 01 марта по 31 марта 2010 года, на основании утвержденных актов, Швецову К.М. представлено к выплате <данные изъяты> рублей, за период с 01 по 30 апреля 2010 года – <данные изъяты> рублей, за период с 01 по 31 мая 2010 года - <данные изъяты> рублей, за период с 01 по 30 июня 2010 года – <данные изъяты> рублей.
По данным расчетно-платежной ведомости на выплату военнослужащим, занятым уничтожением взрывоопасных предметов по войсковой части 74881 за 2010 год от 17 ноября 2010 года, представленной истцом справки войсковой части <данные изъяты> от 17 декабря 2010 года № 1900 Швецову К.М. было начислено денежное вознаграждение за работу по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов в 2010 году в сумме <данные изъяты> рублей 68 копеек (<данные изъяты>), из которого удержан подоходный налог в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).
В результате Швецов К.М. получил денежное вознаграждение за работу по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов в размере <данные изъяты> рублей 68 копеек (<данные изъяты>), вместо начисленных <данные изъяты> рублей 68 копеек.
На основании части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со статьями 10, 12 Федерального закона 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие.
Статьей 12 указанного Федерального закона установлено, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Под дополнительными выплатами, входящими в состав денежного довольствия военнослужащего, в статье 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» понимаются премии, материальная помощь, подъемные, надбавки за выслугу лет, за воинское звание, за ученую степень, выплаты на обзаведение имуществом, а также кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Вопросы производства выплаты вознаграждения, выплачиваемого за выполнение работ по обнаружению, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов на момент выполнения Швецовым К.М. указанных работ и получения за них денежного вознаграждения были регламентированы постановлением Правительства РФ №699 от 24 ноября 2005 года «О материальном стимулировании военнослужащих, занятых поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах)», приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
Пунктом 1 постановления Правительства РФ №699 от 24 ноября 2005 года,пунктами 137, 138 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года №200, установлено, что военнослужащим, занятым поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах), выплачивается надбавка за особые условия службы.
Указанная надбавка подлежит выплате военнослужащим только за те месяцы, в которых военнослужащими выполнялись работы по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, и выплачивается по месту прохождения ими военной службы на основании приказа командира воинской части. В приказе объявляется персональный список военнослужащих с указанием, где, в какой период они выполняли указанные работы и за какой месяц им производится выплата надбавки.
В письме от 09 февраля 2011 года №125 Войсковая часть 41659 в ответ на запрос Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю сообщают, что согласно приказу Министра обороны РФ №200 от 30 июня 2006 года, статей 137-148 денежное вознаграждение за каждый обнаруженный и (или) обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет относится к надбавкам, которые выплачиваются за особые условия службы военнослужащим, занятым поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах). Данная надбавка не является компенсационной выплатой и относится к расходам, производимым за счет статьи сметы МО РФ 0201 2025801 014211 (денежное довольствие и заработная плата) и подлежит налогообложению.
Таким образом, произведенная истцу Швецову К.М. выплата за выполнение работ по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов является надбавкой, на основании статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» входящей в состав его денежного довольствия за особые условия службы и предусмотренной Правительством РФ, Министром обороны РФ.
Статьей 217 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Следовательно, не указанные в данной статье доходы физических лиц являются объектом обложения НДФЛ.
15 декабря 2010 года Швецов К.М. обратился в войсковую часть <данные изъяты> с заявлением о возврате излишне удержанной суммы налога из выплаченного ему денежного вознаграждения за обнаружение и обезвреживание (уничтожение) взрывоопасных предметов в размере <данные изъяты> рублей со ссылкой на то, что данная выплата носит компенсационный характер, не обусловлена системой оплаты труда и не относится к денежному довольствию военнослужащих.
На заявлении истца помощником командира по ФЭР (главным бухгалтером) войсковой части <данные изъяты> капитаном ФИО5 проставлена запись, что для возврата, излишне удержанного подоходного налога следует обратиться в налоговую службу по месту жительства.
Факт обращения истца по указанному вопросу в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №10 по Алтайскому краю подтверждается заявлением Швецова К.М. от 23 декабря 2010 года.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю также было отказано Швецову К.М. в возврате удержанной суммы налога из выплаченного денежного вознаграждения за обнаруженные и обезвреженные (уничтоженные) взрывоопасные предметы в размере <данные изъяты> рублей со ссылкой на то, что возврат налога в текущем году может осуществляться только налоговым агентом, что подтверждается письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю от 24 декабря 2010 года №07-09/08476.
Статьей 24 Налогового кодекса РФ к налоговым агентам отнесены лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В обязанности налоговых агентов входит правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу положений статьи 231 НК РФ войсковая часть <данные изъяты> Алейского гарнизона выполнила возложенную на нее законом обязанность по удержанию НДФЛ с сумм денежного вознаграждения за обнаружение, уничтожение взрывоопасных предметов.
Учитывая, что данные выплаты действующим законодательством включены в состав денежного довольствия военнослужащих, не входят в перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что они подлежат налогообложению. Соответственно действия налогового агента, в данном случае войсковой части <данные изъяты> и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю по удержанию подоходного налога из сумм вознаграждения Швецова К.М. являются законными.
На основании изложенного исковое заявление Швецова К.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю о взыскании задолженности по выплате подоходного налога, удержанного с денежного вознаграждения за выполнение работ по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Швецова <данные изъяты> к Швецова <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю, войсковой части <данные изъяты>, войсковой части <данные изъяты>, Отделу финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и республике Алтай о взыскании задолженности по выплате подоходного налога, удержанного с денежного вознаграждения за выполнение работ по обнаружению и обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.
ПредседательствующийГ.Н.Осколкова
Не вступило в законную силу