Дело № 12-21/11
РЕШЕНИЕ
15 апреля 2011 годаг. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Алейск» на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19. 7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Алейск» была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19. 7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), за то что не представила в государственный орган - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> сведения, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, с наложением административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Алейск» не согласилась с данным постановлением и обжаловала его, указав следующее. Как следует из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ Управления Минюста по <адрес> Организация не представила к началу проверки, назначенной ДД.ММ.ГГГГ, информацию в простой письменной форме о пожертвованиях и средствах целевого использования, полученных и направленных Организацией проверяемый период, а также источники получения указанных денежных средств, актов проверок налоговых, финансовых и других органов государственного над: контроля» (вопрос № из Уведомления о проверки). Однако, указанные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Ко дню проверки (ДД.ММ.ГГГГ) Организация предоставила в простой письменной форме информацию следующего содержания: «В соответствии с п.5.1. Устава Организации «денежные средства и имущество формируются за счет добровольных пожертвований», которые используются для оплаты коммунальных услуг и иных счетов, направленных на осуществление уставной деятельности».
Пункт 4 статьи 5 Административного регламента, утвержденного Приказом Минюста № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что предметом проверки Управлением Минюста «иных некоммерческих организаций является соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества», в то время как Организация является религиозной организацией, поэтому вопрос получения и направления пожертвований и иных средств целевого использования не входит в полномочия Управления. Организация своевременно и по установленным законом формам направляет отчеты о своей деятельности в контролирующие органы. Акты проверок финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2011 г.г. (см. пункт № выше). Проверок же ИФНС за период 2008-11гг. не было».
Таким образом, Организация в простой письменной форме не только сообщила источник получения денежных средств - добровольные пожертвования, но и их целевое использование - на осуществление уставной деятельности.
Само Управление подтверждает данный факт в Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки Организации и анализа представленных документов: «Согласно представленным протоколам Совета поступившие денежные средства в проверяемый период расходовались Организацией по следующим направлениям: на богослужебную деятельность, целевые расходы, направленные на осуществление религиозной деятельности, посещение конгрессов, а также коммунальные и иные платежи...». Поскольку информация запрашивалась в простой письменной форме, то она и была своевременно и в установленном законом объеме представлена Управлению, что исключает состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части предоставления информации «в неполном объеме или в искаженном виде» отсутствует.
При проведении проверки и объеме запрашиваемой информации и документов Управлением допущены нарушения законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 1125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пунктом 3 статьи 5 «Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля Министерством юстиции Российской Федерации за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставам и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом контроля за деятельностью религиозных организаций является контроль за соблюдением ею устава и относительно целей порядка ее деятельности. Согласно Акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Организации по результатам проведенной проверки делался вывод, что «Деятельность некоммерческой организации соответствует целям, предусмотренным ее учредительными документами».
При этом в Административном регламенте религиозные организации отдельно выделены из некоммерческого сектора в вопросе предмета проверки (для других организационно-правовых форм некоммерческих организаций предметом проверки является, в том числе расходование денежных средств и использование иного имущества, уставным целям).
Одним из принципов проведения проверок, установленным пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора).
Предъявляя требование о предоставлении бухгалтерско-финансовых документов и копии отчетов о деятельности религиозной организации в объеме сведений, представляемых в налоговые органы Управление выходит за рамки своих полном является грубым нарушением закона (часть 2 статьи 20 Федерального закона №).
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган (Управление) не вправе запрашивать у религиозной организации документы, которые могут быть получены у органов государственной статистики. Федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных фи организаций. В связи с этим, истребование при проверке копий отчетов о деятельности Организации в объеме сведений, предъявляемых в налоговые органы не правомерно. Кроме того, Управление не конкретизировало, что именно должно быть отражено в «простой письменной форме», поэтому Организация представила в Управление тот объем информации, который прямо предусмотрен законодательством в области проверок религиозных организаций.
В судебном заседании представитель юридического лица религиозной организации Свидетелей Иеговы «Алейск» Лубошников В.В., Варганцев В.В. поддержали доводы жалобы.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился.
Выслушав представителей юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Статья. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2
В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно приказу заместителя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ФИО9 № от 29 декабря года, изданному на основании статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и согласно плану проведения проверок некоммерческих организаций на 2011 год, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежало провести плановую документарную проверку в отношении местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Алейск» на соответствие деятельности религиозной организации заявленным в её уставе целям и задачам. Проведение проверки было поручено начальнику отдела по делам некоммерческих организаций ФИО10 и главному специалисту - эксперту отдела по делам некоммерческих организаций ФИО11
В целях исполнения указанного выше приказа ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в адрес местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Алейск» было направлено уведомление о проведении проверки, в котором сообщалось о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет проводиться плановая документарная проверка на соответствие деятельности религиозной организации заявленным в её уставе целям и задачам за период с января 2008 года по январь 2011 года, в связи с чем религиозной организации надлежало представить почтовым отправлением к дате начала проверки - ДД.ММ.ГГГГ перечисленные в уведомлении документы и сведения, в том числе информацию в простой письменной форме о пожертвованиях и средствах целевого использования, полученных и направленных организацией в проверяемый период, а также источники получения указанных денежных средств, копии актов проверок налоговых, финансовых и других органов государственного надзора и контроля (п. 6 Уведомления).
Уведомление о проведении проверки получено представителем юридического лица Лубошниковым В.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа председателя комитета местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Алейск» Лубошникова В.В., поступившего в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ входящий номер 229, пункта 6 следует, что «в соответствии с пунктом 5.1 Устава Организации «денежные средства и имущество формируются за счет добровольных пожертвований», которые используются для оплаты коммунальных услуг и иных счетов, направленных на осуществление уставной деятельности. Организация своевременно и по установленным законом формам направляет отчеты о своей деятельности в контролирующие органы. Акты проверок финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2011 г.г. (см. пункт № выше). Проверок же ИФНС за период 2008-11гг. не было.
Согласно протокола об административном правонарушении и постановления мирового судьи местная религиозная организация «Свидетели Иеговы» была признана виновной по ст. 19. 7 КоАП РФ за то, что не представила в государственный орган - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> сведения, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а именно непредоставление информации о пожертвованиях и иных средствах целевого использования, а также источниках получения указанных денежных средств.
Вышеуказанный федеральный закон «О некоммерческих организаяциях» не содержит рекомендаций относительно требований к сведеним (информации), представление которых предусмотрено законом, при проведении проверок уполномоченными органами. Следовательно, критерии и требования, предъявляемые к указанным сведениям (информации) должны быть сформулированы уполномоченным контролирующим органом в соотвествующих запросах.
Как установлено в судебном заседании, в уведомлении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, направленному в адрес местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Алейск», запрашивалась информация в простой письменной форме о пожертвованиях и средствах целевого использования, полученных и направленных организацией в проверяемый период, а также источниках получения указанных денежных средств. При этом, Управление не конкретизировало: какие сведения должна содержать простая письменная форма требуемой информации, должна ли она содержать какие-либо количественные и качественные характеристики, либо документы. По мнению суда, это лишило возможности руководителя местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Алейск» Лубошникова В.В. представить те сведения, которые были необходимы Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> для проверки некоммерческой организации.
Вместе с тем, статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 19. 7 КоАП РФ.
Кроме того, пункт 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" гласит, что уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.
Подпункт 2 указанной статьи обязывает уполномоченный орган запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.
Не смотря на это Управление затребовало у некоммерческой организации копии актов проверок налоговых, финансовых и других органов государственного надзора и контроля (п. 6 Уведомления), что противоречит требованиям федерального закона.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «При рассмотрении дел об административных правонарушения суд должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлеченное к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении административного правонарушения. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекав административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица». Поэтому, именно Управление обязано доказать законность требований по предъявлению документов, их объем и форму предоставления, что фактически сделано не было.
В соответствии с под 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения. Дело в отношении местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Алейск» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, суд считает необходимым жалобу заявителя удовлетворить.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Алейск» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Алейск» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19. 7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд.
Судья:В.П. Долженко