РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Александровский Завод 13 октября 2010 года
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Халудоровой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шестаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района к администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» о признании бездействия в части решения вопроса о внеочередном предоставлении жилого помещения Тюкавкиной Н.П. незаконным и об обязании администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» предоставить жилое помещение, общей площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, отвечающего санитарным и техническим нормам вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
В Александрово-Заводский районный суд поступило исковое заявление прокурора Александрово-Заводского района к администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» о признании бездействия в части решения вопроса о внеочередном предоставлении жилого помещения Тюкавкиной Н.П. незаконным и об обязании администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» предоставить жилое помещение, общей площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, отвечающего санитарным и техническим нормам вне очереди.
В своем исковом заявлении прокурор Александрово-Заводского района Федорчук А.Н. указал, что прокуратурой Александрово-Заводского района была проведена проверка по обращению жительницы с. Александровский Завод Тюкавкиной Надежды Петровны по жилищному вопросу. В ходе проведения проверки установлено, что с 1975 г. Тюкавкина Н.П. проживала в доме по ул. Партизанская, 31, переданного ей Александрово-Заводским лесхозом. С 1998 г. данный дом снят с баланса Александрово-Заводского лесхоза из-за ветхого состояния. В 2007 г. в северной части дома произошло обрушение потолка и стены, с этого же времени Тюкавкина Н.П. не проживает в доме, в настоящее время живет в зимовье, которое расположение на территории двора по данному адресу, так как иного жилого помещения, пригодного для проживания у нее не имеется. С 02.03.2007 г. Тюкавкина Н.П. стоит на очереди на улучшение жилищных условий в администрации сельского поселения «Александрово-Заводское». Тюкавкина Н.П. писала заявления в сельскую и районную администрацию об обследовании ее дома. Данный дом был обследован только 30.08.2009 г., признан аварийным и не подлежащим эксплуатации и ремонту. Неоднократно Тюкавкина Н.П. обращалась в сельскую и районную администрацию о предоставлении ей жилого дома, пригодного для проживания. Ее дом не был включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном районе «Александрово-Заводский район» на 2009 г.», в связи с тем, что дом не состоит на балансе муниципальной собственности сельского поселения «Александрово-Заводское», и является одноквартирным домом. Неоднократно Тюкавкиной Н.П. администрациями села и района давались ответы об отказе включить ее дом в муниципальную программу, ей также предлагалось участвовать в жилищной программе «Социальное развитие села» и получить 30% социальную выплату от стоимости строительства и приобретения жилья, несмотря на то, что Тюкавкина Н.П. является пенсионеркой, инвалидом 2 группы. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Однако вопрос о внеочередном предоставлении жилого помещения при наличии законных оснований администрациями сельского поселения «Александрово - Заводское» и муниципального района «Александрово -Заводский район» не рассматривался. В нарушении установленного требования Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления проявляется незаконное бездействие в вопросе предоставления гражданке во внеочередном порядке жилого помещения. Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Тюкавкина Н.П. обратилась в прокуратуру района за помощью по защите нарушенного права на жилище. В связи с чем прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд за защитой жилищных прав Тюкавкиной Н.П..
В судебном заседании процессуальный истец Дугарова Е.С. поддержала в полном объеме исковые требования, уточнила их и просила обязать ответчика предоставить Тюкавкиной Н.П. жилое помещение по договору социального найма.
Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» ФИО6, действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и суду пояснил, что Тюкавкина Н.П. не относится к категории малоимущих граждан, в связи с чем сельское поселение не обязано ее обеспечивать жильем по договору социального найма вне очереди. В части бездействия также не признал требования, так как Тюкавкина не является собственником дома по адресу ... ФИО2, ..., так как согласно похозяйственной книги главой хозяйства является ее сын ФИО5, который получил субсидию на строительство нового жилья, как проживающий в аварийном доме по адресу ... ФИО2, .... В бюджете сельского поселения не имеется средств для обеспечения ее жильем и других нуждающихся.
Истица Тюкавкина Н.П. в судебном заседании поддержала исковое заявление прокурора и просила удовлетворить. ФИО8 пояснила, что с 1979 года проживает в доме по ..., данный дом был ей передан руководством лесхоза. В 1998 году данный дом был снят с баланса лесхоза в виду ветхости и аварийности, она не стала оформлять право собственности на дом из-за ветхого состояния. В 2005 году отошла стена, стали провисать потолки. С 2007 года она выехала жить в зимовье, где и проживает по настоящее время. В 2009 году обрушила полностью стена и потолок в аварийном доме. С 2007 года она встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявления о признании ее малоимущей не писала, так как в администрации поселения сообщили, что более ничего не нужно. Одновременно с заявление о постановке на учет, она подала заявление на обследование ее дома комиссией, однако ей было отказано в виду того, что дом не стоит на балансе сельского поселения. Далее она обратилась в районную администрацию, откуда ей пришел ответ с предложением воспользоваться социальной программой и получить субсидию на строительство нового жилья в размере 30 %. Воспользоваться данной программой у нее не имеется возможности, так как она является пенсионером и инвалидом второй группы. В 2009 году все-таки ее дом был обследован комиссией и признан непригодным для проживания.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что со Дата обезличена года Тюкавкина Н.П. поставлена на учет в органе местного самоуправления сельского поселения «Александрово-Заводское» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий л.д.43).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с Дата обезличена года, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в установленном законом соответствующего субъекта РФ порядке, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1-3 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, суд принимает во внимание, что постановка на учет граждан в качестве нуждающихся с введением в действие Жилищного Кодекса РФ с Дата обезличена года может осуществляться только в отношении малоимущих граждан.
Судом установлено, что Тюкавкина Н.П. поставлена органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в виду аварийности и ветхости жилья л.д. 25), и со Дата обезличена года по настоящее время с учета не снята по каким-либо основаниям. Приведенные ответчиком доказательства того, что Тюкавкина не является малоимущей, а именно протокол заседания комиссии по социальным вопросам администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» от Дата обезличена года об отказе в признании ее малоимущей суд не может принять в качестве доказательства, так как данное решение принято не в установленном законом порядке, так как из представленных документов видно, что решение относительно малоимущности Тюкавкиной Н.П. принималось органом местного самоуправления на основании превышения доходов Тюкавкиной и ее сына, совместно с ней проживавшего в течение года, предшествовавшего подаче заявления, прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Александрово-Заводском районе на 2 полугодие 2010 года, что не соответствует закону Забайкальского края «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению» от Дата обезличена года Номер обезличенЗЗК, согласно которого в силу статьи 2 малоимущими могут быть признаны постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Забайкальского края граждане, уровень среднемесячных доходов которых меньше порогового значения размера дохода и стоимость имущества меньше порогового значения стоимости имущества. Определение порогового значения размера дохода и стоимости имущества является компетенцией органов местного самоуправления сельского поселения, однако данные величины в сельском поселении «Александрово-Заводское» до настоящего времени не установлены, в связи с чем нельзя согласится с выводами комиссии об отказе в признании Тюкавкиной малоимущей, так как прожиточный минимум не является пороговым значением размера дохода и стоимости имущества.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 вышеназванного закона, а также ч. 5 ст. 14 Жилищного кодекса РФ в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с Жилищным Кодексом РФ.
Согласно требований ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Таким образом, судом установлено, что со Дата обезличена года администрация сельского поселения «Александрово-Заводское», поставив на учет Тюкавкину Н.П. в качестве нуждающейся в улучшении ее жилищных условий по причине ветхости и аварийности жилья, не принимала меры по обследованию ее дома и предоставлению другого жилья взамен непригодного для проживания, в чем проявлялось незаконное бездействие. Только в августе 2009 года дом был обследован межведомственной комиссией и признан непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции, однако и в дальнейшем администрацией сельского поселения не принималось мер по предоставлению пригодного жилья Тюкавкиной до настоящего времени.
Доводы ответчика о том, что Тюкавкина не подавала заявлением о признании ее малоимущей не состоятельны, так как на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются только малоимущие граждане, таким образом, поставив Тюкавкину на учет, администрация сельского поселения признала ее малоимущность и нуждаемость в улучшении жилищных условий и предоставило ей право состоять на данном учете, с которого Тюкавкина не снималась в установленном законом порядке.
Кроме того, установлено, что дом, в котором проживала Тюкавкина, признан межведомственной комиссией непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, в связи с чем суд признает право Тюкавкиной на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, вне очереди, так как ее дом нельзя отнести к жилым. Факт проживания с 1979 года в доме по ..., с. Александровский Завод подтверждается справкой с сельского поселения л.д. 20).
Довод ответчика о том, что Тюкавкина не является собственником аварийного жилья, что главой хозяйства является ФИО5 С., который получил субсидию на строительство нового жилья в размере 30 % является несостоятельным, так как законодатель не связывает нуждаемость в улучшении жилищных условий и обязанность по обеспечению малоимущих граждан жильем с правом собственности на жилье, признанное не пригодным для проживания, а только связывает с фактической нуждаемостью и малоимущностью. В судебном заседании установлено, что у Тюкавкиной не имеется в собственности жилья и другого недвижимого имущества, а жилье, в котором она постоянно проживала с 1979 года, признано непригодным для проживания л.д. 44, 12-13). Субсидию, которую получил ФИО5 получена в размере, приходящемся на одного человека л.д. 41), Тюкавкина правом на получение субсидии на строительство жилья не пользовалась.
Довод ответчика о том, что в бюджете сельского поселения не имеется средств для приобретения жилья Тюкавкиной, равно как и остальным гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, является также несостоятельным и не может быть принят судом во внимание, так как в силу статей 12,130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Александрово-Заводское» в части решения вопроса о внеочередном предоставлении жилого помещения Тюкавкиной Н.П. незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Александрово-Заводское» предоставить Тюкавкиной ФИО9 жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим нормам, вне очереди.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Александрово-Заводский районный суд.
Судья Е.С. Халудорова