РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Александровский Завод 11 марта 2011 года Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Халудоровой Е.С., при секретаре судебного заседания Макушевой Н.В., с участием помощника прокурора Александрово-Заводского района Дугаровой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района к администрации сельского поселения «Савва-Борзинское» о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Савва-Борзинское» в части непринятия мер по постановке на учет в администрации сельского поселения «Савва-Борзинское» бесхозяйного недвижимого имущества - памятника в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне, и об обязании ответчика принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет, УСТАНОВИЛ: В Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края обратился прокурор Александрово-Заводского района с вышеназванным иском, мотивировав тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Забайкальского края проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия и установлено следующее. По информации, представленной Министерством культуры Забайкальского края на территории сельского поселения «Савва- Борзинское» расположен памятник в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне, являющийся выявленным объектом культурного наследия. Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Памятник истории в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне, расположенный на территории сельского поселения «Савва-Борзинское», в установленном законом порядке не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Часть 8 ст. 18 Федерального закона №-Ф3 устанавливает, что выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. В силу п. п.1, 2 ст. 9.3 Федерального закона №-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Аналогичная норма определена п. 13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных в том числе на предотвращение разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. В ходе прокурорской проверки установлено, что памятник в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне, не включен в реестр муниципальной собственности, собственника не имеет, по сути, является бесхозяйным. Пунктом 9 ч.1 ст.50 Федерального закона №Э1-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут относиться к собственности поселений. Согласно ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Администрация сельского поселения «Савва - Борзинское» не принимает мер по постановке памятника истории на учет в администрации сельского поселения «Савва - Борзинское», что ставит под угрозу сохранность памятника в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Кроме того, в бюджете поселения не предусматриваются денежные средства на содержание выявленного объекта культурного наследия, поскольку памятник истории не состоит на балансе муниципального образования. Гражданам Российской Федерации согласно ст.7 Федерального закона № 73-ФЗ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской, каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия. Преамбулой ФЗ №-Ф3 определено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения «Савва- Борзинское» исковые требования прокурора района признал в полном объеме, представил письменное об этом заявление. Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что ответчик вправе признать исковые требования. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований. В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом. Суд, выслушав мнение сторон, считает возможным принять признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. С учетом изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Савва-Борзинское» удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Савва-Борзинское» в части непринятия мер по постановке на учет в администрации сельского поселения «Савва-Борзинское» бесхозяйного недвижимого имущества - памятника в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне. Обязать администрацию сельского поселения «Савва-Борзинское» принять меры по постановке бесхозяйного имущества - памятника в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне на учет. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней через Александрово-Заводский районный суд. Копия верна: Судья Судья (подписано) Е.С. Халудорова Е.С. Халудорова