решение от 14.07.2010г.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

14 июля 2010 года г. Алексин Тульской области                                                                                  

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Назаровой А.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–918 по иску Худовой Светланы Александровны к  Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району о признании права на трудовую пенсию на льготных основаниях,

установил:

Худова С.А.. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району (далее Управление пенсионного фонда) о признании решения комиссии Управления пенсионного фонда от ... года ... незаконным, обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, включении в педагогический стаж периода работы с ...г. по ...г. в должности методиста ... ...».

В обоснование своих требований указала, что начиная с ... года работает педагогическим работником в образовательных учреждениях.

... года истец в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

...г. решением комиссии ... Управления пенсионного фонда истице было отказано в назначении указанной пенсии, и в специальный стаж не был включен период ее работы с ...г. по ...г. в должности ... ...» ... в ввиду того, что в Списке профессий, должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ...г. ... наименование должности «...» не предусмотрено.

С данным решением истица не согласна по следующим основаниям:

она работала в должности воспитателя-методиста общеобразовательного дошкольного учреждения «... ...» ....

В дошкольных учреждениях использовались типовые штаты, в которых были предусмотрены медсестры, воспитатели, воспитатели-методисты должностные обязанности которых были единообразными, соответствующими позднее утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ. Иными словами, несмотря на различия в названиях сущность деятельности, была единой: это воспитание детей ясельного и детсадовского возраста; едиными были и используемые дошкольными учреждениями программы воспитания; единым был методический контроль районных, городских отделов народного образования. В соответствии с указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от ...г. ... - методисты в детских садах и яслях-садах не были предусмотрены. Согласно типовым штатам дошкольных учреждений, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103 (доведены до сведения руководства подведомственных учреждений письмом Министерства просвещения РСФСР от 03.02.1972г. № 59-М-сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1972 №9) правильное название должности не «методист», а «воспитатель-методист». ...г. она проходила аттестацию и ей была присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель» (запись в трудовой книжке ...).

Учитывая указанные нормативные акты, просит признать должность методиста аналогичной воспитателю-методисту, осуществляющему воспитание детей дошкольного возраста, начиная с двухмесячного возраста и до семи лет, и засчитать указанный выше период в ее педагогический стаж.

В соответствии со ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных Законом. Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места работы.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального Закона « О трудовых пенсиях» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Согласно п.п. «а» п. 10 Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. При этом время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п. 4 Положения).

В соответствии с правовой позицией Постановления Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

С учетом спорного периода на момент обращения истца - педагогический стаж составил ... лет ... месяцев ... дней.

Просит признать решение УПФ РФ (ГУ) по г.Алексин и Алексинскому району Тульской области ... ... от ... года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, засчитав в педагогический стаж период работы с ... года по ... г. и назначить пенсию с момента обращения с ... года.

В судебном заседании истица Худова С.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Худовой С.А. по доверенности Скворцова Л.Ю. поддержала исковые требования и пояснила, что истица в период с ... года по ... года фактически работала в должности воспитателя-методиста, выполняла функции воспитателя и методиста: занималась организацией воспитательно-образовательного процесса; составляла расписание занятий; проводила занятия с детьми; педагогическую диагностику; ... часов работала как воспитатель, ... час – как методист. Проходила аттестацию как воспитатель, отпуск ей оформляли как воспитателю.

Должностная инструкция воспитателя-методиста не менялась. О том, что должность воспитатель-методист предусмотрена в детских учреждениях подтверждается: Квалификационными характеристиками должностей руководителей и педагогических работников детских учреждений» (утвержденными постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.1977 г. № 3); Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ от 31.08. 1995 г. № 463/1268; Типовыми штатами детских садов (утвержденными приказом Министра просвещения СССР от ... г. ...).

 Представитель ответчика –  Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району по доверенности Ходырева А.П. иск не признала по изложенным в возражении основаниям.

Из содержания возражения следует, что истица не имеет права на пенсию по льготным основаниям. Истец обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии ...г. Управление рассмотрело заявление о назначении пенсии и приняло решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии ... от ...г.

На дату обращения в Управление стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил ... года ... месяц ... дней.

При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не был включен спорный период работы с ...г. по ...г. (продолжительностью ... года ... мес. ... дня) в должности методиста детского сада.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью определяется в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По нормам данного закона сохранено право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно ч. 2 ст. 27 Закона № 173-Ф3 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516) и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данными нормативно-правовыми актами не предусмотрена должность методиста. Следует обратить внимание на позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 04.03.2004г. № 81-0, Определении от 18.04.2006г. № 84-0, Определении от 21.02.2008г. № 93-0-0. Конституционный Суд Российской Федерации отметил следующее: предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, относится к полномочиям законодателя и Правительства Российской Федерации. Право на досрочную пенсию зависит не только от наименования должности и учреждения, но и от характера работы, интенсивности труда и ответственности за результаты деятельности.

Также, отсутствует возможность включения данного периода в специальный стаж в соответствии с нормами законодательства, действовавшего в период работы истца, т.к. должность методиста соответствующими актами не была предусмотрена.

Управление ПФ РФ правомерно отказало в назначении льготной пенсии истице.

Выслушав объяснения сторон, представителя истца, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. определяет право на трудовую пенсию по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью определяется в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По нормам данного закона сохранено право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список). Этим же Постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» была предусмотрена пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет (статья 80). Согласно статье 83 этого Закона списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Названный Закон утратил силу со дня введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым изменены принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, не предусмотрен.

Вместе с тем статья 28 этого Федерального закона, включенная в главу VI «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав», сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10 пункта 1); предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд разрешает гражданские дела на основе Конституции РФ. При разрешении гражданского дела суд применяет нормативный правовой акт большей юридической силы, если установит, что нормативный правовой акт меньшей юридической силы ему не соответствует.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст.39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

 В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Если гражданин считает, что период его работы в определенной должности, не поименованной в Списке, подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы, то вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно: характера и специфики, условий фактически осуществляемой гражданином работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

Из представленных доказательств: типового штатного расписания яслей-садов, аттестационного листа, приказов о предоставлении отпусков, усматривается, что истица выполняла обязанности воспитателя полное рабочее время. В аттестационном листе педагогического работника от .... указана занимаемая должность: воспитатель .... В соответствии с записью ... от ...г. в трудовой книжке Худовой С.А., то ей присвоена первая квалификационная категория по должности «...». Согласно приказам о предоставлении отпусков – истице предоставлялись отпуска продолжительностью, установленной для педагогических работников: основной удлиненный оплачиваемый отпуск ... дня. В соответствии с действовавшим на момент работы истца законодательством для воспитателей дошкольных образовательных учреждений был предусмотрен удлиненный отпуск, тогда как методисты дошкольных образовательных учреждений таким правом не обладали. (Постановление Правительства РФ от 13.09.1994г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций»).

Кроме того, Типовыми штатами расписаниями детских садов (утв. приказом Министра просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103), не было предусмотрено должности методиста, а только воспитатель-методист.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ с учетом анализа вышеприведенных норм материального права, суд находит, что Худова С.А. фактически работала в должности воспитателя, запись в трудовую книжку внесена работодателем ошибочно. Характер и условия труда, согласно должностной инструкции воспитателя-методиста соответствуют должностным обязанностям воспитателя.

Из решения Управления ПФ РФ следует, что Худовой С.А. период работы с ...г. по ...г. в должности «...» в подсчет стажа, необходимого для назначения пенсии не включен, поскольку данная должность Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрена.

По изложенным основаниям, суд считает, что данный период должен быть засчитаны в специальный трудовой стаж истицы.

         Таким образом, с учетом анализа вышеприведенных норм материального права, суд признает решение комиссии ГУ  - Управления пенсионного фонда РФ в г. Алексин и Алексинском районе от ... года ... незаконным.

 Необходимо принять к подсчету период с ... года по ... г. (продолжительностью ... года ... мес. ... дня) в должности методиста детского сада.

Исходя из этого, на момент обращения за пенсией у истицы выработан 25-летний стаж, и она имеет право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно ст.19 данного закона пенсия гражданину назначается со дня обращения за ней.

Истица обратилась в  Управление ПФ РФ (ГУ)  в г. Алексине и Алексинском районе с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет ...г., поэтому суд считает необходимым признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с этой даты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Худовой Светланы Александровны к Управлению пенсионного фонд РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

Признать решение комиссии Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Алексин и Алексинскому району Тульской области от ... года ... незаконным.

Признать за Худовой Светланой Александровной право на пенсию в связи с педагогической деятельностью с ... года, засчитав в специальный трудовой стаж период работы с ... года по ... г. в ... «... ...» ....

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Алексинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья