Решение от 02.11.2010 г. № 2-1470



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Старцевой С.П.,

при секретаре Гусевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1470/10 по иску Сокольского Александра Юрьевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании права на пенсию, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев,

у с т а н о в и л:

Сокольский А.Ю. обратился в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании права на пенсию, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев.

В обоснование заявленных требований указал, что в 1997 году переехал в Россию на постоянное место жительства из Республики Молдова, где длительное время жил и работал. Согласно записям в трудовой книжке с 28.10.1985 г. по 10.06.1997 г. он работал на .... в г. .... Республика Молдова. До этого проживал в России, где имеет трудовой стаж с 19.08.1971 г. по 15.10.1985 года. С 15.11.2006 г. является получателем трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии им был представлен документ о заработной плате за 60 месяцев: с сентября 1980 г. по август 1985 г. Среднемесячный заработок составил 358руб. 84 коп. (отношение к среднемесячной заработной плате 1,92 при предельном отношении 1,2). До июня 2010 года получал пенсию, исчисленную с учетом отношения 1,2. В июне 2010 года размер пенсии уменьшился. Он обратился в УПФР в г. Алексин и Алексинского район Тульской области за разъяснениями, на что ему было указано о неправильном исчислении пенсии при ее назначении без учета положений ч. 3 п. 3 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. Данная норма предусматривает для граждан-переселенцев, которые после переезда не работали, определение размера пенсии исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. При таком порядке исчисления отношение заработков не может превышать 1.

Считает действия УПФР в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области по уменьшению размера его пенсии (перерасчету с учетом отношения заработков 1 вместо 1,2) незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Считает, что в данном случае нормы международного договора (Соглашения) не могут применяться, так как касаются назначения пенсии гражданам Молдовы, переселившихся в Россию и претендующих на пенсию в России. На момент назначения пенсии в 2006 году он являлся гражданином Российской Федерации, что подтверждается выданным 24.10.2006 г. паспортом гражданина России. Следовательно, при назначении пенсии и исчислении ее размера УПФР должно было руководствоваться и руководствовалось нормами Закона №173-Ф3, иных норм, не предусмотренных международным соглашением. Ч. 3 ст. 30 Закона №173-Ф3 определяет, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями.

До переезда в Молдову он имел трудовой стаж и заработок в России, что позволяет произвести оценку пенсионных прав на 01.01.2002 г. с учетом соответствующего заработка на территории России. По смыслу Соглашения и Закона №173-Ф3 среднемесячный заработок, сложившийся к моменту назначения пенсии, принимается в том случае, если невозможно определить среднемесячный заработок работника, занятого по аналогичной профессии и должности на территории того государства, куда они переселились. В его случае возможно определить его среднемесячный заработок не по аналогии после переселения, а по фактически имеющемуся заработку до переселения в Молдову за 1980-1985 годы.

Снижение отношения заработков по сравнению с отношением на дату установления пенсии приведет к незаконному ущемлению его прав в области пенсионного обеспечения. Повторная оценка его пенсионных прав приведет к уменьшению размера пенсии и ухудшит условия реализации права на пенсию. Наличие в Соглашении норм об исчислении заработка для граждан Республики Молдова, претендующих на пенсию после переселения в Российскую Федерацию, и изменившейся правоприменительной практики не может служит основанием для ухудшения условий реализации права на пенсию.

Просил признать за ним право на трудовую пенсию по старости, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев, полученного на территории России в 1980-1985 годах, и отношения заработков 1,2 с момента назначения пенсии 15.11.2006 года.

В судебном заседании:

Сокольский А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Ходырева А.П. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Частями 2 и 3 Закона №173-Ф3 определено следующее: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова 10.02.1995 г. заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, ратифицированное Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 173-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работающих после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

При невозможности определения среднемесячного заработка после переселения гражданина размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Сокольский А.Ю. переселился из Республики Молдова в Российскую Федерацию в 1997 году. При назначении пенсии размер трудовой пенсии определен с учетом справки о заработке от 21.09.2005 г. Согласно данной справке заработок исчислен с сентября 1980 г. по август 1985 г. за работу на территории Российской Федерации.

С учетом норм международного права, имеющих большую юридическую силу, при назначении пенсии отношение заработка не должно было исчисляться на основании вышеуказанной справки, так как заработок необходимо исчислять за период после переселения (в данном случае из Молдовы в Россию), а в справке указан заработок за иной период. Документы о заработке после переселения истцом не представлены.

Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 20.07.2004 г. №АС-07-22/1845 статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям не проводилось. В связи с этим расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль, утвержденной Правительством РФ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период – 1617 рублей.

Это означает, что размер трудовой пенсии истца при отношении заработков 1,2 на основании справки о заработке был определен в повышенном размере ввиду неприменения норм Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г., которые подлежали применению при назначении пенсии в 2006 году. Расчетный размер пенсии ввиду отсутствия справки о заработке после переселения в 1997 году должен быть исчислен из среднемесячного заработка на территории России, то есть с отношением 1.

Ссылка истца на наличие гражданства Российской Федерации на момент обращения за пенсией не имеет правового значения в рассматриваемом споре, так как согласно ст.4 Соглашения постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим, предоставляются одинаковые права в области пенсионного обеспечения. Независимо он наличия гражданства, Сокольский А.Ю. считается лицом, переехавшим из другой страны на постоянное место жительства в Россию.

Считает, что истец не имел и не имеет права на исчисление трудовой пенсии по старости с учетом заработка за 60 месяцев, полученного на территории России в 1980-1985 гг., и отношения заработков 1,2.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца Сокольского А.Ю. подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Обстоятельством, имеющими значение для рассмотрения настоящего дела, является установление наличия либо отсутствия права истца Сокольского А.Ю. на получение трудовой пенсии по старости, исчисленную с учетом сведений о заработной плате, полученной за период работы в России с сентября 1980 года по август 1985 год.

Согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с 4.2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий па льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.

Согласно ст.4 Соглашения, стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения.

Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно ст. 102 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой: деятельности перед обращением за пенсией.

Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Судом исследована справка о заработной плате истца Сокольского А.Ю. от 21.09.1995 г. за период работы 60 месяцев, а именно, с сентября 1980 года по август 1985 год. Как следует из данной справки, она выдана на основании расчетных ведомостей по начислению и выплате заработной платы, подписана руководителем и главным бухгалтером ОАО «....» г. .... края.

Суд приходит к выводу о том, что данная справка соответствует требованиям ст. 102 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» для установления среднего заработка истца Сокольского А.Ю., поскольку является документом, выданном в установленном порядке (на основании первичных бухгалтерских документов) соответствующим предприятием.

Факт работы Сокольского А.Ю. в период с сентября 1980 г. по август 1985 г. подтверждается также копией трудовой книжки истца.

Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельства, что в случае перерасчета пенсии истцу Сокольскому А.Ю. с учетом размера заработной платы за период работы 60 месяцев, а именно, с сентября 1980 года по август 1985 год в ОАО «....» г. .... края, размер ежемесячной пенсии истца увеличится.

Доводы представителя ответчика о том, что при назначении пенсии отношение заработка не должно исчисляться на основании вышеуказанной справки в силу Соглашения от 10.02.1995 г. о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, суд не может принять во внимание, так как они касаются назначения пенсии гражданам Молдовы, переселившихся в Россию и претендующих на пенсию в России. На момент назначения пенсии в 2006 году истец являлся гражданином РФ. При назначении пенсии и исчислении ее размера необходимо руководствоваться нормами Закона №173-Ф3.

Часть 3 ст. 30 Закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

До переезда в Молдову истец имел трудовой стаж и заработок в России, что позволяет произвести оценку пенсионных прав с учетом соответствующего заработка на территории России.

Снижение отношения заработков по сравнению с отношением на дату установления пенсии приведет к незаконному ущемлению прав истца в области пенсионного обеспечения. Повторная оценка его пенсионных прав приведет к уменьшению размера пенсии и ухудшит условия реализации права на пенсию. Наличие в Соглашении норм об исчислении заработка для граждан Республики Молдова, претендующих на пенсию после переселения РФ, не может служит основанием для ухудшения условий реализации права истца на пенсию.

На основании изложенного, и, исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации, исковые требования истца Сокольского А.Ю. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ. суд

р е ш и л:

Исковые Сокольского Александра Юрьевича удовлетворить.

Признать за Сокольским Александром Юрьевичем право на трудовую пенсию по старости, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев, полученного на территории России в 1980-1985 г.г. и отношения заработка 1,2 с момента назначения пенсии 15.11.2006 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Судья