РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 декабря 2010 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Жигулиной М.А., при секретаре Орловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1460/10 по иску Грибковой Марии Федоровны к Администрации муниципального образования Алексинский район, Департаменту социального развития населения Тульской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получение субсидии, установил: Грибкова М.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Алексинский район (далее по тексту – Администрации МО Алексинский район) о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и выделении субсидии для приведения жилого дома в соответствие с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, тружеником тыла, инвалидом 2 группы. В ... года сгорел дом в деревне ..., в котором она на тот момент проживала. Другого жилья у нее на тот момент не было. В ... года она обратилась в Администрацию МО Алексинский район и Департамент социального развития Тульской области с просьбой оказать помощь. Однако получила отказ со ссылкой на отсутствие оснований для признания ее малообеспеченной и нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ... году общими усилиями родственников на имеющиеся средства ей возвели деревянный дом на месте сгоревшего для проживания в летнее время. Во вновь возведенном доме отсутствует система отопления, а также не возводился новый фундамент, утепления стен не производилось. В ... году по ее обращению в приемную Путина В.В. ей разъяснили право на обращение в администрацию МО Алексинский район с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Однако на ее заявление ей снова ответили отказом, указав на необходимость оборудования восстановленного дома системой отопления. Полагает, что действия ответчика нарушают ее права. Впоследствии истица изменила свои исковые требования, просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении субсидии для приобретения жилого помещения. Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социального развития населения Тульской области. В судебном заседании: Истица Грибкова М.Ф. исковые требования с учетом их изменений поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что сгоревший жилой дом принадлежал ее умершему супругу, с которым на момент его смерти она совместно проживала в указанном жилом доме. В установленные законом порядке и сроки она после смерти своего супруга к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, однако продолжала проживать по указанному адресу. В ... году произошел пожар, в результате которого весь дом сгорел дотла. Причина пожара не установлена. Поскольку своего жилья у нее не имелось, денежных средств для приобретения нового жилья либо возведения нового жилого дома на месте прежнего у нее не было, вынуждена проживать у своих родственников. В ... году на собранные родственниками средства, силами родственников был возведен дом на месте сгоревшего, на старом фундаменте, который частично был разрушен в результате пожара. Систему отопления в доме не установили ввиду ее высокой стоимости, а также из-за отсутствия надлежащего утепления пола, стен дома. Проживать в доме возможно лишь в летнее время. Представители истца по доверенности Павлова Н.М., Овечкин В.М. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме, указав на неоднократные безрезультатные обращения в интересах Грибковой М.Ф. в администрацию МО Алексинский район. Представитель ответчика Администрации МО Алексинский район не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не уведомил, ранее в судебном заседании ... с исковыми требованиями не согласился. В обоснование своих возражений по иску указал, что Грибкова М.Ф. имеет земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, на котором должен быть возведен жилой дом. Для признания вновь возведенного Грибковой М.Ф. дома требуется оборудовать его системой (очагом) отопления, в этом случае он будет пригоден для проживания. По нормативу площадь жилья, имеющаяся в наличии у Грибковой М.Ф., не позволяет признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика Департамента социального развития населения Тульской области не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях по иску указал, что правовых оснований для признания Грибковой М.Ф. малоимущей не имеется, поскольку на момент ее первичного обращения в ... году ее среднедушевой доход составлял 4044 руб, что превышало установленную по Тульской области величину прожиточного минимума на душу населения в размере 2852 руб. 13 коп. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков. Выслушав истицу и ее представителей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Данной конституционной нормой также закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Установленные Конституцией РФ нормы корреспондируют к положениям ст. 10 Декларации прав и свобод человека и гражданина. В соответствие со ст. 2 Жилищного кодекса РФ основной задачей органов государственной власти и органы местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений является обеспечение условий для осуществления гражданами прав на жилище, в пределах, предоставленных названным органам полномочий, в том числе: использование бюджетные средства и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе: путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «"О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, от 29.06.2009г. № 135-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно письму Минрегиона РФ от 19.03.2010г. №10496-СК/07 (По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны) в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2009 г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». При этом необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. Согласно п. 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в разделе «II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение» определяет критерии, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33). На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. При разрешении данного дела судом установлено, что Грибкова М.Ф. в период с ... г. по ... проживала в жилом доме №..., расположенном по адресу: .... Жилой дом, согласно данным похозяйственных книг за период с ... по ..., являлся частной собственностью хозяйства ..., супругой которого являлась Грибкова М.Ф. По данным Тульского филиала ФГУП «РОСТЕИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ» по состоянию на ... в архивах филиала отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах Грибковой М.Ф. Сведений о зарегистрированных правах Грибковой М.Ф. на недвижимое имущество и переходе прав в Управлении Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области также не имеется. После смерти ..., последовавшей ..., его наследники с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались. Грибкова М.Д. с заявлением о выделе супружеской доли в суд и к нотариусу не обращалась, продолжая проживать в указанном жилом доме. ... являлся участником Великой Отечественной войны, а Грибкова М.Ф. как супруга умершего, согласно справке №..., выданной Алексинским комитетом социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области от ..., имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Согласно справке №..., выданной Отделом государственного пожарного надзора Алексинского района Тульской области Главного управления МЧС России по Тульской области ..., ... произошел пожар в принадлежащем Грибковой М.Ф. доме по адресу: .... В результате пожара дом сгорел полностью с находившимся имуществом и документами Грибковой М.Ф. После пожара Грибкова М.Ф. обращалась за оказанием государственной помощи в Департамент социального развития Тульской области, где письмом от ... ей было отказано в оказании материальной помощи в связи с отсутствием оснований для ее оказания, превышением пенсии заявительницы величины прожиточного минимума, установленной по Тульской области в размере 2768 руб. 06 коп. Впоследствии письмом от ... Департамент социального развития Тульской области разъяснил Грибковой М.Ф. в связи с ее обращением по вопросу улучшения жилищных условий, что она не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО Алексинский район, и лишь при положительном решении данного вопроса, возможно рассмотрение вопроса о выделении ей субсидии на улучшение жилищных условий. В .... Грибкова М.Ф. обратилась в Администрацию МО Алексинский район с заявлением о создании комиссии и обследовании технического состояния дома после пожара на предмет оценки пригодности жилого дома к проживанию. Как следует из акта №... обследования помещения дома №... в с. ... от ..., межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что конструктивные элементы строения соответствуют строительным, противопожарным и санитарным нормам, заявительнице Грибковой М.Ф. необходимо оборудовать систему теплоснабжения дома для приведения помещения в соответствие с установленными требованиями, предъявляемым к жилому помещению. Тогда же составлено заключение №... комиссии, согласно которому заявительнице Грибковой М.Ф. следует оборудовать систему теплоснабжения дома для приведения помещения в соответствие установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, после чего предполагалось продолжить процедуру оценки. Акт обследования утвержден Постановлением администрации МО Алексинский район № ... от ... К аналогичным выводам пришла и межведомственная комиссия созданная на основании определения суда от ... Вместе с тем вывода комиссии о пригодности либо непригодности обследуемого помещения к проживанию, необходимости проведения капитального ремонта помещения, упомянутые акты обследования, заключение и принятое постановление не содержат. Обоснованность указанных документов вызывает сомнение, поскольку ввиду отсутствия очага отопления и необходимых инженерных сетей для обеспечения дома теплом, наличие и соблюдение установленных нормативов параметров микроклимата жилого помещения, позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов не возможно. А следовательно, и невозможен вывод о пригодности помещения к проживанию. Из технического паспорта на строение усматривается, что по данным технической инвентаризации здание – дом без очага отопления, расположенное по адресу: ..., не отнесено к объектам капитального строительства, и состоит из одной комнаты площадью 30,3 кв.м (лит. А), и пристройки площадью 16,4 кв.м, выполнено из деревянного бруса. Таким образом, обращение Грибковой М.Ф. в нарушение требований п.п. 42, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», по существу не разрешено, что нарушило права заявительницы на своевременное разрешение по существу ее обращения в орган местного самоуправления по вопросу определения нуждаемости в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. При этом письмом Администрации МО Алексинский район от ... Грибковой М.Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со ссылкой на превышение занимаемой Грибковой М.Ф. площади жилого помещения учетной нормы, установленной в размере 11 кв.м общей площади жилого помещения. Доказательств тому, что вновь возведенное на земельном участке, принадлежащем Грибковой М.Ф., строение отнесено к жилым помещениям, отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, равно как и доказательств обеспеченности Грибковой М.Ф. жилым помещением, суду не представлено. Отсутствуют указанные сведения и в материалах по подготовке ответа по обращению Грибковой М.Ф., имеющихся в Комитете по имущественным и земельным отношениям. Анализируя изложенные обстоятельства, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований Грибковой М.Ф. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно п. 3 ст. 23.2 названного закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для членов семей умерших участников ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Анализируя требования Грибковой М.Ф. в части признания за ней права на получение субсидии для обеспечения жильем, суд также руководствуется положениями Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», согласно которым признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации предписано в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; а также предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.03.2010г. № 472-р «О направлении бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»» решено направить бюджетные ассигнования в размере 34531608,3 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Утверждено распределение на 2010 год субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий упомянутых категорий граждан, в том числе Тульской области распределено 25176,4 тыс. руб. Изложенное позволяет суду прийти к выводу об обоснованности заявленных Грибковой М.Ф. требований и исполнимости решения суда в указанной части. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Грибковой Марии Федоровны удовлетворить. Признать Грибкову Марию Федоровну нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении субсидии для приобретения жилого помещения в установленном законом размере. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Судья: