дело №2-9 решение от 13.01.2011г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретарях Трофимовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 9/11 по иску Спиренковой Надежды Михайловны к администрации муниципального образования Алексинский район о признании права на предоставление жилья как федеральному льготнику и обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как федеральному льготнику,

установил:

Спиренкова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Алексинский район о признании права на предоставление жилья как федеральному льготнику и обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как федеральному льготнику.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы. Она нетрудоспособна, имеет право на получение пенсии по потери кормильца. Она не является малоимущей, так как получает пенсию. Однако у нее нет собственного жилья, она не является нанимателем жилого помещения, проживает в двухкомнатной квартире, принадлежащей на праве долевой собственности ее сыну и внучке, всего в этой квартире проживает пять человек. Она старая больная женщина, полуслепая, ей тяжело доживать свой век в таких условиях. Ей приходится проживать с сыном и его семьей в силу отсутствия у нее собственного жилья.

Она обратилась в Администрацию МО Алексинский район и в администрацию Президента Российской Федерации с просьбой оказать помощь в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, как федеральному льготнику.

Однако получила отказ со ссылкой на отсутствие оснований для постановки на учет, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Оба отказа основаны на том, что на каждого члена семьи ее сына приходится 20,07 кв.м, учетная норма в Тульской области не менее 11 кв.м на каждого из членов семьи.

Считает, что применение учетных норм площади жилого помещения установленных для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов, как малоимущих, либо по закону субъекта, либо по законодательному акту муниципального образования – недопустимо, в силу прямого указания федерального законодательства.

Полагает, что действия ответчика нарушают ее права.

Просит признать ее право на предоставление жилья, как федеральному льготнику по целевой программе: «Жилье - ветеранам». Обязать администрацию муниципального образования Алексинский район поставить ее на учет, как федерального льготника, в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социального развития населения Тульской области.

В судебном заседании:

Истица Спиренкова Н.М. не явилась, в своем заявлении адресованном суду просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности Спиренкова М.Б. заявленные требования Спиренковой Н.М. поддержала и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Спиренкова Надежда Михайловна, ... г.р. является вдовой ветерана ВОВ, нетрудоспособна, имеет право на получение пенсии по потере кормильца в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Согласно п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. (далее - Закон «О ветеранах») пользуется мерами социальной поддержки, как супруга умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак. К мерам социальной поддержки относится получение жилья по федеральной целевой программе «Жилье - ветеранам» в соответствии со ст.23.2 Закона «О ветеранах». Такая мера социальной поддержки определена Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов» (далее - Указ Президента № 714).

Исходя из ч.3 ст. 49 ЖК РФ следует, что регулирование отношений по предоставлению жилья ветеранам ВОВ следует производить по нормам Закона о ветеранах, в том числе и по определению членов семьи ветерана. Согласно ч.1 ст.23 названного Закона, членами семьи участника Великой Отечественной Войны признаются нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по потери кормильца, либо имеющие право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Считает, что в рассматриваемом случае нетрудоспособным членом семьи умершего ветерана ВОВ является только его вдова - Спиренкова Надежда Михайловна. Сын - ... .., ... г.р. на иждивении у ветерана ВОВ не состоял, трудоспособен. Следовательно, согласно Закону «О ветеранах» его никак нельзя отнести к семье умершего ветерана.

В соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ, введенной в Жилищный кодекс Законом № 250 от 29.12.2006 г., для ветеранов ВОВ устанавливаются иные учетные нормы жилья. Они определяются, исходя из ст. 28.3 Закона «о ветеранах» и равняются 36 кв.м. Так, именно «нормой обеспечения жилья» (в соответствии с ч.6 ст.50 ЖК РФ) в 36 кв.м законодательно установлена учетная норма жилья для ветеранов ВОВ (п. 14 Приложения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по выполнению плана действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденного Председателем Правительства РФ В.В.Путиным 19 июня 2009 г. № 2802п-П13).

Основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством являются:

а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору
социального найма;

б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

в) неудовлетворительное состояние жилища;

г) состояние здоровья проживающих.

У Спиренковой Н.М. отсутствует жилье на праве собственности или по договору социального найма, что уже является основанием для постановки ее на жилищный учет, а также она является единственным членом семьи умершего ветерана ВОВ в силу прямого указания ч.3 ст.49 ЖК РФ и ч. 1 ст. 21 Закона «О ветеранах». Тем более, что предоставление жилья такой категории граждан является социальной льготой (Закон «О ветеранах», Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153).

Постановлением Администрации Тульской области от 19 мая 2010 г. № 392 «О внесении дополнений и изменений в постановление администрации Тульской области от 07.08.2006 № 387 «Об утверждении временного Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» также указано, что предоставление ветеранам жилья является мерой социальной поддержки и разработано оно на основе Закона «О ветеранах», Указа Президента № 714, что подтверждает, что регулирование данного вида отношений производится именно по названным правовым актам.

Для ветеранов ВОВ и членов семей умерших ветеранов ВОВ установлены свои правила на постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Постановка на учет в качестве нуждающихся должна быть осуществлена в порядке п.8 раздела 2 Постановления Администрации Тульской области от 19.05.2010г. № 392 «О внесении дополнений и изменения в постановление администрации Тульской области от 07.08.2006г. № 387 «Об утверждении временного Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидом и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Администрация МО Алексинский район не разработала такие правила. Вместо этого она объединила два понятия - «малоимущие» и «нуждающиеся». Категория «малоимущих» законодательно входит в категорию «нуждающихся», т.к. помимо малоимущих граждан в категорию «нуждающихся» входят иные категории граждан (ветераны ВОВ, их вдовы, инвалиды и др.). В результате такого объединения администрация МО Алексинский район незаконно производит постановку на жилищный учет иных категорий граждан по правилам, предусмотренным для постановки на жилищный учет категории «малоимущих» граждан, тем самым нарушая законы, и в т.ч. вмешиваясь в частную жизнь граждан, не являющихся членами семьи ветерана ВОВ (по градации Закона «О ветеранах»), заставляя таких граждан подавать сведения по своему имущественному положению, фактически занимается незаконным сбором информации. Такая информация должна быть предоставлена только для определенных законами отдельных категорий граждан (например, государственные, муниципальные служащие и др.). В случае Спиренковой Н.М., при сдаче документов для постановки на жилищный учет в качестве нуждающейся (как вдовы ветерана ВОВ) у нее не производили прием документов, пока она не укажет своих ближайших родственников, а также не сообщит сведения об их имущественном положении. Все эти действия администрации МО Алексинский район носят противоправный характер.

В соответствии с всеобщей декларацией прав человека, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни... Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна гарантированы частью 1 статьи 23 Конституции РФ.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 248-0 определяет, что из себя представляет право на неприкосновенность частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер. Личная и семейная тайна являются составляющими частной жизни человека. Предметом личной и семейной тайны являются и сведения об имущественном положении.

Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 149-ФЗ установлен запрет на требование от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей его личную или семейную тайну, и получение от гражданина информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей его личную или семейную тайну. В отраслевом законодательстве устанавливаются конкретные основания, условия и порядок получения сведений, касающихся личной и семейной тайны, чем создаются препятствия для произвольного вмешательства в частную жизнь, прежде всего, со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.

По мнению представителя истца, заставив подать сведения на своих родственников, администрация МО Алексинский район решила, что Спиренкова Н.М. не является малоимущей (а это, действительно так), так как учетная норма жилья у нее по их подсчетам составляет 20, 07 кв.м (с учетом жилья сына, не являющегося членом семьи ветерана ВОВ по Закону «О ветеранах»). Причем, при подаче сведений в надзорные органы (в частности, прокуратуру и по запросу иных инстанций, куда Спиренкова Н.М. обжаловала действия администрации) администрацией МО Алексинский район были предоставлены сведения о Спиренковой Н.М., как о малоимущей, а не как об относящейся к иной категории граждан в соответствии с Законом «О ветеранах» и Указу Президента РФ. Сведения, предоставленные прокуратуре и иным органам, были предоставлены в трактовке, исключающей объективное рассмотрение проблемы из-за указанных выше нарушений в постановке вдовы ветерана ВОВ на жилищный учет. Проверяющие инстанции, в свою очередь, не проверили правильность постановки на жилищный учет, как вдовы ветерана ВОВ, что привело к искажению реальных фактов и к однотипному рассмотрению вопроса.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности Ерохина Н.С. исковые требования не признала и пояснила, что Спиренкова Н.М. обратилась в администрацию муниципального образования Алексинский район с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив к заявлению документы, предусмотренные статьей 3 Закона Тульской области от 07.07.2006 № 722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений».

Рассмотрев заявление и приложенные документы, и принимая во внимание протокол заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Алексинский район, Спиренковой Н.М. на основании п.п.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение об отказе было обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 27.07.2010г.), Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2008 № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 г.) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета».

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так согласно п.2 данной статьи граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. По смыслу второго пункта, нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

Статья 50 ЖК РФ определяет такие понятия, как норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2009 г. № 135-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» - норматив предоставления составляет 36 кв.м. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Иные учетные нормы законом не предусмотрены.

Решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 28.09.2005 № 4(24).35 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в Алексинском районе Тульской области, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Из представленных документов следует, что заявитель проживает в квартире, которая на праве собственности принадлежит сыну и внучке, общей площадью 51,5 кв.м с семьей из пяти человек, на одного члена семьи приходится общей площади 10,3 кв.м. Кроме того сыну на праве долевой собственности принадлежит жилой дом общей площадью 109,9 кв.м., доля в праве составляет 48,84 кв.м.

Согласно закону Тульской области от 07.07.2006 № 722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, при суммировании площади, принадлежащих истице и членам семьи жилых помещений, на одного человека общей площади приходится более учетной нормы, а именно ( 51,5 + 48,84): 5 = 20,07 кв.м.

При данных обстоятельствах у администрации муниципального образования Алексинский район не было законных оснований для признания Спиренковой Н.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

По результатам принятого решения администрацией муниципального образования Алексинский район Алексинской межрайонной прокуратурой проводилась проверка, в ходе которой было установлено, что действия администрации Алексинского района основаны на законе, оснований к принятию мер прокурорского реагирования не имеется.

Представитель соответчика – Департамента социального развития Тульской области не явился, о месте и времени слушания дела судом извещен надлежащим образом.

В своих возражениях представитель по доверенности ... пояснила, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны, но не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Алексинский район по месту жительства. Одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 28.09.2005г. № 4 (24). 35 учетная норма установлена в размере не более 11 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. На каждого члена семьи истицы приходится 20,07 кв.м общей площади жилого помещения. Истица считается обеспеченной жилой площадью, поэтому правовых оснований для предоставления Спиренковой Н.М. мер социальной поддержки по обеспечению жильем не имеется.

Представитель третьего лица Департамента жилищной политики Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения явившихся сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Конституция РФ в ст. 40 закрепляет основные принципы осуществления прав и свобод человека и гражданина, в частности: право каждого на жилище; недопустимость произвольного лишения жилища; поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище и другие.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установленные Конституцией РФ нормы корреспондируют к положениям ст. 10 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В соответствие со ст. 2 Жилищного кодекса РФ основной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений является обеспечение условий для осуществления гражданами прав на жилище, в пределах, предоставленных названным органам полномочий, в том числе: использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе: путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «"О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

21 декабря 2009 года принят Закон N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в силу 4 января 2010 года. В связи с принятием указанного Закона исключено ограничение права ветеранов на получение жилья датой постановки на учет (до 1 марта 2005 года) и определено, что ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. К числу таких ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

По письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости жилья в регионе. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливается региональным законом.

Получение жилья в порядке, предусмотренном жилищным законодательством предоставляется ветеранам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 января 2005 года (за исключением лиц, применительно к которым ограничения по сроку постановки на учет отменены).

Согласно закону Тульской области от 07.07.2006 № 722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» ( с изменениями от 25.02.2010г.) при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан. Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в ст. 51 ЖК).

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2009 г. № 135-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» установлен норматив предоставления жилого помещения, который составляет 36 кв.м. Учетная норма данным законом не установлена.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 28.09.2005 № 4(24).35 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в Алексинском районе Тульской области, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

При разрешении данного дела судом установлено, что согласно свидетельства о браке ... и ... заключили брак ..., жене присвоена фамилия Спиренкова Н.М. ... являлся участником Великой Отечественной войны и умер .... (л.д. 15-16)

Спиренкова Н.М. как супруга умершего, согласно справке ..., выданной Алексинским комитетом социальной защиты населения от ..., имеет право на льготы, предусмотренные ст. 11, 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 14). Также является инвалидом 2 группы (л.д. 11).

Из сообщений №... от ... и № ... от ... Спиренковой Н.М. усматривается, что Спиренкова Н.М. обратилась в администрацию МО Алексинский район о постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как федеральный льготник.

Протоколом ... заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Алексинского района от ... Спиренковой Н.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ.

Администрацией муниципального образования Алексинский район об этом сообщено Спиренковой Н.М. письмом от ......, где указано, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст.54 ЖК РФ отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку при суммировании площади, принадлежащих ей и членам ее семьи жилых помещений, на одного человека общей площади приходится более учетной нормы, а именно 20,7 кв.м.

Из представленных доказательств следует, что Спиренкова Н.М. зарегистрирована и проживает по адресу: .... Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы ... (сын), ...(сноха), ..., ... (внучки). Данная квартира принадлежит сыну ... и внучке ... на праве собственности, по ? доли в праве за каждым. Спиренкова Н.М. в данное жилое помещение вселена и зарегистрирована с .... Право долевой собственности ... зарегистрировано .... (л.д. 29 приложения по жалобе Спиренковой Н.М. ...)

Кроме этого у ... имеется в собственности еще 12/27 долей домовладения общей площадью 109,9 кв.м., доля в праве составляет 48,84 кв.м, расположенного по адресу: ... (л.д. 18 справка по жалобе Спиренковой Н.М.)

Согласно сообщению от ... ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии у Спиренковой Н.М. прав на недвижимое имущество.

Свидетель ... в судебном заседании показал, что истица его мать. Она является вдовой участника ВОВ, имеет право на получение жилья, так как является льготником. Он обратился в администрацию МО Алексинский район, где ему выдали перечень документов, который необходимо собрать. Он собрал все документы. Истица написала заявление от своего имени. В администрации ему пояснили, что заявление должны были написать все, кто указан в домовой книге. В заявлении его попросили указать, что он является сыном Спиреновой Н.М., а его надо было указывать, как члена семьи нанимателя. Он его написал. Документы приняли. Позже пришло письмо, где его маме было отказано в получении жилья. В ответе указали, что площадь жилья, которая ей принадлежит, должна быть меньше. Его мать не малоимущая, она - федеральный льготник, поэтому, ей должны выдать жилье как федеральному льготнику.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Таким образом, поскольку Спиренкова Н.М. проживает в семье сына ..., ведет с ними общее хозяйство, то есть имеет правовой статус члена семьи своего сына.

Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При таких обстоятельствах, из предоставленных Спиренковой Н.М. в администрацию муниципального образования Алексинский район Тульской области документов и исследованных в судебном заседании усматривается, что с учетом общей площади принадлежащих семье ... жилых помещений подлежит включению при расчете уровня обеспеченности Спиренковой Н.М. жильем, где на каждого члена семьи, в том числе истца приходится 20,07 кв.м общей площади жилого помещения.

Доказательств о том, что истица проживает в семье сына не как член его семьи, ни Спиренковой Н.М., ни ее представителем Спиренковой М.Б., суду не представлено.

Разрешая вопрос о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, администрация МО Алексинский район обоснованно руководствовалась требованиями статьи 51 ЖК РФ.

Ссылка представителя истца, что применение учетных норм площади жилого помещения установленных для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов, как малоимущих, либо по закону субъекта, либо по законодательному акту муниципального образования – недопустимо, в силу прямого указания федерального законодательства и незаконно учитывались члены семьи ... и он сам при учете общей площади на каждого члена семьи, не могут быть приняты судом поскольку связаны с неправильным толкованием закона.

Анализируя изложенные обстоятельства, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о не обоснованности требований Спиренковой Н.М. о признании права на предоставление жилья как федеральному льготнику и обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как федеральному льготнику.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Спиренковой Надежды Михайловны к администрации муниципального образования Алексинский район о признании права на предоставление жилья как федеральному льготнику и обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как федеральному льготнику - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Алексинский городской суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.

Судья