РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 января 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Жигулиной М.А., при секретаре Орловой Л.В., с участием старшего помощника Алексинского межрайонного прокурора Иванова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-24/11 по иску Кравченко Нины Васильевны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Департаменту социального развития Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области о назначении и выплате сумм возмещения вреда по потере кормильца, с их последующей индексацией, установил: Кравченко Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Федеральной службе по труду и занятости РФ, Министерству финансов РФ о назначении и выплате сумм возмещения вреда по потере кормильца в размере 50% от сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, получаемой ее супругом ... В обоснование заявленных требований истица указала на то, что она является вдовой участника ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалида ... группы вследствие участия в ликвидации аварии на ЧАЭС. ... года ее супруг ... умер, в связи с чем полагает, что после его смерти, являясь единственным нетрудоспособным членом его семьи, она получила право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации. Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» назначило ей сумму возмещения вреда не со дня смерти ее супруга, а с ..., в размере 3095 руб. 97 коп. В назначении и выплате данной компенсации в размере 50% от суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, получаемой ее супругом фактически в размере 51250 руб. 38 коп. ей отказано. Полагая свое право нарушенным, просила суд установить ей ежемесячную сумму возмещения вреда по потере кормильца с ... в размере 51250 руб. 38 коп., возложив на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» обязанность последующей индексации указанной суммы в предусмотренном законодательством порядке. Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент социального развития Тульской области, Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области. В судебном заседании: Истица Кравченко Н.В. не явилась, извещена, о причинах своей неявки суд не уведомила. Представитель истицы по доверенности Бережнюк В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно указал, что факт нахождения истицы на иждивении мужа на момент его смерти установлен вступившим в законную силу решением Алексинского городского суда Тульской области от ... года. А денежная компенсация в возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, была установлена и выплачивалась Кравченко Н.В. по решению суда. Представители Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенностям Тонян С.Т., Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласились, указав на то, что сумма возмещения вреда по потере кормильца была назначена Кравченко Н.В. после ее обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» со всеми необходимыми документами с учетом положений ст. 14 Федерального закона №1244-1 от 15.05.1991года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в действующей редакции) и ст. 7 Постановления правительства РФ от 21.08.2001года №607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ... года в размере 3095 руб. 97 коп. Оснований для ее перерасчета не имеется. Представители Департамента социального развития Тульской области, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили. В своих возражениях по иску Департамент социального развития Тульской области возражал против удовлетворения исковых требований Кравченко Н.В., просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Суд с учетом мнения присутствующих лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя истицы по доверенности Бережнюка В.В., представителей Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенностям Тонян С.Т., Шушлебину М.Ю., мнение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, и представленные сторонами суд приходит к следующему. В ходе разрешения дела по существу, судом установлено, что Кравченко Г.Г. с ... года состояла в зарегистрированном браке с ..., что подтверждается свидетельством о браке (л.д. 13). ... принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ... году, и в ... года ему было выдано удостоверение серии ... №..., подтверждающее право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно справке серии ... №... ... являлся инвалидом ... группы в связи с получением увечья, связанного с аварией на ЧАЭС, бессрочно (л.д. 11). Ему со ... года была назначена и по день смерти выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, которая на момент его смерти составила 102500 руб. 76 коп., что подтверждается материалами личного дела №... на имя Кравченко Н.В. (ранее №... на имя ...). .... ... умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии ... №... (л.д. 12). Судом также установлено, что ... года представитель Кравченко Н.В. по доверенности Бережнюк В.В. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с заявлением о назначении Кравченко Н.В. ежемесячной выплаты в возмещение вреда по случаю смерти супруга в размере 50% от сумм возмещения вреда, получаемых им при жизни. В удовлетворении заявления было отказано, и разъяснено, что заявителем не был предоставлен полный пакет документов, а также предложено представить документы, подтверждающие факт нахождения Кравченко Н.В. на иждивении супруга. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями представителя истицы и не отрицалось представителями ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района». Решением Алексинского городского суда Тульской области от ... года был установлен факт нахождения Кравченко Н.В.. на иждивении умершего ... на момент его смерти ... года (л.д. 14-15). Решением суда установлено, что Кравченко Н.В. на момент смерти своего мужа являлась нетрудоспособной, с ... года получала пенсию по старости, иных доходов не имела, проживала совместно с мужем, находилась на его иждивении на момент его смерти. Решение суда вступило в законную силу ... года. ... года Кравченко Н.В. обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с письменным заявлением о назначении ей суммы в возмещения вреда по потере кормильца - мужа ..., инвалида ... группы ЧАЭС, с приложением необходимых для ее назначения документов. Иных иждивенцев у ... не имелось, что подтверждается объяснениями представителя истицы, материалами, исследованного судом личного дела Кравченко Н.В. № ..., материалами наследственного дела ... С ... года Кравченко Н.В. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в связи с потерей кормильца в размере 3095 руб. 97 коп. (л.д. 17). Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства. Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ, введенном в действие со 2.03.1996 года. Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к действующим на тот момент Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 180-ФЗ). Кроме того, п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца. Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15.02.2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения. Так, упомянутый пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: - инвалидам 1 группы – 5000 руб., - инвалидам 2 группы – 2500 руб., - инвалидам 3 группы – 1000 руб. Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: «В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число». Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15.02.2001 года предусмотрены только твердые суммы. Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004 года), гарантии по выплате возмещение вреда в твердых суммах инвалидам-чернобыльцам были закреплены в п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В статье 14 Закона также закреплено, что выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607. При этом данный порядок регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, и в отношении нетрудоспособных иждивенцев инвалида. Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число. В силу п. 6 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): - заявление о выплате денежной компенсации; - копия документа, удостоверяющего личность заявителя; - копия свидетельства о смерти кормильца; - справка о составе семьи; - документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие). Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п.7 Порядка). Аналогичные нормы содержатся и в абзаце втором пункта 4, пункте 10 Разъяснения Минтруда России 30.11.2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30.11.2001 года № 83. Решением Верховного Суда РФ от 5.07.2002 года № ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пункт 10 этого же Разъяснения признан незаконным и не подлежащим применению лишь в части слов: «или ежемесячной денежной суммы». При этом законность данной нормы в части момента назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации сомнения у суда не вызвала. В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.02.2001 года в их нормативном единстве с частями 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года (то есть после 15.02.2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Постановлением правительства РФ от 16.12.2009 года №1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1.01.2010 года размеры компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составили: - инвалидам 1 группы 12383 руб. 84 коп.; - инвалидам 2 группы – 6191 руб. 93 коп.; - инвалидам 3 группы – 2476 руб. 76 коп. В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после ... года, сама Кравченко Н.В. до ... года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» правильно назначил ей возмещение вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции Федеральных законов от 12.02.2001 года № 5-ФЗ и от 22.08.2004 года № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004 года). В связи с изложенным, требования истицы удовлетворению не подлежат. Суд находит несостоятельной ссылку истицы и ее представителя на положения Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», поскольку порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, и в отношении нетрудоспособных иждивенцев инвалида, урегулирован специальным для данной категории лиц законом и, принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативно-правовыми актами. Иные доводы истицы и ее представителя не свидетельствуют о нарушении прав Кравченко Н.В. при назначении и выплате ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по потере кормильца. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Отказать в удовлетворении исковых требований Кравченко Нины Васильевны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Департаменту социального развития Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области о назначении и выплате сумм возмещения вреда по потере кормильца с ... года в размере 51250 руб. 38 коп. с последующей индексацией. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в десятидневный срок со дня принятия в окончательной форме. Судья: