Решение от 01.03.2011 г. № 2-21



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Старцевой С.П.,

при секретаре Гусевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21/11 по иску Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области об обязании органа местного самоуправления обратиться с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнических сооружений,

у с т а н о в и л :

Алексинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области об обязании органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность гидротехническое сооружение.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной Алексинской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора установлено, что на территории МО рабочий поселок Новогуровский имеется гидротехническое сооружение – каскад прудов, расположенных западнее н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), между н.п. Гурово и н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), на юго-западной окраине н.п. Новогуровский.

Эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения ранее являлся СПК «....». Решением Арбитражного суда Тульской области 21.11.2005 года № .... СПК «....» признано несостоятельным (банкротом).

В настоящее время указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным.

Также в ходе проверки установлено, что гидротехническое сооружение, состоящее из каскада прудов и расположенное на юго-западной окраине н.п. Новогуровский, находится в аварийном состоянии: наблюдается просадка профиля плотины в зоне прохождения водосброса, шандоры водосбросного сооружения сняты и зацементированы, вода поступает через трещины колодца, на входном оголовке водоспуска наблюдаются локальные разрушения бетона, отсутствует рыбозадерживающая решетка водоспуска, в зоне затопления находится линия электропередач.

Статус указанного гидротехнического сооружения, как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения пос.Новогуровский, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей.

Обращение бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность позволило бы привести его в безопасное состояние за счет средств местного бюджета и выделенных муниципальному образованию целевых субсидий из бюджетов других уровней, распоряжаться им, в том числе сдавать в аренду, отчуждать, получая дополнительный источник пополнения местного бюджета.

02.09.2010 года прокурором района главе администрации МО рабочий поселок Новогуровский было внесено представление, в котором поставлен вопрос о принятии в муниципальную собственность бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на юго-западной окраине н.п. Новогуровский.

В нарушение требований федерального законодательства администрация муниципального образования рабочий поселок Новогуровский до настоящего времени не направила в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество заявление о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, что подтверждается информацией начальника Алексинского отдела Управления Росреестра по Тульской области от 23.11.2010 г.

Просил обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения – каскада прудов, расположенных западнее н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), между н.п. Гурово и н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), на юго-западной окраине н.п. Новогуровский.

Впоследствии прокурор изменил исковые требования и просил обязать орган местного самоуправления обратиться с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнических сооружений.

В судебном заседании:

Старший помощник Алексинского межрайонного прокурора Филиппов С.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворит по изложенным выше обстоятельствам.

Представитель ответчика по доверенности Николаев В.В. исковые требования не признал и просил суд отказать Алексинскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объёме в связи с тем, что администрацией проводится работа по изготовлению всех документов, которые необходимы для обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет гидротехнического сооружения. Показал, что администрацией МО рабочий поселок Новогуровский 29.11.2010 г. в Алексинское отделение ФГУП Тульского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» было направлено письмо с просьбой изготовить и выдать технический и кадастровый паспорт указанного гидротехнического объекта. Но до настоящего времени ответ не поступил. Администрация не направляла повторно письмо в Алексинское отделение ФГУП Тульского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» с просьбой сообщить сведения о том, в какой срок будет изготовлена техническая документация.

В письменном возражении глава администрации МО рабочий поселок Новогуровский Тульской области указал, что 07.09.2010 г. в администрацию МО рабочий посёлок Новогуровский поступило представление Алексинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, из которого следует, что в ходе проверки, проведённой Алексинской межрайонной прокуратурой, установлено, что на территории МО рабочий посёлок Новогуровский имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотина, расположенная на юго-западной окраине населённого пункта посёлок Новогуровский (верхний пруд в правом отвершке выше автодороги). В связи с чем в указанном представлении было выдвинуто требование принять в муниципальную собственность данную плотину.

Во исполнение указанного представления и в соответствии с указанным Положением администрация МО рабочий посёлок Новогуровский направила запросы в федеральное агентство по управлению государственным имуществом и в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, на которые были получены ответы, что сведений об указанном объекте в реестре имущества Тульской области и реестре федерального имущества не имеется.

29.11.2010 г. в Алексинское отделение ФГУП Тульского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» было направлено письмо с просьбой изготовить и выдать технический и кадастровый паспорт указанного гидротехнического объекта. До настоящего времени ответ не поступал.

Таким образом, администрация муниципального образования рабочий посёлок Новогуровский до настоящего времени не имела возможности обратиться в Росреестр для постановки на учёт указанного бесхозяйного гидротехнического сооружения в связи с тем, что ещё не собран весь пакет документов, предусмотренный законодательством. Следовательно, администрация МО рабочий посёлок Новогуровский выполняет требование контролирующего органа и законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений в полном объёме.

Считает, что утверждение межрайонного прокурора, что каскад прудов это гидротехническое сооружение, противоречит ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и ст. 5 Водного Кодекса РФ. Согласно указанным нормам закона, каскад прудов - это несколько не связанных между собой водных объектов, которые не подпадают под действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и, следовательно, администрация муниципального образования рабочий посёлок Новогуровский не обязана ставить их на учёт в Росреестре.

В дополнении к возражению указано, что проверка гидротехнического сооружения, результатом которой явился акт проверки гидротехнического сооружения от 16.11.2010 г., была проведена с грубым нарушением законодательства и с превышением полномочий, в связи с чем данный акт не имеет юридической силы и не может являться доказательством по делу. При проверке безопасности ГТС и составления акта проверки сотрудники Ростехнадзора руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления) (утв. приказом Минприроды России от 15 декабря 2009 г. N 413). В соответствии с п. 1 указанного регламента сотрудники Ростехнадзора полномочны осуществлять проверку соблюдения только собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. В данном случае у указанного ГТС нет ни собственника, ни эксплуатирующей организации, в связи с чем проверка осуществлена незаконно.

Выслушав мнение сторон, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Часть 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статья 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117 от 21.06.1997 г. установлено, что к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения; туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Указанные обстоятельства также подтверждаются Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359 (Код № 12-4525351 и № 14-2921546).

Из акта проверки от 16.11.2010 г., проведенной Алексинской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора, следует, что на территории МО рабочий поселок Новогуровский имеется гидротехническое сооружение – каскад прудов, расположенных на юго-западной окраине п.Новогуровский в правой отвершке (выше автодороги) верхний пруд, западнее п.Новогуровский нижний пруд, между н.п.Гурово и п.Новогуровский, левый приток руч.Потрясовка нижний пруд. Наблюдается просадка профиля плотины в зоне прохождения водосброса, шандоры водосбросного сооружения сняты и зацементированы, вода поступает через трещины колодца, на входном оголовке водоспуска наблюдаются локальные разрушения бетона, отсутствует рыбозадерживающая решетка водоспуска, в зоне затопления находится линия электропередач (л.д.10).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ... показал, что он работает государственным инспектором Приокского управления Ростехнадзора. 16.11.2010 г. прокуратурой Алексинского района в его присутствии проводилась проверка гидротехнических сооружений, расположенных на территории Алексинского района Тульской области. В его полномочия входило удостоверить факт наличия гидротехнического сооружения и установить, в каком состоянии оно находится. Им было удостоверено, что пруды, расположенные на территории МО р.п.Новогуровский, соединенные между собой плотиной и водосбросным сооружением, представляют собой гидротехническое сооружение, которое находится в удовлетворительном состоянии и требует ремонта, так как по техническому состоянию представляют опасность создания аварийной ситуации.

По сведениям Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области указанное гидротехническое сооружение в реестре федерального имущества и в реестре имущества Тульской области не числятся (л.д.23,24).

Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение – каскад прудов, расположенных западнее н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), между н.п. Гурово и н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), на юго-западной окраине н.п. Новогуровский.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п.2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного Постановления, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Таким образом, кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Однако в нарушение указанных требований законодательства органами местного самоуправления муниципального образования рабочий поселок Новогуровский гидротехническое сооружение – каскада прудов, расположенных западнее н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), между н.п. Гурово и н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), на юго-западной окраине н.п. Новогуровский на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, поставлено не было.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Тульской области) .... от 23.11.2010 г. следует, что МО рабочий поселок Новогуровский Алексинского района с заявлением о постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в Алексинский отдел Управления Росреестра по Тульской области не обращалось (л.д.11).

02.09.2010 г. заместителем прокурора Алексинской межрайонной прокуратуры ..... в адрес главы МО р.п. Новогуровский было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (л.д.15-17).

Представитель ответчика администрации МО р.п.Новогуровский по доверенности Николаев В.В. в судебном заседании пояснил, что после получения представления прокурора администрацией проводятся соответствующие действия для постановки на учет гидротехнических сооружений.

Из материалов дела следует, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Новогуровский 29.11.2010 г. в Алексинское отделение ФГУП Тульского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» было направлено письмо с просьбой об изготовлении технического и кадастрового паспортов на указанное гидротехническое сооружение. Однако сведений о дате проведения технической инвентаризации гидротехнического сооружения в администрацию МО р.п.Новогуровский не поступало и ответчиком данные сведения не истребовались, технический и кадастровый паспорта до настоящего времени не изготовлены.

Статьей 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Из акта проверки гидротехнического сооружения, расположенного в н.п.Новогуровский, составленного 16.11.2010 г., следует, что наблюдается просадка профиля плотины в зоне прохождения водосброса, шандоры водосбросного сооружения сняты и зацементированы, вода поступает через трещины колодца, мостик к колодцу сломан, на входном оголовке водоспуска наблюдаются локальные разрушения бетона, отсутствует рыбозадерживающая решетка водоспуска, в зоне затопления находится линия электропередачи. ГТС находится в аварийном состоянии (л.д.10).

Как установлено в судебном заседании гидротехническое сооружение – каскад прудов, расположенных западнее н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), между н.п. Гурово и н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), на юго-западной окраине н.п. Новогуровский является бесхозяйным, по техническому состоянию представляет опасность создания аварийной ситуации. Наличие на территории администрации МО р.п.Новогуровский бесхозяйного гидротехнического сооружения создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния ГТС и отсутствии надлежащего постоянного контроля за его состоянием.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования рабочий поселок Новогуровский Тульской области об обязании органа местного самоуправления обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнического сооружения как бесхозяйные, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Алексинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию МО р.п.Новогуровский обратиться с заявлением с орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнического сооружения – каскада прудов, расположенных западнее н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), между н.п. Гурово и н.п. Новогуровский (левый приток руч. Потрясовка), на юго-западной окраине н.п. Новогуровский, как бесхозяйного.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья