Дело №2-22, решение от 22.02.2011г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Л.В.,

с участием старшего помощника Алексинского межрайонного прокурора Филиппова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-22/11 по иску Иванова Сергея Викторовича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Департаменту социального развития Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области, Государственному учреждению – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда,

установил:

Иванов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда, взыскании с ответчика ежемесячной денежной суммы возмещения вреда в размере .... руб. .... коп. с ....

В обоснование своих исковых требований указал, что является инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, до ... ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой 80% трудоспособности с последующим переосвидетельствованием. ... при очередном переосвидетельствовании ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно с утратой 90% трудоспособности. На основании решения Алексинского городского суда Тульской области от ... ответчик выплачивал ему ежемесячное возмещение вреда исходя из 80% утраты трудоспособности с учетом индексации. В связи с изменением степени утраты трудоспособности просит взыскать с ответчика в его пользу ежемесячное возмещение вреда здоровью, рассчитанное из утраченного заработка исходя из степени утраты 90% трудоспособности.

Определением Алексинского городского суда Тульской области от 7.12.2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент социального развития Тульской области, Федеральная служба по труду и занятости РФ, Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области.

Определением суда от 20.01.2011года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В судебном заседании:

Истец Иванов С.В. не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Бережнюк В.В. исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков произвести перерасчет выплачиваемых Иванову С.В. ежемесячных сумм возмещения вреда с .... года, назначить и выплачивать с указанной даты ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда здоровью в размере .... руб. .... коп., индексируя ее в соответствии с действующим законодательством.

Представитель истца по доверенности Копанев В.Н. не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. исковые требования не признала, указав в обоснование своих возражений, что согласно Закону РФ № 5-ФЗ от 12.02.2001года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1.01.2010 года, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда.

В соответствии с Постановление правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1.01.2010 года размеры компенсаций и иных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выплачивается ежемесячная денежная компенсация следующим образом: инвалидам 1 группы 12383 руб. 84 коп.; инвалидам 2 группы 6191 руб. 93 коп.; инвалидам 3 группы 2476 руб. 76 коп.

В настоящее время согласно решению суда от ... истцу выплачивается сумма возмещения вреда в размере .... руб. .... коп., данная сумма превышает суммы возмещения вреда указанные в Постановлении Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому перерасчет утраты трудоспособности не предусмотрен.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях относительно исковых требований указал следующее: исковые требования противоречат ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который четко установил основания к перерасчету ежемесячной денежной компенсации сумм возмещения вреда по следующим основаниям в связи с: изменением группы инвалидности; ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Изменение процента утраты профессиональной трудоспособности (в данном случае с 80% на 90%) как основание к перерасчету определено ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Выплата сумм возмещения вреда на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года производится Государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

Полагает, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, просил в иске отказать.

Представители ответчиков - Федеральной службы по труду и занятости РФ, Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области, не явились, извещены, о причинах своей неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях относительно исковых требований указал, что исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют страховое обеспечение пострадавших в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», вступившим в силу с 6.01.2000 года.

Статья 5 вышеуказанного Закона содержит исчерпывающий круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К ним относятся лица, работающие по трудовому договору, а при определенных условиях - по гражданско-правовому договору, лица, осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду, а также иностранные граждане и лица без гражданства при отсутствии специальных нормативных правовых актов по данной категории граждан.

Иванов С.В. не является застрахованным лицом и получателем обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Истец Иванов С.В. является ликвидатором последствий Чернобыльской катастрофы. Данные правоотношения регулируются специальным Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя истца Бережнюка В.В. и представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» Шушлебину М.Ю., заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Порядок расчета сумм в возмещение вреда здоровью регулируется Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а порядок выплат указанных сумм, являющийся иным правовым институтом, регулируется другим Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Иванов С.В. указывает, что инвалидам, имевшим право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 14 базового Закона до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и выбравшим выплату ежемесячных денежных сумм, определяемых для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, с учетом установления при очередном переосвидетельствовании степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, должно гарантироваться возмещение вреда в полном объеме в соответствии с принципами, закрепленными в ст. ст. 42 и 55 Конституции Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Иванов С.И. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ... ему была установлена 2 группа инвалидности в связи с радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС с утратой 80% профессиональной трудоспособности, с ... - 3 группа инвалидности с утратой 60% профессиональной трудоспособности, с ... – вновь 2 группа инвалидности с утратой 80% профессиональной трудоспособности. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.1992 года истец получал возмещение вреда здоровью исходя из заработка в соответствии со степенью утраты трудоспособности, возмещение вреда ему впервые было определено до .... Согласно решению Алексинского городского суда Тульской области от ... ежемесячное возмещение вреда, рассчитанное исходя из 80% утраты трудоспособности, составило сумму .... руб. .... коп. и в таком объеме с учетом индексации исполняется до настоящего времени.

Согласно справке МСЭ с ... истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно с утратой 90% профессиональной трудоспособности.

18.06.1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.07.1995 года, действовавшей до 15.02.2001 года, гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка обеспечения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия.

При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

Из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14, абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 базового Закона в редакции от 12.02.2001 года в их нормативном единстве с ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года.

Поскольку данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, то, исходя из порядка исчисления сумм возмещения вреда, причитающихся истцу, их размер зависит от степени утраты трудоспособности и может быть пересчитан при изменении этих обстоятельств.

Принимая во внимание, что ... Иванову С.В. было установлено увеличение утраты профессиональной трудоспособности до 90%, и учитывая, что истец получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться.

Расчет суммы, произведенный истцом, проверен судом и сомнений в своей правильности не вызывает.

Вместе с тем, разрешая требование истца о перерасчете сумм возмещения вреда с ..., суд не может признать его обоснованным, поскольку согласно ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в действующей редакции выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно п. 7 которого, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Судом установлено, что с заявлением о перерасчете размера ежемесячной денежной суммы в связи с изменением процента утраты трудоспособности истец обратился ..., в связи с чем, перерасчет размера ежемесячной денежной суммы в силу вышеприведенных норм должен быть произведен с ....

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Иванова Сергея Викторовича удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района»:

- произвести перерасчет выплачиваемых Иванову Сергею Викторовичу ежемесячных сумм возмещения вреда с ...;

- с ... назначить и выплачивать Иванову Сергею Викторовичу за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда здоровью в размере .... руб. .... коп., индексируя ее в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении исковых требований Иванова Сергея Викторовича в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: