Р Е Ш Е Н И Е 21 февраля 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Жигулиной М.А., при секретаре Орловой Л.В., рассмотрев в открытом заседании гражданское дело № 2-76/11 по иску Федотова Юрия Петровича к администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования Шелепинское о предоставлении земельного участка из фонда перераспределения земель, у с т а н о в и л: Федотов Ю.П. обратился в суд с иском к администрации МО Алексинский район, администрации муниципального образования Шелепинское о предоставлении земельного участка из фонда перераспределения земель. В обоснование своих требований указал, что работал в совхозе «...» с ... по ... в должности заведующего кабинетом политпросвещения парткома совхоза «...», с ... по ... был избран секретарем парткома совхоза «...». ... общим собранием коллектива совхоза «...» был утвержден проект перераспределения земель. Постановлением главы администрации ... и ... ... от ... «О перераспределении земель сельскохозяйственному производственному кооперативу «...» в коллективно-долевую собственность бесплатно переданы земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 5103 га. Этим же постановлением определен количественный состав участников коллективно -долевой собственности. Участники коллективно-долевой собственности получили свидетельства о праве на земельные доли в 1994 году. На основании постановления главы администрации ... и ... ... от ..., сельскохозяйственному производственному кооперативу «...», был выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № .... Таким образом, в соответствии с представленными документами у участников коллективно-долевой собственности возникло право на земельную долю в размере 6,7 га. При формировании списков граждан, имеющих право на получение земельной доли из земель переданных, сельскохозяйственному производственному кооперативу «...» в коллективно-долевую собственность, я не был включен в данные списки. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Тульской области от 7.06.2004 года №452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области» полагает, что у него возникло право на получение земельного участка в собственность. ... администрацией муниципального образования Алексинский район ему было отказано в отказано в выделении земельного участка из фонда перераспределения земель ..., и предложено обратиться в суд. Просил обязать администрацию муниципального образования Алексинский район предоставить ему земельный участок площадью 6,7 га, из фонда перераспределения земель Алексинского района, для ведения личного подсобного хозяйства. В судебном заседании: Истец Федотов Ю.П. и его представитель, допущенный к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснили, что отказ администрации, нарушает предоставленное истцу законом Тульской области право на получение бесплатно в собственность земельного участка. Представитель ответчика администрации МО Алексинский район по доверенности Ворогущина О.Е. заявленные требования признала в полном объеме, указав на наличие возможности предоставления земельного участка из земель фонда перераспределения. Представитель ответчика администрации муниципального образования Шелепинское не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просили рассмотреть дело в его отсутствие, указав на признание иска. Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать. Представил письменные возражения, в которых ссылался на отсутствие доказательств истребования истцом принадлежащей ему земельной доли в соответствии с требованиями действующего законодательства, пропуск срока исковой давности для заявления указанных требований. Суд полагает возможным в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей соответчика администрации муниципального образования Шелепинское и третьего лица – Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области. Выслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Согласно подп. в, к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. До вступления в силу нового Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, выделение гражданам земельных участков в собственность бесплатно регулировалось отдельными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В частности Указом Президента РФ от 7.03.1996 года №337 было разрешено руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством РФ (п. 7). Губернатором Тульской области 26.03.1996 года было издано постановление №171 «Об организационных мерах по выполнению указа Президента РФ от 7.03.1996 года №337», которым был предусмотрен порядок выполнения данного указа. Ограничений в предоставлении земельных участков, в том числе для руководителей и специалистов сельскохозяйственных органов, специалистов сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и других данное постановление не содержало. До настоящего времени указанное постановление не утратило силу. С принятием нового Земельного кодекса РФ, одним из принципов которого провозглашена платность землепользования, возможность передачи земельных участков в собственность граждан безвозмездно сохранилась. В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. В 2003 году вышеупомянутый указ Президента РФ утратил силу и с указанного времени не подлежит применению. Вместе с тем, аналогичная содержащейся в п. 7 указа Президента РФ №337 от 7.03.1996 года норма была закреплена в п. 2 ст. 3 Закона Тульской области №452-ЗТО от 4.06.2004 года «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения». Названный Закон Тульской области до настоящего времени определяет особенности правоотношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, расположенными в Тульской области. А также предусматривает, что в случае, если гражданин имел право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно, но не получил его при приватизации земли, ему однократно бесплатно предоставляется земельный участок в размере земельной доли, принятой на момент приватизации земли в сельскохозяйственной организации. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственной организации в постоянное (бессрочное) пользование. В случае, если земельный участок предоставляется руководителям и специалистам органов местного самоуправления и органов государственной власти области, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые имели право на получение земельного участка в собственность, но не реализовали это право, то земельный участок предоставляется однократно бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в размере среднерайонной земельной доли. Земельный участок выделяется из районного фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, а при его отсутствии - из земель, переданных сельскохозяйственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование. Как установлено в ходе разрешения дела по существу, истец Федотов Ю.П. в период с ... по ... являлся работником сельскохозяйственного предприятия на момент принятия трудовым коллективом решения о реорганизации совхоза и приватизации его имущества ..., при этом работал в качестве специалиста и руководителя в совхозе «...» ..., что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке, архивной справкой о подтверждении стажа (л.д. 34). В частности, в период с ... по ... Федотов Ю.П. работал в должности секретаря парткома совхоза «...», то есть специалистом сельскохозяйственной организации, а впоследствии руководителем ее исполнительного органа – заместителем председателя ... Совета народных депутатов. Согласно Указу Президента РФ от 2.03.1992 года №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включались только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включались работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий. Указанные лица имели право на имущественные доли преобразуемого сельскохозяйственного предприятия. Согласно проекту перераспределения и постановлению Главы администрации ... и ... ... от ... земельный пай в СХПК «...» с учетом среднерайонной нормы земли составил 6,7 га. СПК «...» прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией ... Судом установлено, что в сентябре 2010 года Федотов Ю.П. обратился на имя Главы администрации МО Алексинский район с заявлением о предоставлении ему земельного участка в счет земельной доли из фонда перераспределения земель .... Письмом №... от ... администрации МО Алексинский район Федотову Ю.П. было предложено обратиться в суд для признания права на выделение земельной доли. Анализируя изложенное с учетом вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае условий для возникновения у Федотова Ю.П. права на однократное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере среднерайонной земельной доли. Истец работала в качестве специалиста в совхозе не менее пяти лет, у него возникло право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка, однако он указанным правом не воспользовался, что не препятствует ему в настоящее время указанное право реализовать в силу соответствующей нормы закона. Доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка суду не представлено. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органом местного самоуправления или решением суда, и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Доказательств тому, что каким-либо из вышеупомянутых органов устанавливалось ограничение прав на бесплатное получение гражданами в собственность земельных участков из фонда перераспределения земель на территории ... в том числе и по срокам реализации данного права суду не представлено. В связи с чем, доводы третьего лица не основаны на законе, кроме того, не могут быть приняты судом, поскольку требование о применении срока исковой давности в силу требований гражданского и процессуального законодательства может быть заявлено лишь ответчиком. Ответчиками по делу такого рода требования не заявлялись. Наличие свободных земель в фонде распределения земель ... по муниципальному образованию Шелепинское в том числе из числа земель СПК «...» подтверждается данными Алексинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (л.д. 45) и администрации муниципального образования Алексинский район (л.д. 52, 55). Анализируя исследованные судом доказательства, с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании администрации МО Алексинский район предоставить земельный участок однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в размере среднерайонной земельной доли также подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Федотова Юрия Петровича удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального образования Алексинский район предоставить Федотову Юрию Петровичу земельный участок однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в размере среднерайонной земельной доли. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме. Судья: