Дело №2-90/11 решение от 17.02.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Л.В.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело № 2-90/11 по иску Куприенко Михаила Федоровича к Администрации муниципального образования Алексинский район о признании отказа в выдаче разрешения на межевание земельного участка незаконным, о понуждении к выдаче разрешения на межевание земельного участка,

у с т а н о в и л:

Куприенко М.Ф. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Алексинский район (далее по тексту - Администрации МО Алексинский район) о понуждении к выдаче разрешения на межевание земельного участка.

В обоснование своих требований указал, что на основании Постановления Главы Ботнинской сельской администрации Алексинского района Тульской области ... от ... «О выделении гражданам земельных участков» ему для ведения личного подсобного хозяйства были выделены два земельных участка.

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги ему из земель населенных пунктов выделен земельный участок общей площадью 10000 кв. м.. в том числе в поле под многолетними травами 7000 кв.м. Запись в похозяйственнй книге ... за 1997-2001 годы сделана ... на основании постановления главы администрации ... ... ... от ...

Решением Алексинского городского суда Тульской области от 16.11.2009 г. за ним признано право собственности на земельный участок, обшей площадью 10000 кв.м с кадастровым ..., расположенный по адресу: ..., ..., ....

Впоследствии, допущенная в решении суда описка относительно адреса расположения земельного участка устранена, адрес установлен: ..., ....

Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

С целью проведения межевания земельного участка и определения его местоположения и границ в соответствие с действующим законодательством, ... он обратился в Алексинский «ЦГиЗ», где ему сообщили, что ему необходимо получить разрешение на межевание земельного участка в администрации МО Алексинский район.

Однако на его обращение в администрацию МО Алексинский район о выдаче разрешения на межевание земельного участка ему было отказано, на том сновании, что в представленном им свидетельстве о государственной регистрации права. испрашиваемый земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», а на ситуационном плане земельный участок расположен на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения».

Решение Главы администрации МО Алексинский район, считает не обоснованным и нарушающим его права, так как изначально земельные участки были выданы из земель населенных пунктов, разночтений в имеющихся у него правоустанавливающих документах не имеется.

Просил понудить администрацию МО Алексинский район к выдаче разрешения на межевание земельного участка общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... .... принадлежащего ему на праве собственности в соответствии со свидетельством ... от ...

Впоследствии истец дополнил свои исковые требования, просил: признать незаконным отказ администрации МО Алексинский район № ... от ... в выдаче разрешения на межевание земельного участка площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ... .... Обязать администрацию МО Алексинский район выдать разрешение на межевание земельного участка общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ..., принадлежащего ему на праве собственности в соответствии со свидетельством ... от ... в соответствии с фактически сложившимся порядком владения.

В судебном заседании:

Истец Куприенко М.Ф. заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям, указал, что ответчиком не представлено доказательств, на основании которых он утверждает, что земельный участок, указанный на приложенной к его заявлению схеме отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Местонахождения земельных участков ему показывала бывшая глава ... ..., он этими земельными участками пользуется на протяжении длительного времени.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Алексинский район по доверенности Ворогущина О.Е. исковые требования не признала, указав, что в соответствии с распоряжением Главы администрации Мо Алексинский район от ... ...-р вся документация, касающаяся вопросов предоставления земельных участков для различных целей, должна проходить согласование при наличии разрешения на межевание земельного участка, выданного администрацией Алексинского района.

В представленном Куприенко М.Ф. свидетельстве о государственной регистрации права от ... серия ... ... испрашиваемый земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», а на ситуационном плане, приложенном Куприенко М.Ф. к заявлению в администрацию испрашиваемый земельный участок расположен на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения». В связи с несоответствием в представленных документах, у администрации Алексинского района нет оснований для выдачи разрешения на межевание испрашиваемого земельного участка.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно подп. в, к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, т.е. в рассматриваемом случае Администрацией МО Алексинский район.

В соответствии с п. 1 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

При этом согласно ст. 4 Федерального закона «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

Статьей 23 Федерального закона «О землеустройстве» предусмотрено, что Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, п. 3 которого установлено, что согласование землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов (п. 4 Положения).

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Частью 2 ст. 40 Устава муниципального образования Алексинский район установлено, что глава администрации Алексинского района издает распоряжения администрации Алексинского района по вопросам организации работы администрации Алексинского района.

Как следует из материалов дела, главой администрации МО Алексинский район принято ... распоряжение ... «О согласовании землеустроительной документации», из которого следует, что в целях обеспечения контроля за проведением межевых работ земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Алексинский район, структурным подразделениям администрации Алексинского района осуществлять согласование землеустроительной документации на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Алексинский район, только при наличии разрешения на межевание земельного участка, выданного администрацией Алексинского района.

Как установлено в ходе разрешения дела по существу, решением Алексинского городского суда Тульской области от 16.11.2009г. с учетом определения суда от 28.10.2010г. за Куприенко М.Ф. признано право собственности на земельный участок, общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., ... (л.д. 13-14).

Согласно свидетельству о регистрации права ... от ... и выписки из похозяйственной книги (... за ....г.) от ... указанный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов (л.д. 12, 19).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения в ГРЗ КР по разделам В.2, В.3, В.4, а также сведения о наличии расположенных на земельном участке объектов недвижимости в ГРЗ КР отсутствуют, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 17).

С целью проведения землеустроительных работ (межевания) принадлежащего ему земельного участка Куприенко М.Ф. ... в ООО «Алексинский ЦГ и З» и тогда же ... обратился в администрацию МО Алексинский район с заявлением о разрешении межевания земельного участка. К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, решение Алексинского городского суда Тульской области от 16.11.2009г. и схема земель в районе ....

Письмом Главы администрации МО Алексинский район от ...... Куприенко М.Ф. было отказано в выдаче разрешения на межевание, со ссылкой на то, что в представленном свидетельстве о государственной регистрации права от ... серия ... ... испрашиваемый земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», а на ситуационном плане испрашиваемый земельный участок расположен на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения». В связи с несоответствием в представленных документах, у администрации Алексинского района нет оснований для выдачи разрешения на межевание испрашиваемого земельного участка.

При этом ссылка на наличие законных оснований для отказа в выдаче разрешения на межевание, в рассматриваемом письме отсутствует, равно как и ссылка на документ, которым установлена категория земель, указанная в ответе от 5.05.2010г.

Вместе с тем, данный отказ суд находит не основанным на нормах закона, поскольку заявление на разрешение межевания земельного участка подано истцом в отсутствие какой-либо землеустроительной документации, определяющей конкретное местоположение земельного участка и его границы. Предоставление такой документации при получении разрешения на межевание невозможно, поскольку установленная органом местного самоуправления процедура согласования землеустройства исключает возможность проведения землеустроительных работ до получения разрешения на межевание. В связи с чем, действия администрации МО Алексинский район по оценке соответствия заявленного истцом к межеванию земельного участка правоустанавливающим документам и картографическому материалу в части его отнесения к конкретной категории земель являлись необоснованными и нарушающими права собственника земельного участка на определение его границ и местоположения на местности.

Кроме того, как следует из письма ... от ... на запрос суда о предоставлении информации, Глава администрации МО Алексинский район сообщил суду о том, что информацией о принадлежности земельного участка с кадастровым номером ... к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», в том числе картографическим материалом, администрация МО Алексинский район не располагает.

Таким образом, основания для вывода о каком-либо несоответствии категории земельного участка, подлежащего межеванию, существующей категории в натуре на местности, отсутствуют.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органом местного самоуправления или решением суда, и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Доказательств тому, что в отношении земельного участка, принадлежащего Куприенко М.Ф., такие акт или решение были приняты, суду не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ в судебном порядке могут быть оспорены решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если указанные решения, по мнению гражданина, нарушают их права и свободы.

При этом на заявителе лежит обязанность доказать, что принятым решением, действиями (бездействием) нарушены его права и свободы, а в обязанности органа, должностного лица вменено доказать правомерность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Администрацией МО Алексинский район не доказано, что принятое решение является правомерным, в то время как оно существенным образом нарушает права собственника земельного участка на свободное владение, распоряжение и пользование им.

Анализируя исследованные судом доказательства, с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого заявителем отказа администрации МО Алексинский район, так как он принят при отсутствии достаточных оснований для принятия такого рода решения.

Принятое решение при установленных обстоятельствах препятствует реализации заявителем права, предоставленного законом субъекта РФ, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ является недопустимым.

В силу вышеизложенного требование Куприенко М.Ф. об обязании ответчика выдать разрешение на межевание упомянутого земельного участка обоснованно.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что согласно данным Алексинского отдела Управления Росреестра по Тульской области земельный участок с кадастровым номером ... входит в состав кадастрового квартала ..., расположение которого не совпадает с указанным истцом предполагаемым местом расположения используемого им земельного участка, а также имеются возражения органа местного самоуправления по указанному вопросу. Учитывая вышеприведенные нормы материального права и установленную законом обязанность согласования землеустроительной документации, положения ст. 196 ГПК РФ, определяющей границы рассмотрения исковых требований, а также, то обстоятельство, что работы по землеустройству в отношении земельного участка, принадлежащего Куприенко М.Ф. не проведены, решение вопроса о месте расположения земельного участка в рамках настоящего дела не представляется возможным.

При таких обстоятельствах требования истца в части обязания ответчика выдать ему разрешение на межевание земельного участка в соответствии с фактически сложившимся порядком владения удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Куприенко Михаила Федоровича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Муниципального образования Алексинский район № ... от ... в выдаче разрешения на межевание земельного участка площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ....

Обязать администрацию МО Алексинский район выдать разрешение на межевание земельного участка общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ..., принадлежащего Куприенко Михаилу Федоровичу на праве собственности в соответствии со свидетельством ... от ....

В удовлетворении исковых требований об обязании администрации МО Алексинский район выдать разрешение на межевание земельного участка общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ..., принадлежащего ему на праве собственности в соответствии со свидетельством ... от ... в соответствии с фактически сложившимся порядком владения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме.

Судья: