Р Е Ш Е Н И Е 28 февраля 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Сурковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-193/11 по иску Заиц Антонины Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании права на пенсию, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев подряд, у с т а н о в и л: Заиц А.В. обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о признании права на пенсию, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев подряд. В обоснование заявленных требований указала, что с 11.11.2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости. В настоящее время размер пенсии составляет 5078, 48 руб. Пенсия рассчитана из среднемесячной заработной платы в РФ по состоянию на декабрь 2001 г., установленной Правительством РФ для исчисления и увеличения размера государственных пенсий. Имея архивные справки администрации муниципального района «....» республики Коми от 23.09.2010г. и 13.10.2010г. о ее заработке в .... ОРСе и .... райпо за 1983-1991 годы, она обратилась в УПФР в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области с письменным заявлением о необходимости расчета трудовой пенсии с учетом заработка за указанный период работы в районах Крайнего Севера. На данное обращение УПФР в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области письмом от 21.12.2010 г. сообщило, что на нее, как лица, переселившегося в Российскую Федерацию из Республики Молдовы, распространяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года. Также в ответе указывалось, что в случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном выше порядке, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. По изложенным основаниям УПФР в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области указало о невозможности применить для исчисления размера ее трудовой пенсии среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд, полученный ею на территории России в районах Крайнего Севера в указанный выше период. Считает действия УПФР в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области незаконными и необоснованными, так как на момент назначения трудовой пенсии в 2010 году она являлась гражданином Российской Федерации, что подтверждается выданным 26.08.2003 г. паспортом гражданина России. Следовательно, при назначении пенсии и исчислении ее размера УПФР должно было руководствоваться нормами Закона №173-Ф3. До переезда в Молдову она имела трудовой стаж и заработок в России, что позволяет произвести оценку пенсионных прав на 01.01.2002 г. с учетом соответствующего заработка на территории России. По смыслу Соглашения и Закона №173-Ф3 среднемесячный заработок, сложившийся к моменту назначения пенсии принимается в том случае, если невозможно определить среднемесячный заработок работника, занятого по аналогичной профессии и должности на территории того государства, куда они переселились. В ее случае возможно определить ее среднемесячный заработок не по аналогии (после переселения), а по фактически имеющемуся заработку до переселения в Молдову. Представленные ответчику архивные справки о ее заработке в России также согласуются с записями в ее трудовой книжке. Считает, что при назначении трудовой пенсии УПФР в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области необоснованно руководствовалось Соглашением, что привело к назначению пенсии в меньшем размере, что нарушает ее права в области пенсионного обеспечения. Просила признать за ней право на трудовую пенсию по старости, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев подряд, полученного на территории России за период с марта 1983 года по декабрь 1991 года, с момента назначения пенсии 11.11.2010 года. В судебном заседании: Заиц А.В. не явилась, ее представитель по доверенности Пуханов С.Л. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Ходырева А.П. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Частями 2 и 3 Закона №173-Ф3 определено следующее: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова 10.02.1995 г. заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, ратифицированное Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 173-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работающих после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. При невозможности определения среднемесячного заработка после переселения гражданина размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. С учетом норм международного права, имеющих большую юридическую силу, при назначении пенсии отношение заработка не должно было исчисляться на основании вышеуказанной справки, так как заработок необходимо исчислять за период после переселения, а в справке указан заработок за иной период. Документы о заработке после переселения истцом не представлены. Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 20.07.2004 г. № АС-07-22/1845 статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям не проводилось. В связи с этим расчетный размер трудовой пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 г. в размере 1671 руб., утвержденной Правительством РФ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период- 1617 руб. Заиц А.В. переселилась из Республики Молдова в Российскую Федерацию в 1996 году. Расчетный размер пенсии ввиду отсутствия справки о заработке после переселения в 1996 году должен быть исчислен из среднемесячного заработка на территории России, то есть с отношением 1. Ссылка истицы на наличие гражданства Российской Федерации на момент обращения за пенсией не имеет правового значения в рассматриваемом споре, так как согласно ст.4 Соглашения постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим, предоставляются одинаковые права в области пенсионного обеспечения. Независимо он наличия гражданства, Заиц А.В. считается лицом, переехавшим из другой страны на постоянное место жительства в Россию. Считает, что истица не имеет права на исчисление трудовой пенсии по старости с учетом заработка за 60 месяцев, полученного на территории России в 1983-1991 гг. Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что требования истца Заиц А.В. подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего. Обстоятельством, имеющем значение для рассмотрения настоящего дела, является установление наличия либо отсутствия права истца Заиц А.В. на получение трудовой пенсии по старости, исчисленную с учетом сведений о заработной плате, полученной за период работы в России с марта 1983 года по декабрь 1991 года. Согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с 4.2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года. Согласно ст.4 Соглашения, стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения. Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Согласно ст. 102 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой: деятельности перед обращением за пенсией. Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Судом исследованы архивные справки о заработной плате Зайц А.В. от 23.09.2010 г. № 345, от 13.10.2010 г. №345 за период работы 60 месяцев, а именно, работы с марта 1983 года по декабрь1991 года в .... ОРСе и в .... райпо республики Коми. Как следует из данных справок, они выданы на основании лицевых счетов, подписаны руководителем и зав.архивным отделом администрации муниципального района «....». Решением Алексинского городского суда Тульской области от 28.10.2010 г. установлен факт того, что архивная справка администрации муниципального района «....» республики Коми от 23.09.2010 г. № 345 принадлежит Заиц А.В. Решением Алексинского городского суда Тульской области от 09.12.2010 г. установлен факт того, что архивная справка администрации муниципального района «....» республики Коми от 13.10.2010 г. № 345 принадлежит Заиц А.В. Суд приходит к выводу о том, что данные справки соответствует требованиям ст. 102 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» для установления среднего заработка истца Заиц А.В. Факт работы Заиц А.В. в период с марта 1983 г. по декабрь 1991 г. подтверждается также копией трудовой книжки истицы. Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельства, что в случае перерасчета пенсии истице Заиц А.В. с учетом размера заработной платы за период работы 60 месяцев, а именно, с марта 1983 года по декабрь 1991 года в .... ОРСе и в .... райпо республики Коми, размер ежемесячной пенсии истицы увеличится. Доводы представителя ответчика о том, что при назначении пенсии отношение заработка не должно исчисляться на основании вышеуказанных справок в силу Соглашения от 10.02.1995 г. о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, суд не может принять во внимание, так как они касаются назначения пенсии гражданам Молдовы, переселившихся в Россию и претендующих на пенсию в России. На момент назначения пенсии в 2010 году истец являлся гражданином РФ. При назначении пенсии и исчислении ее размера необходимо руководствоваться нормами Закона №173-Ф3. Часть 3 ст. 30 Закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. До переезда в Молдову истец имел трудовой стаж и заработок в России, что позволяет произвести оценку пенсионных прав с учетом соответствующего заработка на территории России. Снижение отношения заработков по сравнению с отношением на дату установления пенсии приведет к незаконному ущемлению прав истца в области пенсионного обеспечения. Повторная оценка его пенсионных прав приведет к уменьшению размера пенсии и ухудшит условия реализации права на пенсию. Наличие в Соглашении норм об исчислении заработка для граждан Республики Молдова, претендующих на пенсию после переселения РФ, не может служит основанием для ухудшения условий реализации права истца на пенсию. На основании изложенного, и, исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации, исковые требования истца Заиц А.В. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Заиц Антонины Васильевны удовлетворить. Признать за Заиц Антониной Васильевной право на трудовую пенсию по старости, исчисленную с учетом заработка за 60 месяцев, полученного на территории России за период с 1983 года по декабрь 1991 года с момента назначения пенсии 11.11.2010 года. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Судья