РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 18 марта 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Лизговко И.В., при секретаре Галтакове Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-343/2011 по иску Капранова Андрея Викторовича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», департаменту социального развития Тульской области о признании права на звание «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение, у с т а н о в и л: Капранов А.В., являясь бывшим военнослужащим по контракту Министерства обороны Российской Федерации, имея выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, и ведомственные награды и знаки отличия обратился к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что заявитель не имеет трудового стажа, кроме военной службы. Не согласившись с отказом, Капранов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» (далее по тексту – ГУ ТО «УСЗН Алексинского района»), департаменту социального развития Тульской области о признании права на звание «Ветеран труда», об обязании ответчиков присвоить ему звание «Ветеран труда» с момента обращения в ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» и выдать соответствующее удостоверение. В обоснование своих требований сослался на то, что в его случае выполнены условия, предусмотренные законом для возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку в соответствии с положениями ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он имеет право на назначение пенсии за выслугу лет, а также награжден ведомственными наградами и знаками отличия. Просил также взыскать с ответчиков судебные расходы в размере уплаченной им при обращении в суд с настоящим иском государственной пошлины. В судебном заседании: Истец Капранов А.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям. Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28.02.2007 года принят закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1.01.2002 года Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью, причем действие данного Закона от 20.11.1990 года № 340-1 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в трудовой стаж засчитывается военная служба, а также другая приравненная к ней служба, предусмотренная Законом от 12.02.1993 года № 4468-1, после 1.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Учитывая, что военной службе истца не предшествовали, за ней также не следовали периоды работы, отличительные от службы, в настоящее время не предоставляется возможным решить вопрос о присвоении ему звания «Ветеран труда». Представитель ответчика департамента социального развития Тульской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по иску не представил. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя департамента социального развития Тульской области. Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». Судом установлено, что Капранов А.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой военного комиссариата Тульской области № 586 от 14.02.2011 года, согласно которой общая выслуга лет истца составляет 25 лет 2 месяца (военная служба 23 года 8 месяцев). За время военной службы Капранов А.В. приказами Министра обороны РФ награжден медалями: «За отличие в военной службе» 3 степени (приказ МО России № 284 от 30.04.1997 года), «За отличие в военной службе» 2 степени (приказ МО России № 112 от 16.02.2002 года), «За отличие в военной службе» 1 степени (приказ МО РФ № 106 от 08.02.2007 года). Ему присвоено звание «Ветеран военной службы» (удостоверение ... от 15.02.2008 года) (л.д. 13,14). Таким образом, Капранов А.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде, что ответчиком не оспаривалось. В феврале 2011 года Капранов А.В. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» № К-340 от 02.02.2011 года Капранову А.В. по результатам рассмотрения его заявления сообщено, что поданные им документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ему звания «Ветеран труда». А именно, военная служба в силу положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит включению в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10, 11 названного закона, п. 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий». Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Военнослужащие отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие», ст. 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 5 закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении его права со стороны ГУ ТО «УСЗН Алексинского района». Согласно п. 2 постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и вышеприведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Капранова А.В. о признании права на звание «Ветеран труда» и получение соответствующего удостоверения, об обязании ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. Судом установлено, что истцом оплачена государственная пошлина в размере 200 руб., что подтверждается квитанцией СБ 2631/0042 от 09.03.2011 года. С учетом положений ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» в пользу Капранова А.В. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Капранова Андрея Викторовича удовлетворить. Признать право Капранова Андрея Викторовича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Капранову Андрею Викторовичу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца. Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» в пользу Капранова Андрея Викторовича в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей. В иске к департаменту социального развития Тульской области отказать. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение десяти дней. Судья: