решение от 24.03.2011 года по гр. делу №2-157/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Филиппова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-157/11 по иску Коптева Сергея Александровича к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области», Российскому межведомственному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Коптев С.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области», Российскому межведомственному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» об установлении причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о признании права на возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку с ... года участвовал в работах по объекту «...». Однако компенсаций и льгот, которые соответствуют правовому статусу инвалида, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не получает.

В связи с возникшими заболеваниями в ... году он был направлен на освидетельствование на предмет установления причинной связи с радиационным воздействием.

Ввиду отсутствия документов, подтверждающих его участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС на объекте «...» в ... году ему была установлена инвалидность ... группы по общему заболеванию.

В ... году им в комитет социальной защиты населения был представлен наряду с другими документами сохранившийся пропуск на объект «...». Тогда же от сотрудника комитета ему стало известно, что наличие тех заболеваний, которые были установлены у него в ... году, и указанный документ являлись основанием для установления инвалидности вследствие радиационного воздействия при работах на Чернобыльской АЭС. Удостоверение ему было выдано с отметкой - «... «...».

В ответе Российского межведомственного экспертного совета от ... года, куда он обратился с целью установления причинной связи имеющихся у него заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, содержится отказ в установлении причинной связи, по тем основаниям, что им получена малая доза облучения, поздно проявилась ... (...), и указанное заболевание отсутствует в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.11.2004 года №592.

С чем он не согласен, так как, согласно Закону РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 доза облучения при установлении причинной связи значения не имеет, а позднее проявление заболевания не является основанием для отказа в установлении указанной причинной связи.

Необходимо отметить и тот факт, что Приказом министерства здравоохранения № 45 от 23.03.1993 года было утверждено Приложение 8 «Перечень заболеваний, возникновение или обострении которых может быть поставлено в связь выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым к заболеваниям, возникшим или обострившимся во время или после окончания работ по ликвидации последствий аварии относятся, в том числе, и те заболевания, которые были установлены в ... году и имеются в настоящее время. Данный приказ утратил силу лишь в 2001 году.

В судебном заседании:

Истец Коптев С.А. и его представитель по доверенности Гарина Е.В. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить. Коптев С.А. дополнительно пояснил, что когда он первоначально в ... году обратился в комитет социальной защиты населения ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС без указания на то, что он в ... году находился на объекте «...». Ему также пояснили, что льготы и компенсации, положенные участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в ... годах на него распространяются не в полном объеме. После внесения изменений в закон, его никто не поставил в известность о том, что необходимо внести изменения в удостоверение. При прохождении освидетельствования на предмет установления инвалидности и последующих переосвидетельствований ему задавались вопросы о том, находился ли он в ... году на объекте «...», однако поскольку ему не было известно, что данным термином обозначается зона саркофага на станции, где он работал, он утвердительного ответа дать не мог. Узнал об этом только в ... году, когда пришел обменивать обветшавшее удостоверение в комитет социальной защиты населения, сотрудник которого разъяснил ему содержание закона и данные понятия, поставил отметку на удостоверении – «... «...» и порекомендовал обратиться в межведомственный экспертный совет, чтобы впоследствии получать положенные компенсации и льготы. Однако в связи с длительным оформлением запросов на получение архивной справки, подтверждающей его пребывание на объекте «...», в межведомственный совет ему удалось обратиться лишь в ... году, где в установлении причинной связи имеющегося у него заболевания и инвалидности, ему было отказано.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях относительно исковых требований указал, что учреждение назначает суммы возмещения вреда только при обращении гражданина с заявлением и документами, необходимыми для назначения выплат.

Представитель ответчика Российского межведомственного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, не явился, извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование своих возражений относительно исковых требований указал, что основным диагнозом, представленным для рассмотрения на заседании Экспертного совета в ... году (письмо Департамента здравоохранения Тульской области от ... года № ..., поступившее и зарегистрированное ... года №...), были ...

Сопутствующие заболевания: ....

Документы Коптева С.А. рассматривались на двух заседаниях. При рассмотрении документов на заседании ... года члены Экспертного совета приняли решение о запросе дополнительных медицинских документов Коптева С.А. и только после их поступления и рассмотрения на заседании ... года, Экспертный совет принял экспертное решение о том, что заболевания и инвалидность Коптева С.А. не связаны с радиационным воздействием в результате аварии на ЧАЭС.

По заключению экспертов, участие в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС в ... году, малая доза облучения, позднее проявление ... (... год) и отсутствие данной патологии в Перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4.11.2004 года № 592, не дают оснований для связи заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Приказ Министерства здравоохранения РСФСР № 45 от 23.03.1993 года, утвердивший Приложение 8 «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС», приказом Минздрава России от 06.02.2001 года № 28 признан утратившим силу.

Представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» по доверенности Баженов М.Г. возражал против удовлетворения исковых требований Коптева С.А., указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется меж­ведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Судом причинная связь заболевания с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлена быть не может.

Решением указанного экспертного совета от ... года вынесено заключение в отказе Коптеву С.А. в установлении причинной связи заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данное решение Коптевым С.А. не обжаловано. В связи с чем, оснований ля признания его права на возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется.

Просил суд отказать Коптеву С.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения присутствующих лиц, участвующих в деле и их представителей, допросив ... года свидетеля ..., заслушав заключение прокурора полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

15.05.1991 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

Статья 13 названого Закона определяет категории граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие базового Закона.

Граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в ... годах в работах по объекту «...» отнесены к числу граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (п. 3ч. 1 ст. 13 базового закона в редакции от 18.06.1992 года).

При этом участие в работах по объекту «...» в ... годах подтверждается выпиской из приказа по воинской части о направлении на выполнение служебных обязанностей в указанный период, выпиской из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект «...»; выпиской из наряда допуска на проведение работ на объекте «...»; пропуском для прохода на объект «...» для ведения соответствующих работ: с ... года по ... года с шифром «...» (рисунок «...»); с ... года с шифром «...» (рисунок ...); с ... года по пропускам ... группы и временным с шифром «...» (рисунок ...); табелем учета рабочего времени на объекте «...», справками об оплате труда, относящимися к работе на объекте «...», выданными администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром «Укрытие» Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова).

Действительно ч. 10 ст. 24 базового Закона в редакции, действовавшей до 22.08.2004 года, то есть в период освидетельствования Коптева С.А. и установления ВТЭК его инвалидности, в отношении лиц, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона, инвалидность таких лиц признавалась связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в безусловном порядке - без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах, - если наступила вследствие заболевания, включенного в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых могло быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Вместе с тем, доказательств отнесения его к указанной категории лиц на момент прохождения освидетельствования Коптевым С.А. представлено не было, что подтверждается объяснениями Коптева С.А., свидетеля ..., материалами карты освидетельствования ВТЭК, и исключает вывод о нарушении комиссией его прав при проведении освидетельствования и установления причины инвалидности в ... году.

В настоящее время (с ... года) причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Положения о безусловном порядке установления причинной связи заболеваний и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС утратили силу.

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №289 от 21.04.2005 года утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, в соответствии с п. 4 которого на межведомственный экспертный совет возложены следующие основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

Решение межведомственного экспертного совета в установленном законом порядке может быть обжаловано в суд.

Судом установлено, что решением межведомственного экспертного совета от ... года №... отказано в установлении причинной связи заболевания и инвалидности Коптева С.А. с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данное решение Коптевым С.А. в установленном законом порядке не оспорено.

По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8.12.2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.

Выплата денежной компенсации инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Таким образом, отсутствие положительного заключения межведомственного экспертного совета о наличии причинной связи заболеваний и инвалидности, имеющихся у Коптева С.А., с его участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, свидетельствует об отсутствии предусмотренных действующим в настоящее время законом оснований для возникновения у Коптева С.А. права на возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получения соответствующего удостоверения и компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Коптева Сергея Александровича к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области», Российскому межведомственному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: