решение от 20.05.2011 года по гр. делу №2-630/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Л.В.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело № 2-630/11 по заявлению Ефимова Юрия Васильевича о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Алексинский район №2577 от 13.12.2010 года,

у с т а н о в и л:

Ефимов Ю.В. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования (далее по тексту – МО) Алексинский район о признании незаконным постановления администрации МО Алексинский район №2577 от 13.12.2010 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования Алексинский район».

В обоснование своих требований указал, что в целях реализации муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства на территории муниципального образования Алексинский район на 2010-2012 годы», утвержденной Постановлением администрации МО Алексинский район от 6.05.2010 года, на основании Порядка, предоставления из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на приобретение крупного рогатого скота, утвержденного Постановлением администрации МО Алексинский район от 28.07.2010 года №1500, администрацией МО Алексинский район 3.11.2010 года было вынесено Постановление о предоставлении ему из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидии в сумме 9750 руб. на приобретение двух коров.

Однако оспариваемым постановлением данное постановление было признано утратившим силу. При этом каких-либо оснований принятого решения в оспариваемом постановлении не приведено. Полагает нарушенным и подлежащим восстановлению свое право на получение субсидии в размере 9750 руб.

В судебном заседании:

Заявитель Ефимов Ю.В. и его представитель по доверенности Ефимова М.Ю. заявленные требования поддержали по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснили, что о существовании и действии упомянутой программы Ефимов Ю.В. узнал из газеты «Алексинские вести», где были опубликованы программа и сведения о порядке реализации права на субсидию. Поскольку Ефимов Ю.В. занимается ведением личного подсобного хозяйства и выращивает крупный рогатый скот (коров) в дер. Даниловка Алексинского района Тульской области, он обратился в администрацию Тульской области с заявлением о предоставлении субсидии, при этом им были собраны все необходимые документы, а также предоставлены сведения о расчетном счете для перечисления денежных средств субсидии. Его заявление было удовлетворено и в ноябре 2010 года им получено Постановление администрации МО Алексинский район №2287 от 3.11.2010 годы о предоставлении ему из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидии в сумме 9750 руб. на приобретение двух коров. Однако в течение ноября 2010 года денежные средства перечислены не были, в связи с чем Ефимов Ю.В. обратился к заместителю главы администрации №., который сначала ему пояснил, что прокуратурой наложен запрет на предоставление гражданам субсидий, а затем, после того как Ефимов Ю.В. выяснил в прокуратуре Алексинского района, что такого запрета не имелось, .... пояснил, что денежные средства выплачены не будут по причине их отсутствия в бюджете.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Алексинский район по доверенности Федоров А.А. заявленные требования не признал, указав, что действительно постановлением администрации МО Алексинский район №857 от 6.05.2010 года утверждена муниципальная целевая программа «Развитие сельского хозяйства на территории муниципального образования Алексинский район на 2010-2012 годы», которое было опубликовано в газете «Алексинские вести» в десятидневный срок с момента принятия постановления. В программе в качестве мер поддержки граждан, занимающихся сельским хозяйством было предусмотрено субсидирование части затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на приобретение крупного рогатого скота. Бюджет муниципального образования, предусматривал определенную величину финансирования на бюджетный год. В отношении Ефимова Ю.В. действительно было принято постановление о выделении ему указанной субсидии, однако впоследствии в связи с проведением совещания при Губернаторе Тульской области на котором выступил прокурор Тульской области и сообщил о коррумпирующей составляющей данного субсидирования, все районы области отказались от данной меры поддержки в рамках имеющихся программ. Однако какого-либо нормативного акта по данному вопросу не принималось, отдельное решение о внесении изменений в указанную программу было принято 22.12.2010 года. В связи с этим ранее вынесенные постановления о предоставлении субсидий были признаны утратившими силу, денежные средства гражданам не выплачивались. В настоящее время бюджет муниципального образования не предусматривает строки, в соответствии с которой Ефимову Ю.В. могли бы быть выплачены указанные денежные средства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ...., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 года №264-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 года) «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 2 Закона).

Согласно ст. 3 названного федерального закона граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» отнесены к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Закон определяет, что государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 года №264-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О развитии сельского хозяйства»).

При этом государственная аграрная политика основывается, в том числе и на принципе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Такая поддержка выражается в частности и в предоставлении бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением администрации Тульской области от 2.04.2009 года №205 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009 - 2012 годы» утверждена названная долгосрочная целевая программа, в обоснование необходимости которой указано, что на территории Тульской области продолжается снижение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Ликвидация сельскохозяйственных организаций неразрывно связанных с жизнедеятельностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, приводит к ликвидации поголовья скота у населения и снижению уровня жизни в большинстве районов.

Финансирование указанной Программы предполагалось совместным, за счет федерального бюджета, бюджета субъекта и муниципальных бюджетов по согласованию с муниципальными образованиями.

В соответствии с Решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 19.11.2008 года №11(45).7 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Алексинский район в 2009 - 2011 годах» определено расходование бюджетных средств на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Одним из основных и приоритетных направлений расходования бюджетных средств названа реализация муниципальных целевых программ.

В соответствии с п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования в установленном ими порядке.

Постановлением администрации МО Алексинский район от 6.05.2010 года №857 утверждена муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства на территории муниципального образования Алексинский район на 2010 – 2012 годы», которая в качестве мер поддержки предусматривала субсидирование части затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на приобретение крупного рогатого скота.

В силу положений, предусмотренных статьями 2, 3 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

По смыслу вышеприведенных норм для получения субсидий достаточно наличия только долгосрочной целевой программы, в рассматриваемом случае муниципальной, которая и была разработана и утверждена администрацией МО Алексинский район.

Порядок определения объема и предоставления субсидий из местного бюджета для реализации этой программы был утвержден постановлением администрации МО Алексинский район от 28.07.2010 года №1500 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на приобретение крупного рогатого скота», которое признано утратившим силу лишь 28.12.2010 года (Постановление администрации МО Алексинский район от 28.12.2010 года №2753).

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае отказ в предоставлении субсидии лицу, относящемуся к категории лиц названных в программе и имеющих право на их получение до 28.12.2010 года, был возможен лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных законом, программой либо при несоблюдении порядка, предусмотренного для реализации права на получение субсидии.

Как следует из объяснений заявителя, представителя заинтересованного лица и показаний свидетеля ...., в отношении Ефимова Ю.В., занимающегося личным подсобным хозяйством в дер. Даниловка Алексинского района и предоставившего требуемые в соответствии с порядком документы, администрацией МО Алексинский район было принято положительное решение о предоставлении субсидии.

Изложенное также подтверждается соответствующим постановлением администрации МО Алексинский район от 3.11.2010 года №2287 (л.д. 6), согласно которому администрация МО Алексинский район, руководствуясь вышеприведенными нормативными актами, постановила предоставить Ефимову Ю.В. из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидию в сумме 9750 руб. на приобретение двух коров.

Контроль за исполнением указанного постановления возложен на заместителя главы администрации МО Алексинский район ....

Вместе с тем, данное постановление исполнено не было, денежные средства Ефимову Ю.В. не перечислены.

Постановлением администрации МО Алексинский район №2577 от 13.12.2010 года постановление администрации МО Алексинский район от 3.11.2010 года №2287, наряду с другими перечисленными постановлениями было признано утратившим силу со ссылкой на ст. 35 Устава МО Алексинский район.

Как следует из устава МО Алексинский район, ст. 35 Устава определяет полномочия главы администрации муниципального образования, в том числе по изданию по вопросам своего ведения постановлений и распоряжений администрации.

Допрошенный в качестве свидетеля .... показал, что постановления администрации МО Алексинский район о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования могут быть реализованы в течение бюджетного (финансового) года, в зависимости от того в каком квартале заложены соответствующие бюджетные средства. В качестве причины невыплаты денежных средств и признания утратившим силу постановления администрации МО Алексинский район №2287 от 3.11.2010 года, принятого в отношении заявителя, указал наличие информации, которая была доведена до сведения уполномоченных лиц органов местного самоуправления после совещания при Губернаторе Тульской области, на котором прокурором Тульской области было обращено внимание на коррупционную составляющую такого рода программ. Поскольку осуществление контроля за целевым использованием предоставляемых гражданам в рамках субсидирования денежных средств затруднено и не входит в компетенцию органов местного самоуправления. На момент принятия оспариваемого заявителем постановления №2577 от 13.12.2010 года никаких нормативных актов, запрещающих реализацию мероприятий по субсидированию граждан в рамках действующей муниципальной целевой программы развития сельского хозяйства, не имелось. Изменения в муниципальную целевую программу внесены позднее.

Наличие оснований, предусмотренных муниципальной программой развития сельского хозяйства, для предоставления Ефимову Ю.В. субсидии на момент принятия постановления №2287 от 3.11.2010 года и соблюдение им порядка, утвержденного постановлением №1500 от 28.07.2010 года, не оспаривалось представителем МО Алексинский район.

Представитель заинтересованного лица также не отрицал отсутствия нормативного акта, определяющего основания для признания утратившим силу ранее принятого и нереализованного, по независящим от Ефимова Ю.В. причинам, постановления №2287 от 3.11.2010 года, а также отсутствие вновь установленных в отношении Ефимова Ю.В. обстоятельств, влекущих отказ в предоставлении субсидии.

Анализируя изложенное с учетом вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о нарушении администрацией МО Алексинский район прав Ефимова Ю.В. на получение предоставленной ему в соответствии с действующим законодательством субсидии в размере 9750 руб.

Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии в настоящее время бюджетных средств для реализации постановления администрации МО Алексинский район №2287 от 3.11.2010 года в связи с внесением изменений в муниципальную целевую программу, суд находит несостоятельными, поскольку право заявителя на получение названной суммы возникло до принятия решения об исключении соответствующей строки из перечня мероприятий по реализации муниципальной целевой программы и перераспределения денежных средств, направленных на ее реализацию,

По мнению суда, внесение изменений в муниципальную программу не должно влечь нарушение прав граждан, в отношении которых в рамках действия муниципальной программы уже принято в установленном порядке решение об оказании поддержки в виде предоставленной субсидии. Иное означало бы нарушение положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отсутствие реального обеспечения принятых органом местного самоуправления решений в рамках муниципальной программы развития сельского хозяйства, признание утратившими силу нереализованных решений при отсутствии достаточных на то оснований и причин, противоречит государственной аграрной политике и дискредитирует авторитет органа местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено непосредственное решение вопросов местного значения.

Иные доводы представителя администрации МО Алексинский район не могут свидетельствовать о наличии оснований для принятия оспариваемого постановления в отношении Ефимова Ю.В., поскольку доказательств обоснованности и законности данного решения органом, его принявшим, в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ не представлено.

Анализируя исследованные судом доказательства, с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого заявителем постановления администрации МО Алексинский район, в части, затрагивающей права Ефимова Ю.В., так как оно принято при отсутствии достаточных правовых оснований.

Принятое решение при установленных обстоятельствах препятствует реализации заявителем права, предоставленного законом субъекта РФ, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ является недопустимым.

Восстановление нарушенного права заявителя возможно лишь при исключении из оспариваемого постановления указания на признание утратившим силу постановления администрации муниципального образования Алексинский район от 3.10.2010 года № 2287 «О предоставлении из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидии Ефимову Юрию Васильевичу на приобретение крупного рогатого скота».

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Ефимова Юрия Васильевича удовлетворить частично.

Признать Постановление администрации муниципального образования Алексинский район №2577 от 13.12.2010 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования Алексинский район» незаконным в части, предусматривающей признание утратившим силу постановления администрации муниципального образования Алексинский район от 3.10.2010 года №2287 «О предоставлении из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидии Ефимову Юрию Васильевичу на приобретение крупного рогатого скота».

Обязать администрацию муниципального образования Алексинский район внести изменения в Постановление №2577 от 13.12.2010 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования Алексинский район», исключив из постановляющей части указание на признание утратившим силу постановления администрации муниципального образования Алексинский район от 3.10.2010 года № 2287 «О предоставлении из бюджета муниципального образования Алексинский район субсидии Ефимову Юрию Васильевичу на приобретение крупного рогатого скота», сообщив суду об исполнении решения в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении заявления Ефимова Юрия Васильевича в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Алексинский городской суд Тульской области.

Судья: