Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Стрыгиной Л.А., при секретаре Львовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-888/11 по иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Громову Владимиру Николаевичу о признании деятельности по использованию земельного участка незаконной и обязании разработать проект освоения лесов на лесном участке, у с т а н о в и л : Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Громову В.Н. о признании деятельности по использованию земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, ГУ ТО «Алексинское лесничество» для строительства и эксплуатации газопровода в отсутствие проекта освоения лесов незаконной, обязании разработать проект освоения лесов на лесном участке, расположенном по адресу: ... и представить в департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам для государственной экспертизы, мотивируя тем, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства Громовым В.Н. Проверкой установлено, что Громов В.Н. осуществляет использование лесного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, ГУ ТО «Алексинское лесничество», для строительства и эксплуатации газопровода на основании договора аренды лесного участка от ..., заключенного с департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам. На основании указанного договора Громовым В.Н. используется лесной участок, расположенный по адресу: ... Площадь - 0,5 га. Громов В.Н. на момент проверки не имеет проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы. Соответственно Громовым В.Н. не определены ежегодные мероприятия по противопожарному обустройству лесов и профилактические противопожарные мероприятия (устройство минерализированных полос, уход за минерализированными полосами, устройство мест отдыха, установка аншлагов, закрепление норм наличия противопожарного инвентаря на арендуемом лесном участке и др.). Таким образом, в нарушение действующего лесного законодательства Громовым В.Н. допускается использование лесов с нарушением правил лесопользования, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника лесного участка, предоставленного в аренду Громову В.Н. В судебном заседании Тульский природоохранный прокурор Ратникова М.В. заявленные исковые требования поддержала. Ответчик Громов В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Громова В.Н. по доверенности Павленко П.В. исковые требования не признал, пояснил, что договор аренды лесного участка заключен Громовым В.Н. для строительства и эксплуатации газопровода. В настоящее время запрещено строительство газопровода в лесопарковой зоне. ... года Громов В.Н. заключил договор на разработку проекта освоения земель с проектной организацией. Однако проект не выполнен не по вине Громова В.Н., а в связи с тем, что он не может быть утвержден Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам. Письменного отказа в разработке проекта не имеется. Громов В.Н. обязуется разработать проект освоения лесов и представить его на государственную экспертизу. Представитель третьего лица Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам по доверенности Лифанов Ю.Т. исковые требования поддержал, пояснил, что ... года Громов В.Н.получил договор аренды лесного участка, одновременно у него была отобрана расписка, что он обязуется представить на государственную экспертизу проект освоения лесов, однако до настоящего времени он не предпринял действий к разработке проекта и представлению его на государственную экспертизу. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ст. 58 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 года № 238-О-О, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных отношений и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка. В соответствии с подп. 6 ст. 1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов. Согласно п.п.1,2,5 ст.12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В силу п. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами. Согласно ст. ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органам исполнительной власти. В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Министерства сельского хозяйства от 08.02.2010 № 32 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Согласно п. 3 данного Состава проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов и другие сведения. Согласно п. 32 приказа Министерства сельского хозяйства от 08.02.2010 № 32 проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде. Согласно п.п. 35 п. 5 Положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 05.05.2006 № 230, департамент в соответствии с возложенными задачами, в том числе проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах предоставленных полномочий в установленном порядке. В соответствии с подп. 35 п. 5 Положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 05.05.2006 года № 230, вышеуказанный департамент в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах представленных полномочий в установленном порядке. В силу ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Согласно п.п.3,5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Судом установлено, что в соответствии с п.п. 1.1, 1.2 договора аренды лесного участка № 145 от 1 ноября 2010 года, заключенного между Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам (Арендодатель), с одной стороны, и Громовым В.Н. (Арендатор), с другой стороны, по настоящему договору Арендодатель, действующий в соответствии со ст. 25,41, 72, 74 Лесного кодекса РФ и на основании приказа Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 28.10.2010 года № 274-о предоставил, а Арендатор принял во временное пользование (в аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 0, 5 га, расположенный по адресу: Тульская область, Алексинский район, ГУ ТО «Алексинское лесничество», Сотинское участковое лесничество, Сотинская дача, кварталы 31 (выдел 16), 53 (выдел 20), 34 (выдел 9). Пунктами 4.4.1, 4.4.2, 4.4.9, 4.4.10 вышеуказанного договора аренды лесного участка предусмотрены обязанности Арендатора в установленном порядке разработать и представить Арендодателю в течение 60 дней после государственной регистрации права аренды, в установленном порядке разработать и представить на государственную экспертизу проект освоения лесов; ежегодно до начала пожароопасного сезона организовывать и укомплектовывать пункты сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров согласно норм предусмотренных проектом освоения лесов, а в случае возникновения пожара на лесном участке обеспечить его тушение; осуществлять за свой счет на арендуемом участке мероприятия по охране лесов от пожаров и нарушений лесного законодательства, защите, воспроизводству лесов, уходу за лесом, а также разрубку (расчистку) квартальных просек и замену квадратных столбов в объемах, предусмотренных проектом освоения лесов. Однако в нарушение вышеуказанных требований лесного законодательства и п.п. 4.4.1, 4.4.2, 4.4.9, 4.4.10 договора аренды лесного участка ... Громов В.Н. до настоящего времени не разработал проект освоения лесов и не представил в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам для проведение государственной экспертизы, что подтверждается письменными объяснениями Громова В.Н. от 06.06.2011 года. Доказательств, свидетельствующих о разработке в установленный срок проекта освоения лесов, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, обязывающей каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, ответчиком суду не представлено. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства или изменение его условий не допускается. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Довод представителя ответчика о том, что ответчик не сможет использовать лесной участок по целевому назначению, установленному в договоре аренды, не освобождает ответчика от предусмотренной законом обязанности по разработке проекта освоения лесов и представления проекта на государственную экспертизу, поскольку договор аренды лесного участка не расторгнут. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что деятельность Громова В.Н. по использованию лесного участка, расположенного по адресу: ... для строительства и эксплуатации газопровода в отсутствие проекта освоения лесов является незаконной, а исковые требования Тульского природоохранного прокурора к Громову В.Н. о признании деятельности по использованию лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов незаконной и обязании разработать проект освоения лесов обоснованны и подлежат удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с требованиями подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, учитывая, что исковые требования являются требованиями неимущественного характера, которые удовлетворены судом, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика Громова В.Н. в доход государства, составляет 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворить. Признать деятельность Громова Владимира Николаевича по использованию земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, ГУ ТО «Алексинское лесничество», Сотинское участковое лесничество, Сотинская дача, кварталы 31 (выдел 16), 33 (выдел 20), 34 (выдел 9), в отсутствие проекта освоения лесов незаконной. Обязать Громова Владимира Николаевича разработать проект освоения лесов на лесном участке, расположенном по адресу: Тульская область, Алексинский район, ГУ ТО «Алексинское лесничество», Сотинское участковое лесничество, Сотинская дача, кварталы 31 (выдел 16), 33 (выдел 20), 34 (выдел 9), и представить его в департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам для государственной экспертизы. Взыскать с Громова Владимира Николаевича в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья