Дел № 2-822, решение от 9 августа 2011 года.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 августа 2011 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Лизговко И.В.,

при секретаре Галтакове Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-822/11 по иску Тульского природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Проектировочно-строительный центр» о признании бездействия по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов незаконным, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов,

у с т а н о в и л:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Проектировочно-Строительный Центр» (ООО «Управляющая компания «ПСЦ») о признании бездействия по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности незаконным, об обязании обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности.

В обоснование заявленных требований указал, что тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в ООО «Управляющая компания «ПСЦ».

В соответствии с Уставом ООО «Управляющая компания «ПСЦ», утвержденным решением общего собрания учредителей общества от 12.04.2010 года, отдельными видами деятельности ООО «Управляющая компания «Проектировочно-Строительный Центр», перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься при получении специального разрешения.

В ходе проверки установлено, что ООО «Управляющая компания «ПСЦ» с октября 2010 года осуществляет деятельность по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов от населения и бюджетных организаций, расположенных на территории муниципальных образований Буныревское, Солопенское Алексинского района Тульской области на основании договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов и договоров управления многоквартирными домами.

Твердые бытовые отходы транспортируются для размещения на полигон ТБО по договору, заключенному ООО «Управляющая компания «ПСЦ» с ОАО «Специальное обслуживание г. Алексина» от 1.01.2011 года ....

Для транспортировки твердых бытовых отходов (отходы от жилищ несортированные) 4 класса опасности ООО «Управляющая компания «ПСЦ» использует автотранспортное средство ..., находящийся в аренде (договор аренды автотранспорта от 1.03.2011 года ....).

Из письменного объяснения генерального директора ООО «Управляющая компания «ПСЦ» ... от 18.05.2011 следует, что обществом осуществляется сбор и транспортировка твердых бытовых отходов на полигон, расположенный в Алексинском районе Тульской области. Лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов 1-4 класса опасности обществом не оформлена.

В настоящее время общество фактически продолжает осуществлять деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, в том числе 4 класса опасности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлены полномочия на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в конкретном случае постоянно и временно проживающих в близлежащих от места расположения полигона для размещения твердых бытовых отходов в Алексинском районе домах, а также работающих и находящихся на территории полигона и рядом с ним (количество которых установить не представляется возможным), чем нарушается их конституционное право на благоприятную природную среду.

Просит признать бездействие ООО «Управляющая компания
«Проектировочно-Строительный Центр» по получению лицензии на
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и
размещению отходов 1-4класса опасности незаконным, обязать ООО «Управляющая компания «ПЦС» обратиться с заявлением в Управление Росприроднадзора по
Тульской области о предоставлении лицензии на деятельность по сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-
4 класса опасности.

В судебном заседании:

Помощник Тульского природоохранного прокурора Дробышева И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Пуханов С.Л. не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, кроме того в рамках предоставленных ему доверенностью полномочий заявил о признании ООО «Управляющая компания «ПСЦ» полностью исковых требований.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лица, участвующего в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав мнение помощника Тульского природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, наряду с прочими, земли, почвы.

На основании ч. 5 ст. 2 указанного Закона, отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 2.4. Устава ООО «Управляющая компания-ПСЦ», утвержденным решением общего собрания учредителей 12.04.2010 года, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии) (л.д. 10).

Как следует из объяснений генерального директора ООО «Управляющая компания «ПСЦ» ...., данных 18.05.2011 года старшему помощнику Тульского природоохранного прокурора, с октября 2010 года общество осуществляет деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов от населения и бюджетных организаций, расположенных на территории муниципальных образований Буныревское, Солопенское Алексинского района Тульской области на основании договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Твердые бытовые отходы, в том числе 4 класса опасности, транспортируются для размещения на полигон ТБО по договору, заключенному ООО «Управляющая компания «ПСЦ» с ОАО «Специальное обслуживание г. Алексина» от 1.01.2011 года ....

Для транспортировки твердых бытовых отходов 4 класса опасности ООО «Управляющая компания «ПСЦ» использует автотранспортное средство ..., находящийся в аренде (договор аренды автотранспорта от 1.03.2011 года ....). В настоящее время ООО «Управляющая компания «ПСЦ» лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности не оформлена.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором на оказание коммунальных услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 22.02.2011 года, заключенным Обществом с ..., ООО «Управляющая компания-ПСЦ» оказывает услуги по организации вывоза твердых бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности граждан, проживающих в жилом доме по адресу: ... (л.д. 45-46).

В соответствии с договором на оказание коммунальных услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 8.04.2011 года ..., заключенным Обществом с Алексинским райпо, ООО «Управляющая компания-ПСЦ» также оказывает услуги по организации вывоза твердых бытовых отходов (л.д. 47-48).

В соответствии с договором на оказание коммунальных услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 11.01.2011 года ..., заключенным Обществом с Управлением образования администрации муниципального образования Алексинский район, ООО «Управляющая компания-ПСЦ» также оказывает услуги по организации вывоза твердых бытовых отходов, образуемых в результате деятельности потребителя с объекта потребителя, расположенного по адресу: ... (л.д. 49-50).

Твердые бытовые отходы транспортируются для размещения на полигон ТБО по договору, заключенному ООО «Управляющая компания «ПСЦ» с ОАО «Специальное обслуживание г. Алексина» от 1.01.2011 года ... (л.д. 51-53).

Согласно информации ООО «Управляющая компания «ПСЦ» на л.д. 34 с октября по декабрь 2010 года вывезено и размещено на полигоне от населения и организаций муниципальных образований всего 456 куб.м твердых бытовых отходов на общую сумму .... За период с января по апрель 2011 года ООО «Управляющая компания «ПСЦ» вывезено и размещено на полигоне от населения и организаций всего 608 куб.м отходов и за оказание услуг по сбору, вывозу и размещению ТБО обществом получено ....

Согласно сообщению Управления Росприроднадзора по Тульской области № АС-4/863 от 3.06.2011 года, ООО «Управляющая компания-ПСЦ» по состоянию на 3.06.2011 года не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, с заявлением о получении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в Управление не обращалось (л.д. 60).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2.12.2002 № 786, отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, относятся к 4 классу опасности для окружающей среды.

Как установлено в ходе судебного заседания ООО «Управляющая компания «ПСЦ» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности без соответствующей лицензии, тем самым, нарушая требования Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 9 Федерального закона от 28.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что виды деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежат лицензированию.

Порядок получения данной лицензии урегулирован Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 года № 524.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов без лицензии, и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране окружающей среды создает угрозу загрязнения окружающей среды, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Анализируя приведенные нормы материального права, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, наличия письменного признания иска представителем ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования Тульского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Тульского природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Проектировочно-строительный центр» по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности незаконным.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Проектировочно-строительный центр» обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья