Решение от 26.09.2011г. №2-962



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Старцевой С.П.,

при секретаре Гусевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-962/11 по иску Качалиной Светланы Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации,

у с т а н о в и л:

Качалина С.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации.

В обоснование своих исковых требований указала, что является женой рядового контрактной службы ...., участника боевых действий в Чеченской Республике, погибшего 16 апреля 1996 года. С 01.05.1996 года она получает пенсию по случаю потери кормильца, а также с 01.01.2005 г. - ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах». С 20 ноября 2007 года и по настоящее время выплата ЕДВ ей не производится.

Полагает, что было нарушено ее право на пользование льготами, как у жены погибшего военнослужащего-ветерана боевых действий, предусмотренные подпунктом 7 пункта 1 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» на получение ЕДВ с 20.11.2007 г. в размере 1019 руб. 70 коп., а с 01.04.2011 г. в размере 1085 руб. 98 коп. Законность и обоснованность ее требований подтверждено и решением Центрального районного суда г. Тулы от 30 июня 2011 года по ее иску к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии с учётом индексации. Данным решением фактически установлено, что ее погибший супруг является ветераном боевых действий.

В марте 2011 года она узнала о нарушении ее права по недоплате ежемесячной денежной выплаты в период с 20.11.2007 г. по 01.04.2011 г. в размере 1019 руб. 70 коп. в месяц, а в период с 01.04.2011 г. по 31.07.2011 г. в размере 1085 руб. 98 коп. в месяц и обратилась к ответчику с заявлением о нарушении ее права на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., как членам семей погибших ветеранов боевых действий. Однако получила отказ, мотивированный тем, что установить ей ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», нет правовых оснований.

Общая сумма недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты по случаю потери кормильца за период с 20.11.2007 г. по 31.07.2011 г. с учетом убытков составляет 44 045 руб. 94 коп. В результате инфляции своевременно невыплаченные ей денежные суммы значительно утратили свою покупательскую способность, что является убытком, который в соответствии со ст. ст. 115, 1064 и 1082 ГК РФ должен быть полностью компенсирован. На 31.07.2011 года недополученная сумма ежемесячной денежной выплаты по случаю потери кормильца с учетом индексации составила 55 098 руб. 26 коп.

Просила признать ее право, как жены погибшего военнослужащего-ветерана боевых действий, на ежемесячную денежную выплату в период с 20.11.2007 года по 31.07.2011 года в размере, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах»; взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области в ее пользу недополученную сумму ежемесячной денежной выплаты по случаю потери кормильца за период с 20.11.2007 года по 31.07.2011 года с учетом убытков в сумме 55 098 руб. 26 коп.; взыскать с ответчика расходы по оплате помощи представителя в сумме 3 000 рублей.

В судебном заседании:

Истец Качалина С.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Ходырева А.П. исковые требования не признала, указав на их необоснованность. В обоснование своих возражений пояснила, что родители и жены погибших ветеранов боевых действий пользуются правом на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-Ф3 «О ветеранах». Согласно ч. 1 и 2 ст. 21 указанного Закона для нетрудоспособной супруги нет необходимости подтверждать факт нахождения на иждивении и неполучения дохода. При этом условие, предусматривающее, что члены семьи должны признаваться нетрудоспособными с точки зрения пенсионного законодательства, сохраняется.

Супруг истца ... погиб при исполнении обязанностей военной службы в Республике Чечня 16.04.1996г. В соответствии с нормами Закона №5-ФЗ его супругу следует признать членами семьи погибшего ветерана боевых действий. В целях реализации предоставленных законом прав членам семьи погибших военнослужащих выдаются удостоверения. Истцу Объединенным военным комиссариатом города Алексина Тульской области 25.06.1996г. выдано удостоверение ... ....

У истца и ее погибшего супруга имеется совместный ребенок - ..., ... года рождения, которая является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

Начальником Управления было принято Решение №1 от 01.11.2004г. о назначении Качалиной С.Е. ЕДВ как членам семей погибших (умерших) военнослужащих, а именно: трудоспособной супруге, осуществляющей уход за ребенком до достижения им возраста 14 лет, в размере 150 руб. с 01.01.2005г.

В ноябре 2007 года ребенку исполнилось 14 лет и с указанного времени Качалину С.Е. следует признать трудоспособным гражданином. В связи с этим, истица утратила право на получение пенсии по случаю потери кормильца в отношении себя лично, а также на получение мер социальной поддержки по ст. 21 Закона №5-ФЗ.

С 01.07.2009г. меры социальной поддержки стали предоставляться супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Круг лиц расширен.

Вместе с тем, истица не обращалась в Управление с заявлением о назначении ЕДВ после возможного приобретения права на нее после 27.07.2010 года.

Приведенные истцом расчеты задолженности полностью не соответствуют законодательству в части размеров ЕДВ.

Кроме того, не могут быть признаны правомерными требования истца о взыскании индексации несвоевременно выплаченных сумм ЕДВ за период с января 2005г. по апрель 2011г. по следующим основаниям. ЕДВ носит компенсационный характер в целях возмещения натуральных льгот. Данный вывод подтвержден в преамбуле к Закону №122-ФЗ. Поскольку ЕДВ носит компенсационный характер, из нее никакие удержания не производятся, более того, такого рода компенсация не является объектом индексации, как сумма утратившая покупательную способность в связи с ростом инфляции и ростом потребительских цен, кроме как по установленному законом порядку. Ежемесячная денежная выплата индексировалась в порядке, предусмотренном специальным законодательством, в т.ч. Законом №5-ФЗ, Законом №122-ФЗ, одновременно с увеличением базовой части пенсии. Данные меры направлены на преодоление проблемы обесценивания покупательной способности денежных средств. Повторная индексация исходя из индекса потребительских цен является неправомерной.

Кроме того полагает, что сумма расходов на оплату услуг представителя, заявленная ко взысканию с Управления, несоразмерна фактическому объему оказанных услуг. Кроме того, считает, что предпринимательская деятельность в виде оказания юридических услуг гражданам, не соответствует целям деятельности Тульской региональной общественной организации участников миротворческих операций по восстановлению международного мира и безопасности «...».

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-Ф3 «О ветеранах», ветеранами боевых действий признаются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-Ф3 «О ветеранах» предусмотрен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в соответствии с которым определяется право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий. Данный Перечень в Разделе III предусматривает такой период, как выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Положение об участии в боевых действиях в Чечне введено Федеральным законом от 27.11.2002г. №158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» и вступило в силу 01.01.2004 года.

Согласно статьям 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Статья 9 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет круг нетрудоспособных граждан, имеющих прав на пенсию по случаю потери кормильца. Так, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются супруги в двух случаях: супруг умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают; супруга умершего кормильца, если она достигла возраста 55 лет либо является инвалидом.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» №5-ФЗ предоставляется гражданам с 01.01.2005г. в силу Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно свидетельству о рождении от 03.12.1993 года, актовая запись ..., ... и Качалина С.Е. являются родителями ..., ... года рождения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ... на основании приказа командира войсковой части ... ... от 06.11.1995 года был зачислен на военную службу по контракту. В период с 06.11.1995 года по 16.04.1996 года ... находился в зоне боевых действий в Чеченской Республике. 16.04.1996 года ... погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе ведения боевых действий на территории Чеченской Республики.

Жене ...- Качалиной С.Е. была назначена пенсия по случаю потери кормильца, в том числе на дочь ...,... года рождения, по причине смерти ..., связанной с исполнением обязанностей военной службы. Данные обстоятельства подтверждаются решением Центрального районного суда г.Тулы от 30.06.2011 года.

Качалиной С.Е. Военным комиссариатом Тульской области 14.12.1996 года выдано удостоверение ... ... на право получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей с 01.05.1996 года.

25.06.1996 года Качалиной С.Е. Алексинским военным комиссариатом выдано удостоверение ... ... ... на право получения льгот и преимуществ, установленных законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

Решением Управления ПФ РФ №1 от 01.11.2004 года Качалиной С.Е. назначена ежемесячная денежная выплата на основании п.1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ, как члену семей погибших (умерших) военнослужащих, а именно трудоспособной супруге, осуществляющей уход за ребенком до достижения им возраста 14 лет, в размере 150 руб. с 01.01.2005 года.

19.11.2007 г. дочери погибшего ...... исполнилось 14 лет.

Распоряжением ГУ Управления ПФ РФ по г. Алексину и району Тульской области от 20.11.2007 года Качалиной С.Е. с 20.11.2007 года прекращена выплата ЕДВ в связи с отсутствием права.

Утверждение истца о том, что ответчик необоснованно прекратил ей с ноября 2007 г. выплаты ЕДВ в связи с тем, что ее ребенку исполнилось 14 лет, суд считает несостоятельным по тем основаниям, что выплаты ЕДВ истице были прекращены ответчиком в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах», с 01 июля 2009г. меры социальной поддержки стали предоставляться супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим инвалидом, до достижения им возраста 18 лет, или с ребенком, не достигшим возраста 23 лет и обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Федеральным законом от 22.07. 2010 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах» были отменены требования в отношении трудоспособности членов семей : меры социальной поддержки стали предоставляться независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получении пенсии или заработной платы.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004г. N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, в том числе и ветеранам. В соответствии с п. 14 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Представитель ответчика по доверенности Ходырева А.П. суду пояснила, и это не оспаривалось Качалиной С.Е., что истица после вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 г. №160-ФЗ, которым были отменены требования в отношении трудоспособности членов семьи, с заявлением о назначении ей ЕДВ в Управление пенсионного фонда не обращалась. С письменным заявлением о назначении ЕДВ истица обратилась только 08 апреля 2011 г. Полагает, что ЕДВ не могут быть назначены истице в связи с тем, что истица не имеет статус супруги погибшего ветерана боевых действий, проживающей одиноко, или с несовершеннолетним ребенком, так как истица имеет состав семьи, состоящей из 4 человек.

Судом установлено, что 08.04.2011 года Качалина С.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области с заявлением о назначении ей ЕДВ согласно ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года по графе как членам семей погибших ветеранов боевых действий. Однако в назначение выплат ЕДВ ей было отказано.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что единовременная денежная выплата Качалиной С.Е. должна быть назначена с 08.04.2011 г., т.е. со дня ее обращения в Управление пенсионного фонда РФ в г.Алексин и Алексинском районе.

Из выписки из домовой книги от 18.08.2011 года следует, что Качалина С.Е. проживает совместно с дочерью ..., матерью ..., сестрой ...

Истец Качалина С.Е. суду пояснила, что состав ее семьи состоит из двух человек – она и ее несовершеннолетняя дочь ... Она не замужем, в гражданском браке ни с кем не проживает. Ее сестра ... за мужем и проживает по месту жительства мужа. Ее мать .... является пенсионеркой. У них с ней раздельный бюджет. Какой-либо материальной помощи она ни от кого не получает.

Не доверять данным показаниям истицы у суда не имеется оснований.

Суд не может согласиться с утверждениями представителя ответчика о том, что истица не является одинокой, так как проживает в одной квартире не только со своим несовершеннолетним ребенком, но с сестрой и матерью, по тем основаниям, что статус «проживающая одиноко, или с несовершеннолетним ребенком» относится к личности самой истице, которая в повторный брак не вступила, является вдовой погибшего ветерана боевых действий, состав ее семьи состоит из нее и ее несовершеннолетнего ребенка.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Качалиной Светланы Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации подлежат частичному удовлетворению.

Исходя из положений ч.1 ст.100 ГПК РФ суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Качалиной С.Е. компенсацию расходов по оплате услуг представителя в размере 3000 руб. (квитанция ... от 26.07.2011 г. на сумму 3000 руб.), полагая, что данная сумма с учетом конкретно оказанной истцу правовой помощи, в том числе проведения консультации, сбора и подготовки документов для обращения в суд, составления искового заявления, представления интересов в судебном заседании, отвечает требованиям разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

исковые требования Качалиной Светланы Евгеньевны удовлетворить в части.

Признать за Качалиной Светланой Евгеньевной, как члена семьи погибшего ветерана боевых действий, право на получение ежемесячной денежной выплаты с 08 апреля 2011 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области назначить Качалиной Светлане Евгеньевне с 08 апреля 2011 г. ежемесячную денежную выплату, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области в пользу Качалиной Светланы Евгеньевны расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Качалиной Светлане Евгеньевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья