РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Гусевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1277/11 по иску Рыжова Владимира Вильевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звание «Ветеран труда» и обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Рыжов В.В., проходящий службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, имея выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, и медали «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени», 27.09.2011 года обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что заявитель не имеет необходимого трудового стажа. Не согласившись с отказом, Рыжов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» (далее по тексту – ГУ ТО «УСЗН Алексинского района») о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и получение соответствующего удостоверения, об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда». Просил также признать отказ ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» незаконным. В обоснование своих требований сослался на то, что в его случае выполнены условия, предусмотренные законом для возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда». Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он имеет право на назначение пенсии по выслуге лет, а также награжден медалями «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени». В судебном заседании: Истец Рыжов В.В. не явился, в адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28.02.2007 года принят Закон Тульской области №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны: наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1.01.2002 года Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со статьями 3, 10, 77, 88, 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (т.е. общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Причем, действие данного Закона от 20.11.1990 года № 340 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в трудовой стаж засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренные Законом от 12.02.1993 года №4468-1, после 1.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в статьях 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Учитывая, что у истца на день обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» не имеется необходимого трудового стажа, в настоящее время не предоставляется возможным решить вопрос о присвоении Рыжову В.В. звания «Ветеран труда». Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца. Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Судом установлено, что Рыжов В.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области от 20.09.2011 года, согласно которой общий стаж истца по состоянию на 20.09.2011 года составляет 22 года 00 месяцев 06 дней, в календарном исчислении на 19.09.2011 года - 20 лет 00 месяцев 01 день (л.д. 12). За время службы Рыжов В.В. награжден медалями «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени» (л.д. 18). Таким образом, Рыжов В.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде, что ответчиком не оспаривалось. 28.09.2011 года Рыжов В.В. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» №Р-270 от 04.10.2011 года Рыжову В.В. по результатам рассмотрения его заявления сообщено, что поданные им документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ему звания «Ветеран труда». А именно, военная служба в силу положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит включению в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10, 11 названного закона, п. 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий». Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области №797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007г. №797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Сотрудники ГПС МЧС России отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие» статья 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1, к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении его права со стороны ГУ ТО «УСЗН Алексинского района». Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года №217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и вышеприведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Рыжова В.В. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на звание «Ветеран труда», об обязании ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Рыжова Владимира Вильевича удовлетворить. Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» от 04.10.2011 года в присвоении Рыжову Владимиру Вильевичу звания «Ветеран труда». Признать право Рыжова Владимира Вильевича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Рыжову Владимиру Вильевичу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Судья