РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 ноября 2011 года. г. Алексин Тульской области. Алексинский городской суд Тульской области в составе судьи Стрыгиной Л.А., при секретаре Львовой М.С., рассмотрев гражданское дело по иску Гапонова Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Гапонов С.В. обратился в Алексинский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области (далее - УПФ РФ) о взыскании недополученной пенсии за период с 6.05.2002 г. по 6.05.2004 г. с учетом индексации в сумме 206227,15 руб., мотивируя тем, что ответчик неправильно произвел расчет его трудовой пенсии за указанный период. Выплаченная пенсия в связи с несвоевременной выплатой обесценилась, в связи с чем ему причинен имущественный вред, который подлежит возмещению путем индексации выплаченной пенсии. Впоследствии Гапонов С.В. дополнил свои исковые требования: просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 90000 рублей, мотивируя тем, что незаконным отказом УПФ РФ в выплате трудовой пенсии были нарушены его неимущественные права на социальное обеспечение по возрасту. В дополнительном исковом заявлении Гапонов С.В. вновь изменил исковые требования, просил взыскать с УПФ РФ недополученную пенсию с индексацией в размере 350535,59 рублей. В судебном заседании Гапонов С.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что ответчик неправильно произвел расчет его трудовой пенсии за период с 06.05.2002 г. по 06.05.2004г в связи с несвоевременным назначением ему пенсии по вине УПФ РФ ему причинены убытки в связи со снижением покупательной способности выплаченной пенсии. Представитель УПФ РФ Ходырева А.П. исковые требования не признала, представила в суд письменные возражения на иск, в которых привела 3 варианта расчета пенсии: 1)по Закону №340-1 на основании справки о заработке 1983-1988гг., согласно которого размер пенсии Гапонова С.В. на 6.05.2002 года -1253,98 руб.;2) по Закону №340-1 на основании справки о заработке 1993-1997гг. согласно которого размер пенсии Гапонова С.В. на 6.05.2002 года составил бы 1397,75 руб.; 3) по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ, согласно которого размер пенсии Гапонова С.В. на 6.05.2002 года с учетом уплаченных страховых взносов -1441,15 руб. Поскольку расчет по Закону №340-1 расчет пенсии невыгоден для истца при применении обеих справок о заработке, пенсия Гапонову С.В. была назначена по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ. Требование об индексации размера пенсии за 2002-2011гг. в соответствии с предусмотренными коэффициентами индексации страховой части и базовой части не основаны на законе. Иск о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку это не предусмотрено специальным законом. Представитель УПФ РФ Черникова Е.В. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении. Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 21.04.2011 года отменено решением Алексинского городского суда от 18.02.2011 года, которым в иске Гапонову С.В. было отказано, постановлено новое решение, которым исковые требования Гапонова С.В. удовлетворены, было постановлено обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области назначить и выплатить Гапонову С.В. досрочную трудовую пенсию по старости за период с 06.05.2002 г. по 06.05.2004г. C 01.01.2002г. правоотношения по установлению и выплате трудовых пенсий регулируются Федеральным законом от 17.12.2001г. N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Федеральным законом от 24.07.2009г. N213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» внесены изменения в Федеральный закон от 17.12.2001г. N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 30 указанного закона в новой редакции расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в различном порядке: исчисление пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера; исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера; исчисление пенсии согласно установленной пенсии на 31.12.2001г. До этой даты расчет пенсии по Закону РФ от 20.11.1990г. N340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» осуществлялся на основании актов Конституционного Суда РФ. С 01.01.2010г. нормы, предусматривающие возможность расчета пенсии по старому закону, нашли непосредственное закрепление в действующем пенсионном законодательстве. Истец определяет свой расчетный размер пенсии (РП) согласно нормам Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, расчетный пенсионный капитал и итоговый размер пенсии рассчитываются им неправильно, в связи с неправильным толкованием закона, т.к. под расчетным размером пенсии истцом понимается максимальная пенсия, а не ее фактический размер. Согласно ст. 16 Закона от 20.11.1990г. N340-1 пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Таким образом, фактический размер пенсии ставится в зависимость от общего трудового стажа и заработка. Закон от 20.11.1990г. №340-1 разграничивает понятия «минимальный размер пенсии» (ст. 17) и «максимальный размер пенсии» (ст. 18). Минимальный размер пенсии устанавливается федеральным законом и является государственной гарантией поддержания минимального уровня пенсии с учетом величины прожиточного минимума. Максимальный размер пенсии устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (за работу в особых условиях труда - трех с половиной) и повышается на 1% за каждый полный год трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии (20 лет). Если фактический размер пенсии ниже минимального размера пенсии, установленного законом, то пенсия назначается исходя из минимального размера. Если фактический размер пенсии превышает максимальный размер пенсии, пенсия рассчитывается исходя из ограничения, установленного максимальным размером. Если фактический размер пенсии выше минимального, но ниже максимального, пенсионный капитал и пенсию следует рассчитывать по фактическом размеру. Сторонами представлены расчеты фактического размера пенсии и максимального размера пенсии с учетом заработка истца за 1984-1988гг. При этом сторонами не оспаривается сумма «осовремененного» среднего заработка, подсчитанная в соответствии с Законом Российской Федерации от 3.04.1992 года N 2654-I «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Заработок увеличен по коэффициентам, соответствующим годам его получения, и составляет 1262,47руб. С учетом вышеуказанного заработка истца и стажа 37 лет размер его пенсии выше минимального, но ниже максимального. Пенсионный капитал и пенсию на дату ее назначения следует рассчитывать из суммы фактического размера пенсии. Максимальный размер пенсии также определен сторонами с учетом коэффициента 3,5 (увеличение с учетом работы по Списку №1), коэффициента 1,5 (за работу на Крайнем Севере) и применением превышения стажа на 17лет. Максимальный размер пенсии определяется сторонами аналогично. Вместе с тем, истец определяет пенсионный капитал и пенсию, исходя из ее максимального размера, что прямо противоречит Закону от 20.11.1990г. №340-1. При подсчете пенсии по нормам Закона от 20.11.1990г. №340-1 с учетом их буквального толкования размер пенсии истца будет существенно ниже того размера пенсии, который установлен органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по нормам действующего законодательства. Снижение размера пенсии истца при ее начислении по невыгодному для него варианту противоречит закону и приведет к незаконному ущемлению прав истца. В судебном заседании установлено, что УПФ РФ произвел расчет пенсии истца по трем вариантам:1) по Закону №340-1 на основании справки о заработке 1983-1988гг., согласно которого размер пенсии Гапонова С.В. на 6.05.2002 года -1253,98 руб.; 2) по Закону №340-1 на основании справки о заработке 1993-1997гг. согласно которого размер пенсии Гапонова С.В. на 6.05.2002 года -1397,75 руб.;3)по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ,согласно которого размер пенсии Гапонова С.В. на 6.05.2002 года с учетом уплаченных страховых взносов составляет 1441,15 руб. Таким образом, УПФ РФ по г. Алексину и Алексинскому району пришел к обоснованному выводу, что по Закону №340-1 расчет пенсии невыгоден для истца при применении обеих справок о заработке, в связи с чем произвел расчет по третьему варианту по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ. Представленный УПФ РФ расчет пенсии истца судом проверен, он является правильным, поскольку соответствует п.3 ст. 30 Закона №173-ФЗ и наиболее выгоден для истца. В судебном заседании установлено, что в июне 2011 года Гапонову С.В. была выплачена пенсия за период с 6.05.2002г. по 6.05.2004г. в сумме 41057,55 руб., что подтверждается расчетом на л.д. 43-60: 06.05.2022г. – 1441,15 x 3мес. = 4323,45 руб. 01.08.2002г. – 1570,85 x 6 мес. = 9425,1 руб. 01.02.2003г. – 1612,64 x 2 мес. = 3225,28 руб. 01.04.2003г. – 1722,81 x 4 мес. = 6891,24 руб. 01.08.2003г. – 1860,63 x 8 мес. = 14885,04 руб. За апрель 2004г. – 1986,96 руб. За май 2004г. –1986,96 :31х 5 дн. =320,48 руб. Всего : 41057,55 руб. Расчет пенсии произведен Управлением Пенсионного фонда РФ в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом уплаченных страховых взносов. Размер пенсии определен в соответствии с законом, нарушений при расчете размера пенсии не установлено. Требование Гапонова С.В. об индексации размера пенсии за 2002-2011гг. в соответствии с предусмотренными коэффициентами индексации страховой части не основаны на законе. Индексация пенсии производится в порядке, определяемом ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До 1 января 2010 г. размер базовой части трудовой пенсии индексировался с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определялись Правительством РФ. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период. Корректировка размера страховой части трудовой пенсии по старости осуществляется с учетом страховых взносов. Согласно материалам пенсионного дела, доплата пенсии по решению суда и перерасчет пенсии произведены пенсионным фондом с учетом всех коэффициентов индексаций и корректировок (применены коэффициенты индексации пенсии, ее страховой части, базовой части, расчетного пенсионного капитала с учетом страховых взносов): 01.08.2002г., 01.02.2003г., 01.04.2003г., 01.08.2003г., 01.08.2004г., 01.03.2005г., 01.07.2005г., 01.08.2005г., 01.04.2006г., 01.08.2006г., 01.04.2007г., 10.07.2007г., 01.09.2007г., 01.10.2007г., 01.12.2007г., 01.01.2008г., 01.02.2008г., 01.04.2008г., 01.08.2008г., 01.11.2008г., 01.03.2009г., 01.04.2009г., 01.08.2009г.01.12.2009г., 01.01.2010г., 01.04.2010г., 01.07.2010г., 01.08.2010г., 01.12.2010г., 01.02.2011г., 01.04.2011г., 01.07.2011г. Повторная индексация размера пенсии по коэффициенту индексации страховой части, установленному на дату исполнения решения суда о назначении пенсии с 2002 года, противоречит целям и порядку индексации. Довод истца о необходимости применения коэффициента 2 является необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании им положений ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1. В соответствии со ст.112 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1» О трудовых пенсиях в Российской Федерации» минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий. Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого при выезде указанных граждан указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Минтруда РФ от 17 февраля 2000 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "О порядке пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии были установлены с учетом единых районных коэффициентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Федеральным законом от 24.07.2009г. N213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусмотрено понятие валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав. Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991года. Согласно материалам пенсионного дела расчетный пенсионный капитал был увеличен на 23%, начало использования капитала 01.01.2010г. Повышение расчетного пенсионного капитала произведено в соответствии с законом, нарушений при его расчете не установлено. Судом установлено, что расчет доплаты произведен с учетом перерасчета пенсии, назначенной в 2004 году, на основании расчетного пенсионного капитала, определенного при назначении пенсии по решению суда на 06.05.2002г., а также с учетом пенсии, выплаченной с 06.05.2004г. В представленных сторонами сравнительных расчетах размер выплаченной с 2004 года пенсии не оспаривается сторонами. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно буде произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества( реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено( упущенная выгода). Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 2 ст. 39) и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию. Поэтому в случаях выявления нарушения прав на своевременное получение пенсии, должен быть компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции. Сторонами не оспаривалось, что пенсия за период с 06.05.2002 г. по 06.05.2004 г. была выплачена Гапонову С.В. лишь в июне 2011 года, в связи с чем истцу должны быть возмещены убытки от инфляции путем индексации с применением индексов роста цен на потребительские товары и услуги в Тульской области в следующем размере : Май 2002г. - 1441,15 x 2,950 = 4251,39 руб. Июнь 2002г. – 1441,15 x 2,948 = 4248,51 руб. Июль 2002 г. - 1441,15 x 2,8847 = 4156,28 руб. Август 2002г. – 1570,85 x 2,8848 = 4530,33 руб. Сентябрь 2002г. 1570,85 x 2,901 = 4557,04 руб. Октябрь 2002г. –1570,85 x 2,8701 = 4508,34 руб. Ноябрь 2002г. – 1570,85 x 2,818 = 4423,51 руб. Декабрь 2002г. – 1570,85 x 2,777 = 4362,25 руб. Январь 2003г. – 1570,85 x 2,671 = 4195,74 руб. Февраль 2003г. – 1612,64 x 2,610 = 4208,99 руб. Март 2003г. - 1612,64 x 2,577= 4155,77 руб. Апрель 2003г. – 1722,81 x 2,552 = 4396,61 руб. Май 2003г. – 1722,81 x 2,517 = 4336,31 руб. Июнь 2003г. – 1722,81 x 2,504 = 4313,91 руб. Июль 2003г. 1722,81 x 2,476 = 4265,68 руб. Август 2003г. – 1860,63 x 2,476 =4606,92 руб. Сентябрь 2003г. – 1860,63 x 2,459 = 4575,29 руб. Октябрь 2003г. – 1860,63 x 2,428 = 4517,61 руб. Ноябрь 2003г. – 1860,63 x 2,406 = 4476,68 руб. Декабрь 2003г. – 1860,63 x 2,370 = 4409,69 руб. Январь 2004г. – 1860,63 x 2,337 = 4348,29 руб. Февраль 2004г. – 1860,63 x 2,270 = 4223,63 руб. Март 2004г. - 1860,63 x 2,246 = 4,176,97 руб. Апрель 2004г. – 1986,96 x 2,234 = 4438,87 руб. Май 2004г. – 320,48 x 2,230 = 714,67 руб. Всего : 105399,28 руб. С учетом того, что истцу выплачено 41057,55 руб., в его пользу подлежат взысканию убытки в сумме : 105399,28 – 41057,55 = 64341,73 руб. В соответствии с ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется. В связи с нарушением пенсионных прав Гапонова С.В. на своевременное назначение досрочной пенсии по старости были затронуты его имущественные права, поэтому суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания возмещения морального вреда. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование истца о компенсации морального вреда не основано на законе и удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гапонова С.В. удовлетворить частично. Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области в пользу Гапонова Сергея Владимировича убытки в связи с несвоевременным назначением и выплатой пенсии за период с 06.05.2002г. по 06.05.2004г. в сумме 64341,73 коп. и государственную пошлину в доход государства в сумме 2130,25 руб. В иске Гапонову С.В. к УПФ РФ (ГУ) в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области о взыскании пенсии за период с 06.05.2002 г. по 06.05.2004 г., индексации страховой и базовой частей пенсии, компенсации морального вреда,- отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: