РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 ноября 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Жигулиной М.А., при секретаре Орловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1342/11 по иску Голевой Натальи Ивановны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Голева Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование заявленных требований указала, что будучи награжденной знаком «...», обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако в ответе №... от ... года истице было отказано по тем основаниям, что данный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде. Полагает, что таким решением нарушено ее право. Просила суд признать незаконным решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязав ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» с ... года, а так же взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. В судебном заседании: Истица Голева Н.И. уточнила свои исковые требования, исключив указание на дату присвоения звания «Ветеран труда», а также требование о взыскании судебных расходов. Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что знак «...» отсутствует в перечне государственных наград и почетных званий. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации не относится к органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, а система потребительской кооперации России, не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью, в связи с чем, награждение данным знаком не дает права на присвоение звания «Ветеран труда». Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области не явился, извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Департамента социального развития Тульской области. Выслушав истицу и представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района», исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. В силу ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является стаж, составляющий не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, трудовой стаж Голевой Н.И. по состоянию на ... года составляет ... лет ... месяцев ... дней, что подтверждается справкой ... №... от ... года (л.д.18). Из трудовой книжки Голевой Н.И. следует, что последняя с ... года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ... (л.д. 13-17). На основании постановления Совета Центросоюза Российской Федерации №06-152 от 8.06.2010 года «О награждении работников потребительской кооперации Тульской области в честь Международного Дня кооперативов» за многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации Голева (до брака ...) Н.И. была награждена значком «...», что подтверждается удостоверением №... от ... года (л.д. 19). ... года Голева Н.И. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», представив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района» №... от ... года Голевой Н.И. по результатам рассмотрения ее заявления сообщено, что поданные ею документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ей звания «Ветеран труда». А именно, награда «...» Центрального союза потребительской кооперации Российской Федерации не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 1, п.п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области №797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ (Тульская область) не содержит определения понятия «ведомство» или «ведомственный знак отличия в труде». Как следует из положений ст. ст. 1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации», Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Изложенное свидетельствует о том, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз Российской Федерации. Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства). Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации от 26.07.2002 года «О наградах Центросоюза Российской Федерации» утверждено Положение о значке «...», в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза Российской Федерации, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п. 1 Положения). Награждение значком «...» производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов (п. 2 Положения). В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении значком с указанием даты, номера соответствующего постановления Президиума Совета Центросоюза Российской Федерации (п. 4 Положения). Таким образом, судом установлено, что значок «...» присваивается за заслуги и достижения в труде. В первоначальной редакции Закона Тульской области от 28.02.2007 года №797- ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятого Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 года №43/1867, под «ведомственными знаками отличия в труде» понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым закон конкретизировал понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации. Закон Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ. Произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время. Из ст.ст. 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах», закона Тульской области от 28.01.2007 года №797 - ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Таким образом, учитывая также и положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ... года №... «По жалобе граждан ... и ... на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» и адрес «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в адрес», совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года №2026-ВЯ/4276/1-30, письма Минтруда России от 07.10.1998 года №5635-КС, суд приходит к выводу о том, что применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти не основано на законе, противоречит главной цели Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они выполняли свои трудовые обязанности. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истице звания «Ветеран труда» на момент ее обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении ее права со стороны ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Алексинского района». Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что награждение значком «...» Центросоюза Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем исковые требования Голевой Н.И. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на звание «Ветеран труда», об обязании ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» присвоить звание «Ветеран труда» подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Голевой Натальи Ивановны удовлетворить. Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» от ... года в присвоении Голевой Наталье Ивановне звания «Ветеран труда». Признать право Голевой Натальи Ивановны на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Голевой Наталье Ивановне звание «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Судья: