РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 ноября 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Гусевой Ю.Н., с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Филиппова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1326/11 по иску Ворогущина Николая Александровича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района», Департаменту социального развития Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости РФ, Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда, у с т а н о в и л: Ворогущин Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда, взыскании с ответчика ежемесячной денежной суммы возмещения вреда в размере ... с 01.10.2011 года. В обоснование своих исковых требований указал, что является инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, до 26.09.2011 года ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой 80% трудоспособности с последующим переосвидетельствованием. 26.09.2011 года при очередном переосвидетельствовании ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно с утратой 90% трудоспособности. С 1996 года он получает возмещение вреда, ответчик выплачивал ему ежемесячное возмещение вреда исходя из 80% утраты трудоспособности с учетом индексации. В связи с изменением степени утраты трудоспособности просит взыскать с ответчика в его пользу ежемесячное возмещение вреда здоровью, рассчитанное из утраченного заработка исходя из степени утраты 90% трудоспособности. Определением Алексинского городского суда Тульской области от 31.10.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социального развития Тульской области. Определением Алексинского городского суда Тульской области от 09.11.2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба по труду и занятости РФ, Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области. В судебном заседании: Истец Ворогущин Н.А. не явился, о месте и времени слушания дела судом извещен надлежащим образом, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя Бережнюка В.В. Представитель истца по доверенности Бережнюк В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. исковые требования не признала, указав в обоснование своих возражений, что согласно Закону РФ № 5-ФЗ от 12.02.2001года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1.01.2010 года, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1.01.2011 года размеры компенсаций и иных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выплачивается ежемесячная денежная компенсация следующим образом: инвалидам 1 группы 13188 руб. 79 коп.; инвалидам 2 группы 6594 руб. 41 коп.; инвалидам 3 группы 2637 руб. 75 коп. В настоящее время согласно решению суда от 14.08.2007 года с учетом индексации истцу выплачивается сумма возмещения вреда в размере .... .... В соответствии с постановлениями Правительства РФ данная сумма возмещения вред индексировалась неоднократно. Так с учетом индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2010г. №1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сумма возмещения вреда .... была проиндексирована в 1,065 и на сегодняшний день истец получает .... Данная сумма превышает суммы возмещения вреда указанные в постановлении Правительства РФ от 21.12.2010 года, поэтому считает, что перерасчет утраты трудоспособности не предусмотрен. Просила в удовлетворении требований отказать. Представитель ответчика- Департамента социального развития Тульской области не явился, в адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в иске отказать за незаконностью и необоснованностью. В возражении указал, что исковые требования противоречат статье 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которой четко установлены основания к перерасчету ежемесячной денежной компенсации сумм возмещения вреда в связи с: изменением группы инвалидности; ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Ни одно из названных условий для перерасчета ежемесячной суммы возмещения вреда истцом не соблюдено. Изменение процента утраты профессиональной трудоспособности (в данном случае с 80 % на 90%) как основание к перерасчету определено статьей 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», данная выплата предусмотрена для ежемесячных страховых сумм, назначенных по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Представители ответчиков - Федеральной службы по труду и занятости РФ, Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Тульской области, не явились, извещены, о причинах своей неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения представителя истца по доверенности Бережнюка В.В., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебиной М.Ю., заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Порядок расчета сумм в возмещение вреда здоровью регулируется Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а порядок выплат указанных сумм, являющийся иным правовым институтом, регулируется другим Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Ворогущин Н.А. указывает, что инвалидам, имевшим право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 14 базового Закона до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и выбравшим выплату ежемесячных денежных сумм, определяемых для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, с учетом установления при очередном переосвидетельствовании степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, должно гарантироваться возмещение вреда в полном объеме в соответствии с принципами, закрепленными в ст. ст. 42 и 55 Конституции Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела, Ворогущин Н.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 09.03.1996 года ему была установлена 2 группа инвалидности в связи с радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС с утратой 80% профессиональной трудоспособности, с 26.09.2011 года - 2 группа инвалидности с утратой 90% профессиональной трудоспособности. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.1992 года истец получал возмещение вреда здоровью исходя из заработка в соответствии со степенью утраты трудоспособности. Согласно решению Алексинского городского суда Тульской области от 23.06.2010 года ежемесячное возмещение вреда, рассчитанное исходя из 80% утраты трудоспособности, составило сумму ...., и в таком объеме с учетом индексации исполняется до настоящего времени. 18.06.1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.07.1995 года, действовавшей до 15.02.2001 года, гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнении в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года №11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка обеспечения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия. При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью. Из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14, абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 базового Закона в редакции от 12.02.2001 года в их нормативном единстве с ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года. Поскольку данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, то, исходя из порядка исчисления сумм возмещения вреда, причитающихся истцу, их размер зависит от степени утраты трудоспособности и может быть пересчитан при изменении этих обстоятельств. Принимая во внимание, что 26.09.2011 года Ворогущину Н.А было установлено увеличение утраты профессиональной трудоспособности до 90%, а также учитывая, что истец получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться. Расчет суммы, произведенный истцом, проверен судом и сомнений в своей правильности не вызывает, и не оспаривается представителем ответчика. Требование истца о перерасчете сумм возмещения вреда с 01.10.2011 года соответствует положениям ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в действующей редакции, согласно которой выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно п. 7 которого, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Судом установлено, что с заявлением о перерасчете размера ежемесячной денежной суммы в связи с изменением процента утраты трудоспособности истец обратился 28.09.2011 года, в связи с чем, перерасчет размера ежемесячной денежной суммы в силу вышеприведенных норм должен быть произведен с 01.10.2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Ворогущина Николая Александровича удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с 01.10.2011 года назначить и выплачивать Ворогущину Николаю Александровичу за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда здоровью в размере ...., индексируя ее в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Судья