Дело № 2-1443, решение от 1 декабря 2011 года.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Лизговко И.В.

при секретаре Галтакове Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1443/11 по иску Берестовой Элеоноры Евгеньевны к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Алексинский родильный дом» о взыскании недополученной суммы среднего заработка отпускных,

установил:

Берестова Э.Е. обратилась в суд с иском к МУЗ «Алексинский родильный дом» о взыскании недополученной суммы среднего заработка отпускных.

В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что она в соответствии с приказом ... от 01.08.1996 года работает в должности врача акушера-гинеколога в МУЗ «Алексинский родильный дом» г.Алексина Тульской области.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», с января 2006 года она получает доплату за медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности и родов. Данная доплата, начиная с момента вступления в законную силу постановления Правительства РФ, не включается в среднюю заработную плату при исчислении отпускных сумм. Указанная доплата является доплатой стимулирующего характера, осуществляется в рамках трудовых отношений, является частью заработной платы истца.

В 2007, 2008, 2009 годах истице были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска. При оплате отпуска, в среднем заработке, исходя из которого выплачиваются отпускные, не были учтены указанные дополнительные выплаты, в связи с чем сумма, причитающаяся истцу при оплате дней отпуска, была выплачена не в полном объеме.

В МУЗ «Алексинский родильный дом» принято Положение о распределении средств, полученных по родовым сертификатам, подписанное главным врачом и председателем первичной организации профсоюза. Положение регулирует распределение части заработной платы, полученной работниками за оказание услуг по медицинской помощи, а потому указанные выплаты входят в систему оплаты труда, применяемой в МУЗ «Алексинский родильный дом».

Считает, что выплата по родовым сертификатам является выплатой стимулирующего характера, поскольку она распределяется в процентном отношении от общего количества средств, полученных по родовым сертификатам и зависит от качества работы при оказании медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, включена в систему оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения.

Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями ФСС РФ, расходуются учреждениями, в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период родов, на оплату труда медицинских работников. Указанные выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются частью заработной платы средств по родовым сертификатам, распределение


производится на заседании членов профсоюзного комитета и оформляется Протоколами.

Заработная плата истице, включая дополнительные выплаты, выплачивается работодателем МУЗ «Алексинский родильный дом». Данные выплаты предусмотрены рамками национального проекта «Здоровье», задачами данного проекта является повышение уровня квалификации врачей, повышение уровня оплаты труда врачей. Повышение уровня оплаты труда в виде дополнительных ежемесячных выплат за выполнение государственного задания в данном случае производится в рамках обычных трудовых отношений между истцами и ответчиком.

Нормами трудового права, положениями нормативных актов о распределении средств на оплату услуг муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, предусмотрено, что выплаты медицинским работникам, производимые в связи с оказанием вышеперечисленных услуг, должны учитываться для расчета среднего заработка в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 236 ТК РФ и ст.ст. 194, 195 ГПК РФ просит суд взыскать с МУЗ «Алексинский родильный дом» в ее пользу недополученную сумму среднего заработка отпускных в сумме 26304 руб. 95 коп.

В судебном заседании:

Истица Берестова Э.Е. поддержала заявленные исковые требования и уточнила их, просила взыскать недополученную сумму среднего заработка отпускных в сумме 26304 руб. 95 коп. с МБУЗ «Алексинский родильный дом».

Представитель ответчика МБУЗ «Алексинский родильный дом» по доверенности Миляев В.В. в судебном заседании исковые требования Берестовой Э.Е. не признал, просил отказать в их удовлетворении.

В судебное заседание представителем ответчика представлен устав муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Алексинский родильный дом», утвержденного постановлением администрации МО Алексинский район от 17.11.2011 года ..., зарегистрированного межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области, выданы свидетельства о государственной регистрации 21.10.2002 года ОГРН ... и 25.11.2011 года ГРН ....

Согласно п. 2.1. устава муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Алексинский родильный дом» образовано путем изменения типа муниципального учреждения здравоохранения Алексинский родильный дом» в соответствии с постановлением администрации МО Алексинский район от 28.02.2011 года № 301 «Об изменении типа муниципальных учреждений муниципального образования Алексинский район, и является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения.

Трудовые отношения у истицы с ответчиком сохранены, что подтверждается записями в трудовой книжке Берестовой Э.Е.

В связи с чем суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Алексинский родильный дом».

Выслушав объяснения участников процесса, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 243-ФЗ от 29.12.2006 года «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год»


(далее ФЗ РФ №243-Ф3 от 29.12.2006 года) установлено, что Фонд в 2007 году направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 18 697 943,3 тыс. рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно ч. 1, 4 ст. 19 ФЗ РФ № 243-Ф3 от 29.12.2006 года установлено, что Фонд в 2007 году за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» в сумме 14 500 000 тыс. рублей, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3,0 тыс. рублей, а в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 1,0 тыс. рублей за каждого ребенка.

Финансирование расходов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 869 от 30.12.2006 года

В силу п. 9 указанных Правил порядок и условия расходования указанных средств утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Так приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 50 от 19.01.2007 года утвержден Порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее Порядок), который регулировал условия и порядок расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям


здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.

Согласно п. 6, 7 Порядка, утвержденного приказом № 50 от 19.01.2007 года распределение средств на оплату услуг осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании приказа по учреждению здравоохранения. Средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением № 2, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с Положением об оплате труда.

В свою очередь приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 51н от 05.02.2008 года был утвержден Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, который регулировал правила расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ (далее - учреждения здравоохранения), по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (далее - средства на оплату услуг).

Согласно п. 2 Порядка, утвержденного приказом № 51н от 05.02.2008 года расходование средств на оплату услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни.

Из п.6 Порядка, утвержденного приказом № 51н от 05.02.2008 года следует, что средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением № 2, а также между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на


диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.

Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 51н от 05.02.2008 года утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ № 72н от 01.02.2011 года, утвердившего новый порядок, правила которого не распространяются на период до его введения в действие.

В соответствии со справкой МУЗ «Алексинский родильный дом» № б/н Берестова Э.Е. работает в МУЗ «Алексинский родильный дом» в должности врача -акушера - гинеколога с 01.08.1996 года (приказ ... от 01.08.1996 года) по настоящее время.

Из ч.1 ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Положением «Об особенностях исчисления средней заработной платы» утвержденным постановлением Правительства РФ № 213 от 11.04.2003 года, были определены особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее именуется - средний заработок). Для расчета среднего заработка учитывались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007 года было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 года № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и утверждено Положение «Об особенностях исчисления средней заработной платы», которым установлены особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - средний заработок). Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из ст. 136 ТК РФ следует, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.


Так в судебном заседании установлено, что выплата средств, получаемых работниками МУЗ «Алексинский родильный дом» в связи с оказанием медицинских услуг женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, ежемесячно производятся на основании приказа главного врача как часть заработной платы, что также подтверждается расчетными листками за март, июнь 2008 года, март, октябрь 2009 года, где данная выплата указана как часть заработной платы.

Кроме того, заочным решением мирового судьи судебного участка № 2 Алексинского района Тульской области от 29.09.2008 года, вступившим в законную силу 17.10.2008 года по гражданскому делу № 2-431/08 иск Берестовой Э.Е. о взыскании недополученных сумм среднего заработка отпускных был удовлетворен в полном объеме, с МУЗ «Алексинский родильный дом» в пользу Берестовой Э.Е. взыскана недополученная сумма среднего заработка отпускных в сумме 10323 руб.53 коп.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы, на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Из справки МУЗ «Алексинский родильный дом» следует, что произведен перерасчет средней заработной платы Берестовой Э.Е. за период с ноября 2007 года по октябрь 2009 года с учетом выплат, полученных от оказания медицинских услуг женщинам в период беременности и родов, который составляет всего 26304, 95 рублей.

В свою очередь из пояснений сторон и представленных доказательств, следует, что заработная плата истице, включая дополнительные выплаты, выплачивается ответчиком.

При этом сторонами трудовых отношений не оговариваются источники формирования заработной платы истца, финансирование дополнительных расходов


учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника, должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе средств обязательного медицинского страхования.

Кроме того, данные выплаты предусмотрены рамками национального проекта «Здоровье», задачами данного проекта является повышение уровня квалификации врачей, повышение уровня оплаты труда врачей.

Суд считает, что повышение уровня оплаты труда в виде дополнительных ежемесячных выплат за выполнение государственного задания в данном случае производится в рамках обычных трудовых отношений между истцом и ответчиком.

Доводы ответчика, что выплаты работникам учреждений здравоохранения за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период осуществляются не в рамках трудовых отношений безосновательны, поскольку оплата государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения вышеперечисленных услуг изначально предназначена в том числе для оплаты труда работников учреждений здравоохранения за выполнение ими перечисленных услуг в рамках трудовых отношений с ответчиком в течение установленного времени.

Суд признает требуемую истицей сумму обоснованной, поскольку правильность представленного Берестовой Э.Е. расчета невыплаченных сумм среднего заработка сомнений не вызывает, указанные в расчете суммы признаны и не оспариваются представителем ответчика.

Таким образом, проанализировав нормы трудового права, положения нормативных актов о распределении средств на оплату услуг муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, суд пришел к выводу о том, что выплаты медицинским работникам, производимые в связи с оказанием вышеперечисленных услуг, должны учитываться для расчета среднего заработка в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в связи с чем, исковые требования Берестовой Э.Е. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с изложенным суд считает, что госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика.

Исходя из положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию, составляет 989 рублей 15 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Берестовой Элеоноры Евгеньевны удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Алексинский родильный дом» в пользу Берестовой Элеоноры Евгеньевны недополученную сумму среднего заработка при начислении отпускных за период с 2007 по 2009 годы в размере 26304 рублей 95 копеек.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Алексинский родильный дом» в доход государства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 989 рублей 15 копеек.

Решение может быть обжаловано в 10 (десятидневный) срок в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Алексинский городской суд Тульской области.

Судья