РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Лизговко И.В., при секретаре Галтакове Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1558/11 по иску Панина Сергея Вячеславовича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на звание «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение, у с т а н о в и л: Панин С.В., проходя службу в Государственном учреждении «4 отряд Федеральной противопожарной службы по Тульской области», имея выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, и ведомственную медаль обратился к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что общий трудовой стаж заявителя не соответствует требованиям закона от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Не согласившись с отказом, Панин С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» (далее по тексту – ГУ ТО «УСЗН Алексинского района») о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на звание «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» с момента вступления решения суда в законную силу и выдать соответствующее удостоверение. В обоснование своих требований сослался на то, что в его случае выполнены условия, предусмотренные законом для возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку в соответствии с положениями ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он имеет право на назначение пенсии за выслугу лет, а также награжден медалями. В судебном заседании: Истец Панин С.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика ГУ Тульской области «УСЗН Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28.02.2007 года принят закон Тульской области № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1.01.2002 года Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью, причем действие данного Закона от 20.11.1990 года № 340-1 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в трудовой стаж засчитывается военная служба, а также другая приравненная к ней служба, предусмотренная Законом от 12.02.1993 года № 4468-1, после 1.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Считает, что заявленные истцом требования являются не основанными на законе. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Согласно ст. 1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». Судом установлено, что Панин С.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой Государственного учреждения «4 отряд федеральной противопожарной службы по Тульской области» № ... от 22.11.2011 года, согласно которой общий трудовой стаж по состоянию на ... составляет 23 года 01 месяц 13 дней, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 21 год 06 месяцев 05 дней (л.д. 12). За время службы Панин С.В. приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий награжден медалью «За отличие в службе» II степени (приказ № ...). Таким образом, Панин С.В. награжден ведомственным знаком отличия, что ответчиком не оспаривалось. В ноябре 2011 года Панин С.В. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» № П-364 от 02.12.2011 года Панину С.В. по результатам рассмотрения его заявления сообщено, что поданные им документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ему звания «Ветеран труда». А именно, военная служба в силу положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит включению в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10, 11 названного закона, п. 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий». Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Военнослужащие отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие», ст. 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 5 закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении его права со стороны ГУ ТО «УСЗН Алексинского района». Согласно п. 2 постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и приведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Панина С.В. о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на звание «Ветеран труда» и получение соответствующего удостоверения, об обязании ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Панина Сергея Вячеславовича удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» от 02 декабря 2011 года об отказе в присвоении Панину Сергею Вячеславовичу звания «Ветеран труда». Признать право Панина Сергея Вячеславовича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Панину Сергею Вячеславовичу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение десяти дней. Судья: