20 декабря 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Стрыгиной Л.А., при секретаре Сурковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1384/11г. по иску Алексинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района, администрации муниципального образования Алексинского района об обязании администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области организовать обеспечение жителей с. Першино Алексинского района Тульской области централизованным водоснабжением, установил: Алексинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района об обязании администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области организовать обеспечение жителей с. Першино Алексинского района Тульской области централизованным водоснабжением. В обоснование исковых требований указал, что Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка коллективного обращения жителей с. Першино Алексинского района по вопросу бездействия органов местного самоуправления по водоснабжению села и установлено следующее. Водоснабжение жителей с. Першино Алексинского района в силу закона должно организовываться должностными лицами органа местного самоуправления муниципального образования Авангардское. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 213б-р утверждена «Концепция устойчивого развитая сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», которой определены основные цели государственной аграрной политики, в частности, устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения. Реализацию основных направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять до 2013 года, в том числе в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года, № 858, с учетом ее пролонгации до 2013 года. Согласно Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» основными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально – экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение. Программа помимо прочего, предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению населенных пунктов, расположенных в сельской местности: строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения; монтаж и введение в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды. Приложение № 10 к Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» предусматривает инвестиционные мероприятия, срок исполнения которых 2008 – 2013 года» а именно: введение в действие локальных водопроводов; централизованное водоснабжение домов (квартир); создание водоохранных зон водозаборов. Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств Федерального бюджета, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств внебюджетных источников. Ответственными исполнителями, в том числе, являются органы местного самоуправления. Администрацией муниципального образования Авангардское Алексинского района не принято мер по организации водоснабжения с. Першино Алексинского района. Как установлено проверкой, постановлением главы администрации Алексинского района № 2245 от 30.07.2007 года было разрешено производство проекто-изыскательных работ для реконструкции сетей водоснабжения жилых домов с. Першино муниципальное образование Авангардское Алексинского района, а также утвержден акт комиссии по выбору земельного участка и определению возможности реконструкции сетей водоснабжения. Подготовка проектно-сметной документации была начата жителями села в 2007 году за счет средств населения. Заказчиком проектно-сметной документации по договору № 44 пр-07 от 06.11.2007 года с ООО «Газстройпроект» являлась представитель жителей Карпова В.С. Денежные средства в бюджете муниципального образования Авангардское на организацию водоснабжения с Першино не предусматривались. Проектно-сметная документация на реконструкцию сетей водоснабжения с. Першино не прошла государственную экспертизу в Автономном учреждении Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» по причине отсутствия дополнительных документов, о чем письмом от 17.04.2008 года № 112 вышеуказанная организация сообщила заказчику. Как следует из письма департамента сельского хозяйства Тульской области от 13.07.2011 года, формирование мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности осуществляется на основании бюджетных заявок муниципальных образований при наличии проектно-сметной документации, прошедшей необходимые экспертизы и утвержденной в установленном порядке. Финансовые средства на реализацию вышеуказанных мероприятий выделяются в виде субсидии бюджетам на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объекты капитального строительства собственности муниципальных образований) при обязательном условий софинансирования местного бюджета внебюджетных источников. Администрацией муниципального образования Авангардское заявки на участие в долгосрочной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» в департамент сельского хозяйства Тульской области не направлялись. Должностными лицами администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района требования действующего законодательства в части принятия мер по вопросу организации в с. Першино Алексинского района централизованного водоснабжения должным образом не исполняются. Функция защиты прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, фактически органом местного самоуправления не осуществляется. Неисполнение требований законодательства по организации в пределах территории поселения муниципального образования Авангардское Алексинского района и в частности с. Першино Алексинского района централизованного водоснабжения недопустимо, поскольку нарушаются жилищные права потребителей коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Отсутствие водоснабжения может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей из-за возникновения и распространения заболеваний, экологической безопасности, наступлению иных общественно-опасных последствий. Определением судьи от 22.11.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Алексинский район Тульской области. Определением судьи от 22.11.2011 года к производству Алексинского городского суда Тульской области принято уточненное исковое заявление, в котором Алексинский межрайонный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области подготовить проектно-сметную документацию по реконструкции сетей водоснабжения с. Першино и провести государственную экспертизу соответствующей проектно-сметной документации. Предусмотреть в бюджете денежные средства на мероприятия, направленные на организацию водоснабжения с. Першино Алексинского района. Направить бюджетную заявку на участие в долгосрочной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» в департамент сельского хозяйства Тульской области с целью получения субсидий на реконструкцию системы водоснабжения с. Першино Алексинского района. Определением судьи от 14.12.2011 года к производству Алексинского городского суда Тульской области принято уточненное исковое заявление, в котором Алексинский межрайонный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Авангардское Алексинского района направить заявку на участие в Программе «Социальное развитие села до 2012 года» в администрацию муниципального образования Алексинский район с целью получения субсидии на реконструкцию системы водоснабжения с. Першино Алексинского района Тульской области, обязать администрацию муниципального образования Алексинский район обратиться с заявкой в департамент сельского хозяйства Тульской области на участие в долгосрочной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Определением Алексинского городского суда Тульской области от 20.12.2011 года принят отказ истца Алексинской межрайонной прокуратуры от исковых требований в администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области. В судебном заседании представитель истца Алексинского межрайонного прокурора Власова К.А. уточнила исковые требования просила обязать администрацию муниципального образования Авангардское Алексинского района направить заявку в администрацию муниципального образования Алексинский район на участие в Программе «Социальное развитие села до 2012 года» в течение 30 дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта реконструкции системы водоснабжения села Першино Алексинского района Тульской области с целью получения субсидии. Представитель ответчика – глава администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области Савенкова О.И. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан в интересах неопределенного круга. Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования Авангардское Алексинского района не принимаются надлежащие меры по организации в пределах поселения вопроса местного значения, а именно организации центрального водоснабжения в с. Першино Алексинского района Тульской области, прокурор района обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от i6.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в частности организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» основными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально – экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение. Приложение № 10 к Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» предусматривает инвестиционные мероприятия, срок исполнения которых 2008 – 2013 года» а именно: введение в действие локальных водопроводов; централизованное водоснабжение домов (квартир); создание водоохранных зон водозаборов. Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств Федерального бюджета, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств внебюджетных источников. Ответственными исполнителями, в том числе, являются органы местного самоуправления. Предоставление средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предусмотренными положением № 17. Согласно приложению № 17 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности формирование мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности осуществляется на основании бюджетных заявок муниципальных образований при наличии проектно-сметной документации, прошедшей необходимые экспертизы и утвержденной в установленном порядке. Финансовые средства на реализацию вышеуказанных мероприятий выделяются в виде субсидии бюджетам на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объекты капитального строительства собственности муниципальных образований) при обязательном условии софинансирования местного бюджета и внебюджетных источников. Как усматривается из материалов дела, Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка коллективного обращения жителей с. Першино Алексинского района по вопросу бездействия органов местного самоуправления по водоснабжению села. Водоснабжение жителей с. Першино Алексинского района в силу закона должно организовываться должностными лицами органа местного самоуправления муниципального образования Авангардское. Администрацией муниципального образования Авангардское Алексинского района не принято мер по организации водоснабжения с. Першино Алексинского района. Как установлено проверкой, постановлением главы администрации Алексинского района № 2245 от 30.07.2007 года было разрешено производство проекто-изыскательных работ для реконструкции сетей водоснабжения жилых домов с. Першино муниципальное образование Авангардское Алексинского района, а также утвержден акт комиссии по выбору земельного участка и определению возможности реконструкции сетей водоснабжения. Подготовка проектно-сметной документации была начата жителями села в 2007 году за счет средств населения. Заказчиком проектно-сметной документации по договору № 44 пр-07 от 06.11.2007 года с ООО «Газстройпроект» являлась представитель жителей Карпова В.С. Проекстно-сметная документация на реконструкции сетей водоснабжения с. Першино не прошла государственную экспертизу в Автономном учреждении Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» по причине отсутствия дополнительных документов, о чем письмом от 17.04.2008 года № 112 вышеуказанная организация сообщила заказчику. Как следует из письма департамента сельского хозяйства Тульской области от 13.07.2011 года, формирование мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности осуществляется на основании бюджетных заявок муниципальных образований при наличии проектно-сметной документации, прошедшей необходимые экспертизы и утвержденной в установленном порядке. Должностными лицами администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района требования действующего законодательства в части принятия мер по вопросу организации в с. Першино Алексинского района централизованного водоснабжения должным образом не исполняются. При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области об обязании направить заявку в администрацию муниципального образования Алексинский район на участие в Программе «Социальное развитие села » в течение 30 дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта реконструкции системы водоснабжения села Першино Алексинского района Тульской области с целью получения субсидии, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Алексинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Авангардское Алексинского района Тульской области направить заявку в администрацию муниципального образования Алексинский район на участие в Программе «Социальное развитие села » в течение 30 дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта реконструкции системы водоснабжения села Першино Алексинского района Тульской области с целью получения субсидии. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья