21 декабря 2011 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Миначевой В.Ф., при секретаре Кривицкой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1394/11 по иску Инкиной Ирины Анатольевны, Инкина Евгения Павловича к Степовому Василию Николаевичу, администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района об обязании произвести определенные действия, установил: Инкина И.А. и Инкин Е.П. обратились в суд с иском к Степовому В.Н., администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района об обязании произвести определенные действия, а именно: обязать администрации определить возможное размещение выгребной ямы, обслуживающей домовладение Степового ВН., расположенное по адресу: .., в соответствии с законодательством РФ, то есть на расстоянии не менее 8 метров от границ домовладения по адресу: .., и выдать разрешение на ее размещение в указанном месте, и обязать Степового В.Н. демонтировать выгребную яму, переместив на место, определенное администрациями. В обоснование заявленных требований указали на то, что они являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ... Собственниками придомовой территории со стороны улицы является администрация муниципального образования Алексинский район. На данной придомовой территории, в непосредственной близости от их домовладения на расстоянии 2м 50 см от границ дома и 8м 40 см от стены дома, расположена выгребная яма, сооруженная ответчиком и обслуживающая непосредственно домовладение Степового В.Н. Считают, что в силу ст. 209 ГК РФ Степовой В.Н. был не вправе определять порядок пользования придомовой территорией, поскольку не является ее собственником. Выгребная яма возведена в нарушение существующих строительных нормативов в непосредственной близости от их дома, в результате чего истцы испытывают неудобства от исходящего из выгребной ямы неприятного запаха. При переполнении выгребной ямы нечистоты перетекают на их земельный участок, так как он расположен под уклон от выгребной ямы к дому. Сооружением выгребной ямы ответчик существенно нарушил их права, предусмотренные ст. ст.40, 41 Конституции РФ. Существенность нарушения градостроительных и строительных норм и правил обусловлена тем, что сохранение выгребной ямы в непосредственной близости от их дома и земельного участка создает угрозу жизни и здоровью, нарушает санитарно – эпидемиологическую обстановку на местности. Решением администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района Степовому В.Н. было рекомендовано перенести на допустимое расстояние выгребную яму. Место расположение выгребной ямы нарушает параметры размещения данного сооружения, установленные подпунктами 2.3.1 и 2.3.2 п. 2.3 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарных правил содержания территорий населенных мест» и, как следствие, права и интересы истцов. Поскольку в добровольном порядке Степовой В.Н. не хочет демонтировать спорную выгребную яму для переноса ее в другое место, для приведения ее размещения в соответствии с нормами и правилами, то считают, что в этом случае возможное место размещения выгребной ямы должны определять представители администраций. В судебном заседании: Истец Инкин Е.П. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанном в иске, просил удовлетворить. Истец Инкина И.А. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя адвоката Картышевой Н.А. Ранее в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представитель истцов по ордеру адвокат Картышева Н.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что в 2010 году истцы приобрели жилой дом с земельным участком по адресу: .., .., ... При благоустройстве земельного участка обнаружилось, что в непосредственной близости от окон дома находится выгребная яма, которая расположена на расстоянии менее 8 метров, это истцы определили визуально, без использования технических средств измерения. Выгребная яма представляет собой насыпной бугор. Проблема состоит в том, что в летний период от выгребной ямы идет очень неприятный запах и жидкость из нее стекает под окна дома истцов. Истцы обращались в санитарную эпидемиологическую станцию, для решения вопроса по поводу выгребной ямы. Главный государственный санитарный врач в .. и ..х .. ответила письмом, что этот вопрос может решить администрация города. Истцы обратились за разрешением указанного вопроса в администрацию в июле 2011 года. С администрации в адрес ответчиков было направлено письмо с рекомендацией перенести выгребную яму на расстояние 15 м. На сегодняшний день выгребная яма находится на прежнем месте. Пункт 2.3 Санитарных норм и правил № 42-128-4690-88 закрепил положение о сборе жидких отходов. Подпункт 2.3.2 поясняет, что дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок игр для детей и отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. При конфликтной ситуации, когда стороны не могут договориться и определить место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных советов. Администрация МО город Алексин Алексинского района должна была выйти на место и составить акт о наличии выгребной ямы и место ее расположения. При наличии нарушений определить возможное место переноса выгребной ямы. Но администрация данных действий не выполнила. Истцы самостоятельно определить место возможного переноса выгребной ямы не могут. Данная выгребная яма не находится ни на земельном участке истцов, ни на земельном участке ответчиков. Земельный участок, на котором находится выгребная яма, находится в муниципальной собственности - администрации МО Алексинский район. Истцы уверены, что расстояние от выгребной ямы до окон дома составляет менее 8 метров, в материалах дела имеется акт межведомственной комиссии, где указано, что расстояние 5 метров до .., в ... Следовательно правила СанПиН нарушены, администрация не определяет возможное место переноса выгребной ямы. Истцы на данный момент не могут проживать в этом доме. СанПин в п. 2.2. «сбор твердых бытовых отходов» содержит положение о временном режиме, этот пункт можно применить к настоящей ситуации по аналогии. Считает, что можно определить место для переноса выгребной ямы. Считает, что с учетом требований Приказа Минземстроя РФ «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ» № 37 от 04.08.1998года, под домовладением понимается жилой дом с надворными постройками, находящие на обособленном земельном участке, то есть выгребная яма должна находиться на расстоянии более 8 м от земельного участка, а не жилого дома. При учете положений данного документа, в настоящее время выгребная яма ответчика Степового В.Н. расположена менее чем на расстоянии 3 м. Также установлено, что выгребная яма не герметична, чем нарушены нормы обустройства ямы, то есть нарушаются санитарно-эпидемиологические условия. Выгребная яма должна находиться на территории домовладения ответчика Степового В.Н. Ответчик Степовой В.Н. и его представитель по доверенности Иванова О.В. заявленные требования не признали. В своих возражениях Степовой В.Н. указал, что домовладение ... по .. было построено в 1959 году. Его собственником был отец ответчика .., который умер в 1999 году. Спорная выгребная яма была возведена в 1984 году при сооружении постоянного водопровода по согласованию с Управлением ВКХ ... На момент возведения выгребной ямы допускалось ее вынесение за пределы домовладения, согласующими органами проект водопровода и канализации был одобрен. В момент возведения выгребной ямы границы земельного участка домовладения ... по .. были иными. Как видно из ситуационных планов по состоянию на 30.03.1999 года, разбивочного чертежа по состоянию на 28.03.2006 год, границы домовладения истцов существенно отличались от существующих в настоящий момент. С 1999 года по 2004 год собственником домовладения ... являлась мать ответчика, которая приняла наследство после смерти своего мужа в том виде, которое есть в настоящий момент. Степовой В.Н. является собственником домовладения ... по .. с 2007 года. Какого – либо переустройства существующей системы с момента возведения не проводилось. Истцы приобрели домовладение ... по .. в августе 2010 года. С соответствующей границей дома и прилегающей территорией были ознакомлены до приобретения. В соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет. Решением администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района ... ЖКХ от 22.07.2011года, направленным в его адрес было постановлено принять меры для переноса выгребной ямы на указанное в нормативных документах расстояние. При этом в решении ссылаются на ст. 2.12 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство», который утратил законную силу с 20.05.2011 года. Анализируя СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство», он пришел к выводу, что в указанном документе ст. 2.12 не соответствует действительному содержанию документа, на который ссылается администрация. На протяжении существования выгребной ямы более 27 лет, никаких замечаний о нарушении санитарного благополучия предъявлено не было. Недалеко от выгребной ямы находится водораспределительная колонка, 1 раз в месяц МУП «ВКХ» .. проводят пробы воды на соответствие биологическим и санитарным показателям, вода пригодна для питья. Кроме того, согласно письму администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района №... от 25.07.2011год следует, что канализационная труба, ведущая от .., к выгребной яме, герметична и не представляет угрозу централизованному водоснабжению, так как водопроводная система проходит на допустимом расстоянии от канализационной трубы. Очистка выгребной ямы производится регулярно. Выгребная яма состоит из железобетонных колец диаметром 2 метра и высотой 1 метр 20 см. рассчитана на 8 кубических метров. Выгребная яма не предусматривает жесткого дна, но дно насыпается щебень и поэтому стоки не поступают на земельный участок. Считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска. При этом Иванова О.В. пояснила, что против демонтажа выгребной ямы возражает. Яма была построена на этом месте 27 лет назад в 1984 году. В то время, когда строилась эта яма, то разрешения для ввода не требовалось. Возвести выгребную яму на территории домовладения ..., не представляется возможным, так как расстояние между домовладениями менее 8 м и для откачки отходов из выгребной ямы нужен подъезд машины, на огороде для этого места нет. Расстояние от выгребной ямы необходимо измерять до стены жилого дома. Расширительное толкование Приказа Минземстроя РФ № 37 от 04.08.1998года, как это представил представитель истцов, что под домовладением понимается включающий в себя и земельный участок, и необходимо замеры производить от земельного участка истцов, считает незаконным. Представитель ответчика администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности Мухашова О.С. исковые требования не признала. При этом пояснила, что на момент строительства выгребной ямы администрация существовала одна, не было разделения на две. В 1984 году выгребная яма была построена, и было достигнуто согласие с соседями. Выгребная яма расположена от .. в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 на расстоянии более 8 метров. Права истцов не нарушаются, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Представитель ответчика администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района по доверенности Ханин К.А. исковые требования не признал. При этом пояснил, что действительно до 1984 года никаких разрешений на строительство выгребных ям и предписаний о сносе не было. Согласие соседей было на строительство данной выгребной ямы. В настоящее время, исходя из действующих правил и законов, выгребная яма незаконна, но в то время разрешений и не требовалось. Выгребные ямы строились самовольно, если не было возражений соседей. Администрация города не дает разрешения на строительство выгребных ям, а только дает разрешение на ввод их в эксплуатацию. Выгребная яма расположена от .. в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 на расстоянии более 8 метров. Выслушав участвующих в деле лиц, допросив специалиста, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Инкина И.А. и Инкин Е.П. являются собственниками по 1/2 за каждым домовладения и земельного участка общей площадью 828 кв.м, расположенных по адресу: .., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.08.2010 года серии ... ..., ..., ..., .... Из пояснений ответчика следует, что домовладение ... по .. было построено в 1959 году. Его собственником был отец ответчика .., который умер в 1999 году. Спорная выгребная яма была возведена в 1984 году при сооружении постоянного водопровода по согласованию с Управлением ВКХ .., что подтверждается заявлением-обязательством .. от 12.10.1984года (л.д.54). Ответчик является собственником домовладения ... по .. и земельных участков общей площадью 642 кв.м с 22.02.2007года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (серия ... №..., ...). Переустройства существующей системы водоснабжения, а также выгребной ямы с момента возведения не проводилось. Как видно из ситуационных планов по состоянию на 30.03.1999 года, разбивочного чертежа по состоянию на 28.03.2006 год, границы домовладения истцов существенно отличались от существующих в настоящий момент. Истцы просят демонтировать выгребную яму и перенести ее в другое место, определенное администрациями Алексинский район и город Алексин Алексинского района. Суд считает, данные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Исходя из указанной нормы, следует, что условием для удовлетворения таких требований является нарушение прав собственника, в данном случае – истцов, а само по себе, несоответствие места расположения сооружения имеющимся нормативам не может быть признано достаточным основанием для его сноса. В ходе проверки обращения Инкина Е.П. администрацией МО г. Алексин Алексинского района в пределах своей компетенции установлено, что канализационная труба, ведущая от .., к выгребной яме, герметична и не представляет угрозу централизованному водоснабжению, так как водопроводная система проходит на допустимом расстоянии от канализационной трубы. Очистка выгребной ямы производится регулярно (л.д. 13). Указанное выше подтверждается актом межведомственной комиссии от 01.12.2011 года, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района ... от 02.12.2011года, что выгребная яма переливной системой канализационных стоков не оборудована, канализационные стоки из выгребной ямы на участок, прилегающий к дому ... по .. не поступают (л.д.50-51). Решением Алексинского городского суда Тульской области от 08.09.2011года установлено, что направленное письмо с рекомендацией администрации МО г. Алексин Алексинского района о переносе выгребной ямы на допустимое расстояние от домовладения ... по .. (истцов) не менее 15 метров, налагает на Степового В.Н. лишь обязанность рассмотреть его, позволяет в случае несогласия с представлением представить ответ о таком несогласии. Каких-либо обязательных для исполнения требований письмо в оспариваемой заявителем части не содержит. В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" ( далее нормы СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (пункт 2.З.1.). На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов (пункт 2.3.2.). От проведения судебной строительно-технической экспертизы истцы отказались. Кроме того, в ходе выездного судебного заседания при осмотре выгребной ямы, производстве замеров соответствия выгребной ямы нормам СанПиН 42-128-4690-88 было установлено. Расстояние от угла дома истцов до выгребной ямы равняется 8 м 40 см. Истцы не проживают в доме, так как требуется его реконструкция. Выгребная яма в глубину имеет более 3 м. На глубине 2, 5 м располагаются бетонные кольца. Перекрытие ямы произведено из железобетонной арматуры, которая имеет люк, закрывающийся на уровне земли чугунной крышкой. Нечистоты находятся ниже чем 0,35 м от поверхности земли. В судебном заседании были допрошены специалисты ... начальник отдела по градостроительству и архитектуре администрации МО .. и ... специалист эксперт отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .. (Управление Роспотребнадзора по ..). ... пояснил, что выгребная яма расположена на придомовой территории, принадлежащей администрации муниципального образования Алексинский район. Замеры соответствия расстояния расположения выгребной ямы от домовладения истцов производилось метровой рулеткой. При замере по воздуху было установлено расстояние около 5 метров от .. до выгребной ямы, которые и были указаны в акте от 01.12.2011года. При замерах по земле получалось более 5 метров, но данное не зафиксировано. Он не правомочен решить вопрос о сносе или переносе выгребной ямы. ... пояснила, что по СанПиН 42-128-4690-88 выгребная яма должна представлять собой герметичный выгреб с плотно закрывающейся крышкой с подъездом специализированного транспорта для откачки стоков. По нормам СанПиН 42-128-4690-88 выгребная яма должна располагаться на расстоянии 8-10 метров от дома. Замеры производил представитель из отдела по градостроительства и архитектуры администрации МО город Алексин Алексинского района метровой рулеткой от выгребной ямы до угла ... Сроки годности для эксплуатации выгребной ямы не установлены. Дворовая уборная и выгребная яма понятия равнозначные. На практике расстояние замеряют от жилого дома, а не от границ земельного участка. Осмотр выгребной ямы производили визуально, только сверху, сказать о герметичности выгребной ямы не представляется возможным, поскольку на момент осмотра она была закрыта. Поступают ли стоки из выгребной ямы на прилегающую территорию .. ответить не может, поскольку эти пункты оценивал представитель отдела градостроительства и архитектуры администрации МО горд Алексин Алексинского района. Для того чтобы стоки не уходили в землю и строится выгребная яма, и она должна обустраиваться септиками, но септики для частных домовладений не предусмотрены. Таким образом, в судебном заседании установлено, что выгребная яма ответчика Степового В.Н. соответствует СанПиН 42-128-4690-88, то есть доказательств нарушения прав истцов не представлено. К центральной канализации .. не подключен, сбросы жидких отходов и водоотведение производится в выгребную яму, возведенную более 27 лет, и расположенную на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Очистка выгребной ямы производится регулярно. В случае ликвидации выгребной ямы, жильцы .. останутся без местной канализации. Хотя в доме имеется водоснабжение, а в соответствии с пунктом 4.3.5. Свода правил по проектированию и строительству 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» ввод водопровода в одно - двухквартирные дома допускается при наличии подключения к централизованной системе канализации или при наличии местной канализации. Администрация МО Алексинский район не настаивает на переносе выгребной ямы Степовым В.Н. с земельного участка, находящегося в их собственности. В гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует понятие домовладений и иных комплексов объектов капитального строительства, при этом в ст. 135 дается определение "главной вещи и принадлежности". Однако земельный участок и расположенные на нем строения - самостоятельные объекты права собственности и на них не распространяется положение ст. ст. 134 - 135 ГК РФ. Доводы представителя истцов о том, что расстояние от выгребной ямы до домовладения истцов может быть не менее 8 м, но замер необходимо производить не от окон жилого дома, а от границ земельного участка, не могут быть судом признаны состоятельными. При этом суд руководствуется ст. 1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроем России от 04.08.1998 N 37, единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. Домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. В этой связи при разрешении дела суд проводил замеры места нахождения выгребной ямы от угла дома до указанного объекта и установил его фактическое нахождение на расстоянии 8 м 40 см от дома. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Инкиной И.А. и Инкина Е.П. удовлетворению не подлежат, что в свою очередь, в силу ст. 98 ГПК РФ влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Инкиной Ирине Анатольевне и Инкину Евгению Павловичу об обязании администраций муниципального образования Алексинский район и муниципального образования город Алексин Алексинского района определить возможное размещение выгребной ямы, обслуживающей домовладение Степового Василия Николаевича, расположенное по адресу: .., в соответствии с законодательством РФ, то есть на расстояние не менее 8 метров от границ домовладения по адресу: .., и выдать разрешение на ее размещение в указанном месте и обязании Степового Василия Николаевича демонтировать выгребную яму, переместив на место, определенное администрациями, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья