Дело № 2-1593/11, решение от 27 декабря 2011 года.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Лизговко И.В.,

при секретаре Галтакове Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1593/11 по иску Пахомовой Лидии Андреевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы,

установил:

Пахомова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области (далее по тексту - УПФ РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе) о признании права на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периодов работы с ... по ... год, с ... по ... год, с ... по ... год.

Свои требования обосновала тем, что с ... и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, а именно:

- с ... по ... год (9 лет 5 месяцев 4 дня) – воспитатель детской комнаты школьника Жилищно-коммунальной конторы треста «Алексинпромстрой»;

- с ... по ... (8 месяцев 22 дня) - инструктор по труду в дневном отделении пребывания детей Алексинского комитета социальной защиты населения;

- с ... по ... (6 лет 11 месяцев 3 дня) - инструктор по труду в дневном отделении пребывания детей МУ «Территориальный центр социального обслуживания населения»;

- с ... по ... - инструктор по труду в ГУ Социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Алексинского района Тульской области».

- с ... по ... - социальный педагог ГУ Социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Алексинского района Тульской области», а всего в ГУ Социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Алексинского района Тульской области» стаж работы составил 8 лет 11 месяцев 9 дней.

Считает, что её трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью на момент подачи заявления составляет 26 лет 18 дней. В июне 2011 года она обратилась с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Её заявление было рассмотрено и 28.06.2011 года начальником УПФ РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе было вынесено решение об отказе в установлении досрочно трудовой пенсии по старости, из которого следует, что истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия необходимого специального стажа 25 лет, поскольку не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, следующие периоды работы:

- с ... по ... год - воспитатель детской комнаты школьника Жилищно-коммунальной конторы треста «Алексинпромстрой»;

- с ... по ... год - инструктор по труду в дневном отделении пребывания детей Алексинского комитета социальной защиты населения;

- с ... по ... - инструктор по труду в дневном отделении пребывания детей МУ «Территориальный центр социального обслуживания населения» в связи с тем, что разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 года № 781, данное учреждение не предусмотрено.

Считает отказ в назначении пенсии незаконным. Несмотря на отсутствие в наименовании должностей в Списках должностей и учреждений в различные периоды времени в названиях учреждения МУ «Территориальный центр социального обслуживания населения», в котором словосочетания «для детей и подростков», периоды работы, не включенные ответчиком в льготный стаж истицы, полежат включению, исходя из направленности деятельности указанного учреждения.

Считает, что вопрос о тождественности выполняемых ей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Просила признать право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью со дня обращения за пенсией, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периодов работы с ... по ... год, с ... по ... год, с ... по ... год.

В судебном заседании:

Истица Пахомова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области по доверенности Ходырева А.П. иск не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно записям 12-19 в трудовой книжке (л.д. 11-18) Пахомова Л.А. ... была принята на должность воспитателя детской комнаты школьника жилищно-коммунальной конторы треста «Алексинпромстрой», ... уволена по собственному желанию.

... принята на работу в Алексинский комитет социальной защиты населения в отделение дневного пребывания на должность инструктора по труду, ... уволена в связи с переводом в территориальный центр социального обслуживания населения.

... принята на должность инструктора по труду отделения дневной занятости детей в порядке перевода из Алексинского городского комитета социальной защиты населения по согласованию между руководителями предприятий.

... территориальный центр социального обслуживания населения переименован в Муниципальное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения г. Алексина и Алексинского района», отделение дневной занятости детей переименовано в отделение дневного пребывания детей и подростков, ... уволена в порядке перевода для работы в МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Островок надежды».

Решением начальника УПФ РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области № 46 от 28.06.2011 года Пахомовой Л.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ ввиду отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как следует из указанного решения от 28.06.2011 года, не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с ... по ... год в должности воспитателя детской комнаты школьника жилищно-коммунальной конторы треста «Алексинпромстрой», с ... по ... год в должности «инструктора по труду» в МУ Территориальном центре социального обслуживания населения в связи с тем, что разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, данное учреждение не предусмотрено (л.д. 19).

Оценивая обоснованность и законность упомянутого решения УПФ РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области № 46 от 28.06.2011 года, суд находит его соответствующим требованиям действующего законодательства.

Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Статья 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года определяет право на трудовую пенсию по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью определяется в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ в определении от 04.03.2004 года № 81-О, определении от 18.04.2006 года № 84-О, определении от 21.02.2008 года № 93-О-О указал, что, предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство РФ исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, относится к полномочиям законодателя и Правительства РФ.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о правильности доводов представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Алексине и Алексинском районе о том, что не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях и в учреждениях, предусмотренных приведенными Списками.

В соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства, которые могут быть применены с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, спорные периоды также не могут быть приняты к подсчету.

До 2002 года применялись следующие нормативно-правовые акты:

- постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»;

- постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Таким образом, законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в детской комнате школьника жилищно-коммунальной конторы треста. Данный вид учреждений не предусмотрен Списком 2002 года, согласно которому в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается педагогическая работа в учреждениях для детей (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности). Жилищно-коммунальная контора треста не является учреждением для детей, в котором может осуществляться педагогическая деятельность.

Кроме того, п. 13 Правил 2002 года предусмотрены структурные подразделения для детей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, даже если сами организации в списке отсутствуют: общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей. Наименование структурного подразделения «детская комната школьника» отсутствует.

Оснований для применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не имеется. Работа во внешкольных учреждениях и детских комнатах засчитывалась в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначении пенсии в соответствии с данным нормативно-правовым актом, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. На момент обращения за пенсией истица не выработала необходимые 2/3 стажа. Вместе с тем, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не применяется на территории Российской Федерации с 01.10.1993 года в связи с принятием Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Списками не предусмотрено наименование учреждений для детей «комитет социальной защиты населения» и «территориальный центр социального обслуживания населения». Кроме того, в Правилах отсутствуют наименование структурных подразделений «дневное отделение пребывание детей».

Списками предусмотрены следующие виды учреждений социального обслуживания (п. 1.13): реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками. Истцом не представлено доказательств того, что комитет социальной защиты населения и центр социального обслуживания населения относятся к учреждениям социального обслуживания для несовершеннолетних.

Документами для подтверждения стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являются:

1) до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - трудовая книжка (п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555);

2) после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555);

Как усматривается из материалов дела, истицей не представлена льготно-уточняющая справка за период работы с ... по ... в Алексинском комитете социальной защиты населения.

Пахомова Л.А. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 24.09.1998 года. Вместе с тем, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует сведения о наличии стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Представленные истицей доказательства, характеризующие должностные обязанности истца по должности инструктора по труду, не относятся к рассматриваемому делу, так как наименование должности соответствует наименованию должности в Списках.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 предоставлено право Минтруду России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с ПФР устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. В настоящее время полномочия по установлению тождества возложены на Минздравсоцразвития РФ.

Основанием для установления тождества могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, или сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по ранее применявшейся профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ или списками соответствующих видов работ.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, работа в непоименованном в Списке и правилах структурном подразделении учреждений социального обслуживания населения, не может быть признана тождественной работе в специализированных учреждениях для детей.

Анализируя изложенное с учетом приведенных норм материального права, а также установленных в суде фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Пахомовой Л.А. о признании права на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Пахомовой Лидии Андреевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алексине и Алексинском районе Тульской области о признании права на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Алексинский городской суд Тульской области.

Судья: