РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 января 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Старцевой С.П., при секретаре Гусевой Ю.Н., истца Яшина А.А., представителя ответчика Шушлебиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/12 по иску Яшина Александра Александровича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Яшин А.А., проходящий службу в органах уголовно-исполнительной системы, имея выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, и медали, 20.12.2011 года обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что заявитель не имеет трудового стажа, кроме военной службы. Не согласившись с отказом, Яшин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» (далее по тексту – ГУ ТО «УСЗН Алексинского района») о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» с 22.12.2011 года и выдать соответствующее удостоверение. В обоснование своих требований сослался на то, что в его случае выполнены условия, предусмотренные законом для возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда». Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он имеет право на назначение пенсии по выслуге лет, а также награжден медалями «За службу III степени», «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», «Ф.Э.Дзержинского», « 75 лет оперативной службе УИС России». Просил также взыскать с ответчика судебные расходы в размере, уплаченной им при обращении в суд с настоящим иском, государственной пошлины. В судебном заседании: Истец Яшин А.А. уточнил исковые требования, отказавшись от требований о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины. Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений относительно исковых требований указала на то, что 28.02.2007 года принят Закон Тульской области №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и постановление администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдаче удостоверения «Ветеран труда». Условиями присвоения звания «Ветеран труда» признаны: наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных знаний СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1.01.2002 года Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе. В соответствии со статьями 3, 10, 77, 88, 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости мужчинам необходимо было иметь трудовой стаж (т.е. общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении) - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Причем, действие данного Закона от 20.11.1990 года № 340 не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет. Указанным Законом определялся также и трудовой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии за выслугу лет. До изменения пенсионного законодательства наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». В настоящее время в трудовой стаж засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренные Законом от 12.02.1993 года №4468-1, после 1.01.2002 года засчитывается в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в статьях 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий» в календарном исчислении. Учитывая, что военной службе истца не предшествовали или за ней также не следовали периоды работы, отличительные от службы, в настоящее время не предоставляется возможным решить вопрос о присвоении Яшину А.А. звания «Ветеран труда». Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Судом установлено, что Яшин А.А. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой ФБУ «Алексинская воспитательная колония» УФСИН России по Тульской области, согласно которой стаж истца по состоянию на 1.12.2011 года составляет в календарном исчислении 15 лет 2 месяца 15 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 17 дней (л.д.14). За время службы Яшин А.А. награжден медалями «За службу III степени», «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», «Ф.Э.Дзержинского», «75 лет оперативной службе УИС России» (л.д. 11,12). Таким образом, Яшин А.А. награжден ведомственными знаками отличия в труде, что ответчиком не оспаривалось. 20.12.2011 года Яшин А.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из письма ГУ ТО «УСЗН Алексинского района» №Я-404 от 22.12.2011 года (л.д.9) Яшину А.А. по результатам рассмотрения его заявления сообщено, что поданные им документы не свидетельствуют о наличии условий для присвоения ему звания «Ветеран труда». А именно, военная служба в силу положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежит включению в страховой стаж при условии, если ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности, указанные в ст.ст. 10, 11 названного закона, п. 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении правил подсчета страхового стажа для установления трудовых пенсий». Между тем, суд не может согласиться с такой трактовкой ответчиком действующего пенсионного законодательства, поскольку согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 1, п. 1, 4 ст. 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации указанного правомочия Тульской областной Думой принят Закон Тульской области №797-ЗТО от 28.02.2007 года «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии со ст. 1 названного закона Тульской области право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается территориальным органом исполнительной власти области по социальному развитию при обращении лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» с письменным заявлением и документами, подтверждающими: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007года №797-ЗТО). Таким образом, закон Тульской области фактически повторяет основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Действие данных нормативно-правовых актов распространяется на указанные в них категории граждан. Сотрудники органов уголовно-исполнительной системы отнесены к категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (то есть пенсию за выслугу лет) в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Определяя юридическое содержание термина «военнослужащие» статья 2 названного федерального закона, относит к их числу граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги. Таким образом, выслуга лет в силу действующего законодательства является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1, к числу которых относится и истец. Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на момент его обращения в орган социальной защиты населения и необоснованном ограничении его права со стороны ГУ ТО «УСЗН Алексинского района». Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года №217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», территориальным органом департамента социального развития выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Анализируя исследованные судом доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и вышеприведенных норм материального права, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Яшина А.А. о признании права на получение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца. Принимая во внимание позицию истца относительно оплаченной им при подаче искового заявления государственной пошлины, суд при разрешении данного спора полагает возможным не применять положения ст. 98 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Яшина Александра Александровича удовлетворить. Признать право Яшина Александра Александровича на присвоение звания «Ветеран труда» и получение удостоверения «Ветеран труда» установленного образца. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» присвоить Яшину Александру Александровичу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение установленного образца с указанием даты выдачи 22.12.2011 года. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья