Дело №2-16/12 решение от 16.01.2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2012 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Кривицкой А.С.,

с участием

истца Мамонова В.А.,

представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району по доверенности Ходаревой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–16/12 по иску Мамонова Владимира Алексеевича к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить ежемесячную денежную выплату,

установил:

Мамонов В.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить ежемесячную денежную выплату.

В обоснование своих исковых требований указал, что он является отчимом погибшего ... рядового контрактной службы ..., участника боевых действий в Чеченской Республике и имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца с 2011 года согласно решению Центрального районного суда ... от 16.08.2011 года.

Считает, что было нарушено его право на пользование льготами, как у отчима погибшего военнослужащего-ветерана боевых действий, предусмотренные п.п.7 п.1 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» на получение ЕДВ с 14.09.2011 года в размере1085 руб. 98 коп. Законность и обоснованность его требований подтверждены решением Центрального районного суда ... от 16.08.2011 года, которым признано за ним право на получение пенсии по случаю потери кормильца за пасынка, рядового контрактной службы ..., ветерана боевых действий.

В августе 2011 года он узнал о нарушении его права на получение ЕДВ и обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Алексин и Алексинском районе Тульской области с заявлением о нарушении п.п.7 п.1 ст.23.1Федерального закона «О ветеранах» на ежемесячную денежную выплату в соответствии с ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 года. Однако получил отказ, мотивированный тем, что установить ему ежемесячную денежную выплату в соответствии с ФЗ «О ветеранах», нет правовых оснований

Кроме этого, ссылаясь на ст.ст.15, 393 ГК РФ, просил суд признать его право, как отчима погибшего военнослужащего–ветерана боевых действий, на ежемесячную денежную выплату и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Алексин и Алексинском районе назначить ему с 14.09.2011 года.

В судебном заседании:

Истец Мамонов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Ходырева А.П. исковые требования не признала, указав на их незаконность и необоснованность, возражала против их удовлетворения. В обоснование своих возражений пояснила, что в соответствии с имеющимися в Управлении сведениями ... (отчимом которого является истец) погиб при исполнении обязанностей военной службы в ... ... и является погибшим ветераном боевых действий.

Истец полагает, что право на ЕДВ определяется ст. 23.1 Закона №5-ФЗ, а ст. 21 не подлежит применению. Однако этот вывод является ошибочным.

Мамонов В.А. не является родителем погибшего военнослужащего ..., в связи с нахождением в браке с матерью ... он является отчимом. Согласно ч.1 и 2 ст. 21 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки членам семей погибших ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) ветерана боевых действий. Истец не усыновлял ..., поэтому его нельзя признать родителем. Факт того, что истец является отчимом не оспаривается истцом. Следовательно, к Мамонову В.А. применяются все условия ч. 1 ст. 21 Закона №5-ФЗ «О ветеранах».

На момент обращения в Управление с заявлением о назначении ЕДВ 14.09.2011г. гражданин являлся нетрудоспособным, т.к. достиг возраста 60 лет. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Это обусловлено тем, что мужчины выходят на пенсию по достижению 60 лет. Трудовая пенсия направлена на компенсацию заработной платы и вознаграждений, утраченных гражданами в связи с наступлением нетрудоспособности.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца признано за Мамоновым В.А. решением Центрального районного суда ... от 16.08.2011года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда 13.10.2011года. В связи с тем, что решение суда о признании права вступило в силу 13.10.2011года, следует признать, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеется только с этой даты. Ранее этой даты (т.е. на момент обращения с заявлением о назначении ЕДВ 14.09.2011года) истец не обладал правом на получение пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, в решении суда указано, что т.к. право на получение пенсии связано с установлением факта воспитания и содержания пасынка, такое право подлежит возникновению только с момента вступления решения суда в законную силу.

Третье условие для членов семей - нахождение на иждивении у умершего (отчим должен находится на иждивении у пасынка на момент его гибели). Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. На момент смерти ... его отчим не находился на его полном содержании и не получал от него помощь, которая была для него основным источником средств к существованию. В 1996 года истцу был 51 год, он являлся трудоспособным гражданином. Сведений о том, что в силу каких-либо причин Мамонов В.А. находился на содержании у пасынка не имеется. Более того, вышеуказанным решением суда установлен факт обратного: ... находился на содержании Мамонова В.А.

Таким образом, Мамонов В.А. не имеет права на получение мер социальной поддержки как член семьи погибшего военнослужащего, т.к. не является его родителем, а также не является членом семьи, находившимся на иждивении умершего кормильца. Кроме того, на момент обращения за ЕДВ он не имел права на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Аналогия закона по данному делу не допустима. В соответствии с пенсионным законодательством отчим и мачеха имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет (ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 34 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). Законом №5-ФЗ «О ветеранах» установлены специальные нормы права, касающиеся получения мер социальной поддержки и ежемесячных денежных выплат. Данным нормативно-правовым актом отчимы/мачехи не приравниваются к родителям. Законодательство о пенсиях не распространяется на правоотношения по получению мер социальной поддержки, если иное не оговорено.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-Ф3 «О ветеранах» (далее ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 года), ветеранами боевых действий признаются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995 года предусмотрен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в соответствии с которым определяется право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий. Данный Перечень в Разделе III предусматривает такой период, как выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Положение об участии в боевых действиях в Чечне введено Федеральным законом от 27.11.2002г. №158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» и вступило в силу 01.01.2004 года.

В силу ст.ст.10, 13, 22 ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 года социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В соответствии с п.п.7 ч.1 ст.23.1. ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 года право на ежемесячную денежную выплату имеют: члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.

Из ч.1, 2 ст.21 ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995 года следует, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

В соответствии со ст.. 2 СК РФ к членами семьи относятся: супруг, родители и дети (усыновители и усыновленные.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ... на основании приказа командира войсковой части ... ... от ... был зачислен на военную службу по контракту. В период с ... по ... ... находился в зоне боевых действий в Чеченской Республике. ... ... погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе ведения боевых действий на территории Чеченской Республики (решение Алексинского городского суда от 26.09.2011года).

Решением Центрального районного суда ... от 16.08.2011 года исковые требования Мамонова В.А. к ... ... удовлетворены частично, установлен юридический факт того, что Мамонов В.А. в период с ... по ... воспитывал и содержал пасынка ..., умершего ..., и за Мамоновым В.А. признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Родителями ... являются мать ... и отец ...

... умер ....

17.02.1983 года Качалина Н.М. заключила брак с Мамоновым В.А., после регистрации которого ей присвоена фамилия Мамонова Н.М.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13.10.2011 года решение Центрального районного суда ... от 16.08.2011 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба ... ... без удовлетворения.

14.09.2011 года Мамонов В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.п.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» как членам семей погибших ветеранов боевых действий.

Из письма Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области ... от 13.10.2011 года следует, что правовых оснований для установления ежемесячной денежной выплаты отчиму военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы при исполнении обязанностей военной службы, не имеется.

Между тем решением Алексинского городского суда Тульской области от 26.09.2011 года по иску ... к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации, исковые требования ... удовлетворены в части, признано за ..., как члена семьи погибшего ветерана боевых действий, право на получение ежемесячной денежной выплаты с 08.04.2011 года, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алексине и Алексинском районе Тульской области обязано назначить ... с 08.04.2011 года ежемесячную денежную выплату, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 24.11.2011 года решение Алексинского городского суда Тульской области от 26.09.2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ... без удовлетворения.

Таким образом, судом установлено, что Мамонов В.А. не являлся родителем погибшего военнослужащего ..., и не усыновлял его, в связи с нахождением в браке с матерью ... он являлся отчимом, что сторонами не оспаривалось.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца признано за Мамоновым В.А. решением Центрального районного суда ... от 16.08.2011 года и вступившим в законную силу 13.10.2011 года, в связи с чем на момент обращения в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району – 14.09.2011 года Мамонов В.А. не обладал правом на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Отчим и мачеха военнослужащего могут быть признаны членами его семьи при условии их нахождения на его иждивении.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Законодательное определение рассматриваемого понятия содержится в ст. 31 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», где сказано, что члены семьи военнослужащего считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В сформулированном определении данного понятия указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи военнослужащего, а также пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, считаются состоящими на их иждивении:

а) первое условие: полное содержание военнослужащим членов семьи. Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи в данном случае получают содержание только от военнослужащего, т.е. они не получают материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество военнослужащего являются единственным источником средств для их существования;

б) второе условие: помощь военнослужащего членам семьи является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь военнослужащего членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени, т.е. эта помощь является не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий военнослужащего должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.

Сведений о том, что в силу каких-либо причин Мамонов В.А., как член семьи, находился на иждивении у ... суду не предоставлено.

Из пояснений Мамонова В.А. следует, что на момент гибели ..., он получал пенсию и работал ... (выписка из трудовой книжки). У него на иждивении находилась несовершеннолетняя дочь .... ... года рождения. У ... имелась семья, он проживал отдельно от семьи отчима и имел несовершеннолетнего ребенка на иждивении - ..., ... года рождения (решение Алексинского суда от 26.09.2011года).

В судебном заседании с достоверностью установлено, что Мамонов В.А. не находился на полном содержании ... (на момент его смерти) или получал от него помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, что является обязательным условием для признания права на получение ежемесячной денежной выплаты как члену семьи умершего кормильца.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Доводы истца о его праве, как отчима погибшего военнослужащего-ветерана боевых действий, на ежемесячную денежную выплату являются необоснованными, поскольку противоречат п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" который прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Мамонова Владимира Алексеевича к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить ежемесячную денежную выплату с 14 сентября 2011года не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мамонова Владимира Алексеевича к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Алексин и Алексинскому району о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты и обязании назначить ежемесячную денежную выплату с 14 сентября 2011года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья