Дело №2-132/12 решение от 31.01.2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2012 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Кривицкой А.С.,

с участием: истца Голевой Н.И.,

представителя ответчика по доверенности Шушлебиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-132/12 по иску Голевой Натальи Ивановны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты и в реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета незаконным, признании права на предоставление мер социальной поддержки,

установил:

Голева Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, указав в обоснование заявленных требований, что является ветераном труда с 29 ноября 2011 года.

29 ноября 2011 года она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и постановлением Администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года. Однако в предоставлении мер социальной поддержки письмом №... от 30 ноября 2011 года ей было необоснованно отказано, со ссылкой на не достижение пенсионного возраста.

Вместе с тем порядок предоставления льгот ветеранам труда, предусмотренный законодательством Тульской области не предусматривает ограничений по возрасту.

В судебном заседании:

Истец Голева Н.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. При этом дополнила, что не настаивает на взыскании с ответчика уплаченной ею государственной пошлины при подаче иска.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» по доверенности Шушлебина М.Ю. иск не признала и просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Указав в обоснование своих возражений, что в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки представляются ветеранам труда, а также гражданам приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 3 раздела первого Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339, установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением Администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 «О мерах реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В соответствии с Административным регламентом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, то есть при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с вышеназванными нормативными актами и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку истец не является получателем пенсии, поэтому не представляется возможным назначить ей ежемесячную денежную выплату как ветерану труда.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Голева Н.И. является ветераном труда с 29 ноября 2011 года, жителем ...., каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям не получает.

Изложенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копией удостоверения «Ветерана труда» серия ... ... от 29 ноября 2011 года (л.д. 10), объяснениями истца, не оспаривалось представителем ответчика.

Обращение Голевой Н.И. 29 ноября 2011 года в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» с целью реализации права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты подтверждено ее заявлением и ответом учреждения №... от 30 ноября 2011 года, содержащим отказ в предоставлении Голевой Н.И. мер социальной поддержки в связи с недостижением последней возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (л.д. 18,19).

В соответствии с подпунктом «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно статьям 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данных положений 27 декабря 2004 года был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», согласно ст. 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе - ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Статья 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО в качестве меры социальной поддержки предусматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом статья 3 указанного Закона предусматривает ограничение по возрасту только в случаях предоставления льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг и не содержит указаний на то, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», Законом Тульской области от 4 декабря 2008 года № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области», на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрацией Тульской области утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области (приложение).

Согласно данному Положению правом на денежную выплату наделены, в том числе, ветераны труда и приравненные к ним лица. При этом указания на ограничение по возрасту Положение не содержит, его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Из содержания упомянутых норм, принятых в .... по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда и порядка их предоставления, следует, что законодатель .... в настоящее время не устанавливает каких либо ограничений для указанных лиц, в том числе, по возрасту и по виду получаемой пенсии в отношении льгот, предусмотренных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о наличии у истца, как ветерана труда, права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

Процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий жителей ...., определения перечня документов, установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты регулирует утвержденный Постановлением от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей ...., а также Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей .... (приложение), утвержденное постановлением .... от 15 января 2010 года №30.

С учетом норм вышеназванных Порядка и Положения судом установлено, что вопросами назначения ежемесячной денежной выплаты, ее перерасчета, отказа в ее назначении (перерасчете), занимаются учреждения социальной защиты.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, при этом днем обращения за ней считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты.

В силу п. 4 Порядка и п. 8 Положения граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в учреждения социальной защиты по месту жительства. К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность, место жительство гражданина; копия удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, а также выписки из лицевого счета, копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

Судом установлено, что указанные требования истцом соблюдены, а именно: заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты с приложением всех необходимых документов было подано Голевой Н.И. 29 ноября 2011 года в установленном порядке по месту своего жительства после приобретения статуса ветерана труда.

Изложенное подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела и не оспаривалось ответчиком. При таких обстоятельствах у ответчика не было оснований для отказа Голевой Н.И. в предоставлении указанной льготы.

В связи с изложенным, заявленное истцом требование об обязании назначить ежемесячную денежную выплату с 29 ноября 2011 года подлежит удовлетворению.

Разрешая требования Голевой Н.И. в части обязания ответчика выдать соответствующую справку для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд приходит к следующему.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей ...., оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, руководствуясь п.2 ст.34 Устава (Основного Закона), принятого Постановлением Администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», согласно п.п.20 п.1 которого на территории .... введён единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Поскольку социальная услуга «единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта» введена Постановлением Администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года №83 для отдельных категорий жителей ...., в том числе и для ветеранов труда, и не устанавливает возрастных ограничений для реализации права на её получение, суд полагает, что истец как ветеран труда обладает правом на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд во всех видах городского транспорта.

Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, приведенные в обоснование своих возражений о том, что при разрешении настоящего спора следует учитывать, что статьей 22 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», действовавшего до 1 января 2005 года, было предусмотрено, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда» предоставлялись после назначения им пенсии в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ»; а при замене льгот на денежные компенсации произошла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним. Действительно, в Закон Российской Федерации «О ветеранах» были внесены изменения Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, которым установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Принятый по данному вопросу Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в ст.7 «ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан» не содержит указания на дополнительное условие предоставления мер социальной поддержки - достижение возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Голевой Н.И. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Голевой Натальи Ивановны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» в назначении Голевой Наталье Ивановне ежемесячной денежной выплаты.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» назначить и осуществлять ежемесячную денежную выплату Голевой Наталье Ивановне как ветерану труда и предоставить справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда с 29 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья