30 января 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Стрыгиной Л.А., при секретаре Львовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-149/12г. по иску Саблина Романа Ивановича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение, установил: Саблин Р.И. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение. В обоснование заявленных требований истец указал, что Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2008 года № ... он назначен на должность председателя Алексинского городского суда, приступив к исполнению своих обязанностей 15.12.2008 года. В указанной должности он работает до настоящего времени. 23 марта 2009 года на заседании жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Тульской области он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на получение жилого помещения с момента подачи им заявления, то есть с 11 марта 2009 года. Ему был присвоен номер 2 очереди в списке очередности федеральных судей Управления Судебного департамента в Тульской области. Управление Судебного департамента в Тульской области за счет средств федерального бюджета приобрело квартиру по адресу: ..., для судей, которые состоят на очереди для получения жилой площади. Решением жилищной комиссии Управления судебного департамента в Тульской области от 1 июля 2010 года ему выделена квартира .... На основании положений закона «О статусе судей в Российской Федерации» он обладает правом на получение в собственность предоставленного ему жилого помещения, однако, до настоящего времени урегулированный законом порядок передачи такого рода недвижимого имущества в собственность отсутствует, что нарушает его жилищные права. В связи с этим истец просит суд признать за ним право собственности на квартиру .... В судебном заседании истец Саблин Р.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данной организации. Представитель третьего лица Управления Судебного департамента в Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данной организации. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (действовавшего до 01 января 2005 года в редакции Федерального закона от 21.06.1995 года № 91-ФЗ) жилое помещение должно было предоставляться судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями, либо могло быть приобретено судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение подлежало передаче в собственность судьи бесплатно. Судом установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2008 года № ... «О назначении судей районных судов» Саблин Р.И. назначен на должность председателя Алексинского городского суда на шестилетний срок, приступив к исполнению своих обязанностей 15.12.2008 года. В указанной должности Саблин Р.И. работает до настоящего времени, что подтверждается копией трудовой книжки, имеющейся в материалах дела. 23 марта 2009 года на заседании жилищной комиссии Управления Судебного департамента в Тульской области принято решение о признании Саблина Р.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и он был принят на учет на получение жилого помещения с момента подачи им заявления, то есть с 11 марта 2009 года. Саблину Р.И. был присвоен 2 номер очереди в списке очередности федеральных судей Управления Судебного департамента в Тульской области. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ..., на основании договора купли-продажи от ... Управление Судебного департамента в Тульской области приобрело в оперативное управление двухкомнатную квартиру, общей площадью 52,4 кв.м., в том числе жилой площадью 30,0 кв.м. по адресу: ... Решением жилищной комиссии Управления судебного департамента в Тульской области от 01 июля 2010 года для проживания Саблину Р.И. выделена квартира ..., находящаяся в федеральной собственности и зарегистрированная на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Тульской области. Согласно копии паспорта, имеющейся в материалах дела, с 11.08.2010 года Саблин Р.И. зарегистрирован по адресу: ... Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующий порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилым помещением, внесены изменения, согласно которым нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано постановление от 06 декабря 2005 года № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году», пролонгированное на 2006 и 2007 годы постановлениями Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 440 и от 23 февраля 2007 года № 126 (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями»), согласно которым ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Следовательно, федеральный законодатель отменил ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, и делегировал полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами не только порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, но и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 № 2-П пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2007 года № 122-ФЗ, которым пункт 3 статьи 19 данного документа изложен в новой редакции, в той мере, в какой он в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей, признан не соответствующим Конституции РФ. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в вышеназванном постановлении, статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранить доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи с его статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением. Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации указанного требования. Конституционный суд Российской Федерации указал, что по смыслу положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», прежде всего его статьи 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе, который, в частности, должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения. Эти вопросы, поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем, не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. В данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. До настоящего времени федерального закона, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, не принято. Учитывая изложенное, а также положения ст.ст. 92-98 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством судьи не отнесены к тем категориям граждан, которым предоставляется специализированное жилое помещение для временного проживания, также как и не отнесены законодателем предоставляемые судьям для проживания жилые помещения к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. При этом по смыслу положений ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, отсутствие надлежащего правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, не может являться препятствием для реализации судьей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, права на бесплатное приобретение жилья в собственность, поскольку такое право согласуется с принципом независимости судебной власти, направлено на сохранение уровня гарантий материального обеспечения судей, соответствующего их высокому статусу. В судебном заседании установлено, что с момента передачи Саблину Р.И. квартиры, расположенной по адресу: ... он постоянно проживает по указанному адресу, несет бремя содержания жилого помещения, ежемесячно оплачивает коммунальные услуги. Общая площадь квартиры, распложенной по адресу: ... составляет 52,4 кв.м., что не превышает норм, установленных законодательством РФ, регламентирующих порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилым помещением. Принимая во внимание изложенное, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании за ним права собственности на квартиру ... подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования Саблина Романа Ивановича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить. Признать за Саблиным Романом Ивановичем право собственности на квартиру ..., общей площадью 52,4 кв.м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Алексинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий