Дело №2-49/12 решение от 13.02.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2012 года г.Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Кривицкой А.С.,

с участием истца Гапонова С.В.,

представителя ответчика по доверенности Ходыревой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-49/12 по иску Гапонова Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии, проиндексировать невыплаченную часть пенсии,

установил:

Гапонов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии, проиндексировать невыплаченную часть пенсии.

В обосновании заявленных требований указал на то, что он 28.12.2010 года подал заявление в УПФ РФ г.Алексина о перерасчете пенсии.

Считает, что в соответствии с п.3 ст.37 ФЗ №213-Ф1 от 29.07.2009 года, которым установлен льготный порядок перерасчета пенсии, перерасчет следовало произвести с 01.01.2010 года. УПФ РФ г.Алексина произвело перерасчет с 01.01.2011 года. Так в случае подачи заявления о перерасчете пенсии с дополнительными документами в любой период 2010 года, то есть с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года включительно, перерасчет производится с 01.01.2010 года с доплатой суммы, рассчитанной с 01.01.2010 года за весь период предшествующий заявлению. Пенсионным фондом перерасчет с 01.01.2010 года было обещано произвести позднее. До сегодняшнего дня перерасчет не произведен.

Просит обязать УПФ РФ г.Алексин произвести перерасчет пенсии с 01.01.2010 года, обязать произвести сравнительный перерасчет пенсий за 2010 года, обязать проиндексировать невыплаченную часть пенсии на коэффициент индексации страховой части пенсии, на момент выплаты задолженности: 1.063 – апрель 2010 года, 1.088 – февраль 2011 года, 1.07 – февраль 2012 года, 1.024 – апрель 2012 года и т.д., в связи с инфляцией, и в соответствии со ст.ст.15, 1064 и 1082 ГК РФ, обязать выплатить не полученную пенсию в сумме 39229 руб.

Впоследствии Гапонов С.В. уточнил исковые требования и просил обязать УПФ РФ г.Алексина обязать выплатить не полученную пенсию, с учетом индексации в феврале 2011 года, феврале 2012 года, апреле 2012 года в сумме 47565 руб.11 коп.

В судебном заседании:

Истец Гапонов С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области по доверенности Ходырева А.П. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. В обоснование своих возражений пояснила, что в своих исковых требованиях Гапонов С.В. приводит п. 3 ст. 37 ФЗ №213-ФЗ, то есть Федеральный закон от 24.07.2009года N213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 213-ФЗ). Вместе с тем, п. 3 ст. 37 данного нормативно-правового акта вступает в силу с 01.01.2015г. и не может быть в настоящее время применен к пенсии истца.

Вместе с тем, право на перерасчет пенсии с 01.01.2010 года возникает у граждан в силу п.п. 1, 2 ст. 37 Закона №213-ФЗ: размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 01.01.2010года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и настоящим Федеральным законом.

Установить, что в случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных подпунктами1 - 3 и 5 пункта1 статьи30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации в соответствии со статьями30 - 30.2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции настоящего Федерального закона) производится с 1.01.2010года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31.12.2010года включительно.

Считает, что пункт 2 не может быть применен, поскольку касается определенного перечня дополнительно представляемых документов при изменении суммы расчетного пенсионного капитала: подтверждающих общий трудовой стаж, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении Гапонову С.В. оценки пенсионных прав при установлении ему трудовой пенсии, подтверждающих общий трудовой стаж, приобретенный до 1.01.1991года, который не был учтен при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

Гапоновым С.В. в 2010 году не было представлено дополнительных документов, влияющих на сумму расчетного пенсионного капитала. Оценка его пенсионных прав произведена в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон №173-ФЗ).

Пункт 1 также применяется только к тем гражданам, которые в силу ст. 30 Закона № 173-ФЗ приобретают право на иной вариант оценки пенсионных прав. В связи с внесенными Законом №213-ФЗ изменениями граждане приобрели право на оценку пенсионных прав по различным вариантам (в т.ч. с учетом норм ранее действовавшего законодательства): из общего трудового стажа, из стажа на отдельных видах работ.

По пенсионным делам граждан, приобретающим на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, право на изменение размера пенсии (повышенное отношение заработков, сниженные требования к трудовому стажу) при исчислении общего трудового стажа с учётом ранее действующих норм без изменения варианта оценки пенсионных прав застрахованных лиц, пересмотр размеров ранее назначенных трудовых пенсий вышеуказанной категории граждан, следует производить в заявительном порядке со сроков, предусмотренных статьей 20 Закона № 173-ФЗ.

Пенсия истцу назначена исходя из общего трудового стажа. С 01.01.2010 года он не приобрел право на переоценку пенсионных прав по другому варианту. Поэтому ст. 37 Закона №213-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется.

Вместе с тем, с 01.01.2010 года изменился способ подсчета пенсии при примененном варианте оценки пенсионных прав. Закон №173-ФЗ в редакции до 01.01.2010 года предоставлял право на повышенное отношение заработков за работу на Крайнем Севере для лиц, проживающих на Крайнем Севере (ст. 30). Кроме того, лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Абз. 1 п/п. 6 п. 1 ст. 28 касается следующих граждан: мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гапонов С.В. достигает возраста 55 лет только в 2012 году.

Закон №213-ФЗ внес изменения в ст. 30 Закона №173-ФЗ: лицам, указанным в абзаце первом подпункта6 пункта1 статьи28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Правом на повышенное отношение заработков стали обладать также и лица, ушедшие на пенсию ранее достижения возраста 55 лет (мужчины).

Кроме того, на 01.01.2002 года по ранее действовавшему законодательству истец не имел 25 лет необходимого страхового стажа. После 01.01.2010 года с учетом изменений в ст. 30 применяются требования о снижении страхового стажа.

В данной ситуации истцу следовало обратиться за перерасчетом размера пенсии в общем порядке, установленном ст. 20 Закона №173-ФЗ. Перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление от истца принято 29.12.2010 года. Следовательно, право на перерасчет у него возникло с 01.01.2011года.

Также обратила внимание суда, что решением Алексинского городского суда Тульской области от 02.11.2011года, кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 08.12.2011года рассмотрено дело по иску Гапонова С.В. о правильности расчета пенсии с 06.05.2002года по 01.07.2011года. Нарушений при назначении пенсии судом не усмотрено.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п/п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет (для мужчин) по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно 25 лет.

В соответствии с п/п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, на один год за каждый полный год такой работы.

В силу ст. 29 Закона РФ от 19.02.1993 года N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Также ч. 2 ст. 28.1 закона № 173-ФЗ содержит аналогичные нормы о снижении возраста, а именно лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001года N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формулам, указанным в настоящей статье.

Установлено, что в случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации в соответствии со статьями 30 - 30.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) осуществляется с применением порядка и сроков, установленные ст. 20 ФЗ №173-ФЗ.

Судом установлено, что с 06.05.2004 года Гапонову С.В. назначена пенсия по старости в размере 1966 руб. 81 коп., что подтверждается удостоверением ....

Из материалов гражданского дела ... следует, что Гапонов С.В. в 2002 году выработал: 24 года 9 месяцев 17 дней - общий трудовой стаж; 16 лет 16 дней - работа в районах Крайнего Севера; 8 лет 4 месяца 26 дней - на работах с вредными условиями труда по Списку ....

20.01.2011 года Гапонов С.В. обратился в Алексинский городской суд Тульской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за период с 06.05.2002 года по 06.05.2004 года.

Решением Алексинского городского суда Тульской области от 18.02.2011 года в удовлетворении исковых требований Гапонова С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 21.04.2011 года решение Алексинского городского суда Тульской области от 18.02.2011 года отменено, постановлено по делу новое решение, которым исковые требования Гапонова С.В. удовлетворены, УПФ РФ (ГУ) в г.Алексин и Алексинском районе Тульской области обязано назначить и выплатить Гапонову С.В. досрочную трудовую пенсию по старости за период с 06.05.2002 года по 06.05.2004 года.

В редакции Федерального закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшей до 01.01.2010года, также как и в действующей редакции предусмотрено право на применение повышенного отношения заработков для лиц проживающих в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. До 01.01.2010года право граждан на применение повышенного отношения реализовывалось в заявительном порядке согласно ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента подачи заявления о перерасчете пенсии со всеми необходимыми документами.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Федеральный закон от 24.07.2009года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не изменил прав и обязанностей граждан на перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработков. В статье 30 Закона № 173-ФЗ расширен лишь круг лиц по возрасту, имеющих право на соответствующий перерасчет пенсии в сторону увеличения.

Гражданам, к пенсии которых применялось повышенное отношение заработков до 01.01.2010года, перерасчет пенсии осуществлялся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения. Перерасчета за более ранние периоды не производилось. Такой же порядок сохранился и после внесения изменений в законодательство. Иное привело бы к нарушению принципа равенства граждан перед законом.

Федеральный закон от 24.07.2009года № 213-ФЗ направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010года уровня пенсионного обеспечения граждан. В части порядка оценки пенсионных прав были внесены изменения в ст. 30 Закона № 173-ФЗ, предоставившие возможность органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, производить расчет пенсии по действующему в настоящее время законодательству и по законодательству, действовавшему до 01.01.2002 года, непосредственно на основании ст. 30.

Статья 37 Федерального закона №213-ФЗ от 24.09.2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее ФЗ №213-ФЗ от 24.09.2009 года) предусматривает возможность установления нового размера пенсии ранее даты обращения за перерасчетом в случае изменения варианта оценки пенсионных прав (если пенсия назначена по новому законодательству (п.3 ст. 30) и имеется возможность применения норм ранее действовавшего законодательства (п.4 ст. 30), предусматривающих более выгодное пенсионное обеспечение, и наоборот).

Истцу была назначена пенсия по п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, так как этот вариант является наиболее выгодным для истца. Перерасчет пенсии по другому варианту оценки пенсионных прав (п.4 ст. 30) истцу не производился, так как такой расчет приводит к уменьшению размера пенсии. Данные обстоятельства подтверждены решением Алексинского городского суда Тульской области от 02.11.2011года и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 08.12.2011года, и не подлежат оспариванию при рассмотрении дела в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ, так как имеют преюдициальное значение.

Судом установлено, что Гапонов С.В. обратился 29.12.2010 года (вх. ...) в Управление Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области с заявлением о перерасчете назначенной ему пенсии, что подтверждается заявлением Гапонова С.В. от 28.12.2010 года. При этом истцом представлены копии: диплома и справка о среднем заработке за 60 месяцев с 1983-1988г.г., подтверждающая право на перерасчет пенсии с учетом отношения 1.9. Ранее этой даты обращений не имелось.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области на основании Гапонова С.В. произведен перерасчет пенсии с повышенным отношением с 01.01.2011года, что подтверждается материалами пенсионного дела.

Согласно письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинский район Тульской области ... от 19.10.2011 года размер пенсии с 01.08.2011 года с учетом беззаявительной корректировки составил 15099,79 руб.

Таким образом, исходя из содержания приведенных правовых норм, с учетом требований ст. 20 Закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ, что производятся в заявительном порядке, то исковые требования Гапонова С.В. об обязании произвести перерасчет пенсии с 01.01.2010года и проиндексировать невыплаченную часть пенсии, удовлетворению не подлежат.

Требование об обязании произвести сравнительный перерасчет пенсии за 2010год по своей сути исковым требованием не является, поэтому в силу ст. 195-198 ГПК РФ принятия решения не требует.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Гапонова Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области об обязании произвести перерасчет пенсии, проиндексировать невыплаченную часть пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья