РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года г. Алексин Тульской области Алексинский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Миначевой В.Ф., при секретаре Кривицкой А.С., с участием представителя заинтересованного лица Червяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-221/12 по заявлению Белоусова Сергея Анатольевича об оспаривании решения и действий (бездействия) органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия митинга, установил: Белоусов С.А. обратился в Алексинский городской суд Тульской области с заявлением об оспаривании решения и действий (бездействия) органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия митинга. Мотивировал свои требования тем, что он являясь председателем общественного движения «...», 30.01.2012года в письменной форме уведомил администрацию МО г.Алексин Алексинского района Тульской области о намерении проведения митинга 11.02.2012года. В уведомлении были установлена тема митинга: «преобразование МО путем объединения и изменения статуса городского поселения с наделением его статусом городского округа». Лозунгами митинга являлись: объединение МО ... и МО г.Алексин, изменение статуса городского поселения с наделением его статусом городского округа, изменение расходования бюджетных средств на содержание двух администраций МО, искоренение коррупции чиновников. Для проведения митинга администрации МО г.Алексин Алексинского района Тульской области в указанном выше уведомлении было предложено выбрать из нескольких вариантов место его проведения в ..., напротив входа в здание в администрации, ... ... рядом с торговым центром «№... В уведомлении было продекларировано предполагаемое количество участников митинга (200 человек) и время его проведения - с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут 11.02.2012года. Данное уведомление содержало также иные требования, установленные ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в нем предлагалось направить в адрес организаторов митинга копию распоряжения о назначении уполномоченного представителя органа местного самоуправления и уведомить о его проведении органы внутренних дел. 01.02.2012 года администрация МО г.Алексин Алексинского района Помимо отказа в согласовании заявленного проведения митинга по указанным адресам, администрация МО г.Алексина в своем уведомлении предложило изменить место проведения митинга, но конкретных мест не предложило. Считает действия администрации МО г.Алексин незаконными, нарушающими права граждан на свободу мысли и слова. Принимая во внимание, что в отказе администрации МО г.Алексин не были приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, кроме того, в отказе не содержится предложение места и (или) времени проведения мероприятия, администрацией МО г.Алексин были нарушены вышеуказанные нормы права, в связи с чем отказ в согласовании места проведения митинга считает действиями, нарушающими его конституционные права на свободу собраний и митингов. Ссылаясь на ст.254 ГПК РФ просит суд признать действия администрации МО г.Алексин, выраженные в отказе согласовать проведение митинга в ... 11.02.2012года не соответствующими закону и обязать администрацию МО г.Алексин устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан. В судебном заседании: Заявитель Белоусов С.А. не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил. Представитель заинтересованного лица по доверенности начальник юридического отдела администрации МО город Алексин Алексинского района Червякова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований Белоусова А.А., и пояснила, что 30.01.2012 года председателем общественного движения «Голос Алексина» подано уведомление о проведении митинга 11.02.2012 года. Своевременно, 01.02.2012 года администрация города Алексина письмом №..., довела до сведения председателя общественного движения «...» мотивированное предложение об изменении места проведения митинга в связи с тем, что в соответствии с муниципальным нормативным правовым актом от 29.04.2011 года ... «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия в МО город Алексин Алексинского района» норма предельной заполняемости по указанным в уведомлении адресам составляет не более 0,3 человека на 1 квадратный метр. Предполагаемое количество участников митинга (200 человек) не соответствует указанной выше норме предельной заполняемости территорий у зданий по адресам: .... Кроме того, территория у торгового центра «...» не пригодна для проведения публичного мероприятия с заявленным количеством участников в связи с интенсивным движением пешеходов по тротуару и по дороге транспорта, что может создать угрозу безопасности участников митинга и граждан, не принимающих в нем участие. Указанный в уведомлении адрес расположения .... ... – ..., не соответствует, так как по указанному адресу располагается разрушенное здание культурно – зрелищного объекта – кинотеатр. В ответ на данное предложение администрации города Алексина об изменении места проведения митинга, 02.02.2012 года председателем общественного движения «...» направлено уведомление о выборе места проведения митинга 11.02.2012 года, из содержания которого следовало, что организаторы проведения митинга приняли решение провести указанный митинг по адресу: ..., рядом с торговым центром «...». 03.02.2012 года администрация города Алексина письмом №... от 01.02.2012 года повторно сообщила доводы, изложенные в письме от 01.02.2012 года №..., о не соответствии количества участников предельной заполняемости территории у торгового центра «...» ..., что может создать угрозу безопасности участников митинга и граждан, не принимающих в нем участие. Считает, что ответ №... от 01.02.2012 года не является отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку ответ заявителю дан в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия. Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Согласно требований ст.ст.254 и 258 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти суд должен проверить, совершено ли оспариваемое действие либо решение в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, и не нарушены ли права либо свободы гражданина. В соответствии со ст.19 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее ФЗ №54-ФЗ от 19.06.2004 года) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Из ч.1 ст.8 ФЗ №54-ФЗ от 19.06.2004 года публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Частью 2 ст.8 ФЗ №54-ФЗ от 19.06.2004 года предусмотрено, что к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п. 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 2). Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Вместе с тем, согласно п. 25 указанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). Судом установлено, что 30.01.2012 года председатель общественного движения «...» Белоусов С.А., не зарегистрированный в качестве юридического лица, обратился в администрацию МО г.Алексин Алексинского района с уведомлением о проведении митинга 11.02.2012 года, в котором уведомил о дате и времени проведения митинга, теме митинга, предполагаемом количестве участников, о лицах ответственных за организацию митинга и предложил три места для проведения указанного мероприятия – ... ..., ..., напротив входа в здание администрации; ..., ..., напротив входа во дворец культуры; ..., рядом с торговым центром «...», что подтверждается уведомлением от 31.01.2012 года о проведении митинга 11.02.2012 года и распиской от 30.01.2012 года. Администрация МО город Алексин Алексинского района, с учетом требований п.1, 2 ч.1 ст.12 ФЗ №54-ФЗ от 19.06.2004 года после получения уведомления о проведении публичного мероприятия документально подтвердила его получение, указав при этом дату и время его получения, и в течение установленного времени рассмотрела и дала ответ. Данное не оспаривалось заявителем. Администрация МО город Алексин Алексинского района уведомила письмом №... от 01.02.2012 года об отказе в согласовании заявленного проведения митинга по указанным в уведомлении адресам, ссылаясь на несоответствие указанных в уведомлении мест проведения митинга муниципальному правовому акту от 29.04.2011года ... «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия в МО ...», непригодности территорий у зданий по адресам: .... Кроме того, территория у торгового центра «...» не пригодна для проведения публичного мероприятия с заявленным количеством участников в связи с интенсивным движением пешеходов по труатуру и транспорта, что может создать угрозу безопасности участников митинга и граждан, не принимающих в нем участие. По адресу ... ... ( ...), располагается разрушенное здание культурно-зрелищного объекта, то есть не соответствует адрес. При этом предложили изменить место проведения митинга. 02.02.2012 года председатель общественного движения «Голос Алексина» Белоусов С.А. повторно обратился в администрацию МО г.Алексин Алексинского района с уведомлением о проведении митинга 11.02.2012 года, в котором сослался на то, что 01.02.2012 года организаторам не было вручено обоснованных предложений о переносе митинга, в связи с чем ими сделан вывод от том, что все три места проведения митинга согласованны и ими принято решение о проведении митинга по адресу: ..., рядом с торговым центром «... что подтверждается уведомлением от 02.02.2012 года о проведении митинга 11.02.2012 года. Письмом администрации МО города Алексина Алексинского района №... от 03.02.2012 года председателю общественного движения «...» Белоусову С.А. было сообщено о том, что место проведения публичного мероприятия не согласованно и о возможности обращения администрации МО города Алексина Алексинского района в ОМВД России по ... с сообщением о принятии мер по предупреждению несанкционированного митинга. 03.02.2012 года №... администрация МО города Алексина Алексинского района сообщила начальнику ОМВД России по ... о возможности проведения несанкционированного митинга по адресу: ..., рядом с торговым центром «...» и принятием в связи с этим мер по предупреждению несанкционированного митинга. Главой администрации МО город Алексин Алексинского района, в соответствии с законом от 19.06.2004года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Тульской области от 13.07.2005года № 598 –ЗТО «О порядке подачи уведомления о проведении публичных мероприятий в ..., Постановлением ... от 29.04.2011 года установлены нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия. Согласно приложения к указанному постановлению «Нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия на открытой территории у зданий занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, торговых центров, рынков, на тротуарах – не более 0,3 человека на 1 кв.м. Также в судебном заседании установлено, что по договору ... ... от 06.10.2006 года следует, что администрация МО ... и ИП ... заключили договор аренды земельного участка, согласно которого ИП ... принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером ... площадью 819 кв.м, представленный категорией: земли поселений, видом угодий «общественные улицы и площади» и обязуется использовать его для благоустройства территории по адресу: ... 24.10.2011 года, на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом ... от 30.08.2011 года, постановления администрации МО ... ... от 16.09.2011 года, акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным казенным предприятием «...», передаваемого в собственность МО ... от 19.09.2011 года, произведена Из свидетельства государственной регистрации права серии ... ... от 24.10.2011 года усматривается, что МО город Алексин Алексинского района является собственником объекта: дворец культуры, адрес объекта: .... Согласно письма ... филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ... от 15.02.2012 года по адресу: ..., на техническом учете состоит здание кинотеатра. Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 01.06.2010года № 705-О-О, содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона. В соответствии с ч.5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Судом установлено, что в оспариваемом письме №... от 01.02.2012 года - администрация МО город Алексин Алексинского района отказала в согласовании проведения публичного мероприятия и предложила заявителю изменить место проведения митинга. Вместе с тем, заявителю не был предложен иной вариант места проведения публичного мероприятия с учетом формы, целей и средств планируемого мероприятия, в связи с чем, заявитель был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования, чем были нарушены нормы Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд также принимает во внимание, что председателем общественного движения «...» Белоусовым С.А. было подано уведомление о проведении митинга именно 11.02.2012 года. На момент рассмотрения настоящего дела судом указанный срок – 11.02.2011 года истек. В связи с этим обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании публичных мероприятий на 11.02.2012 года на администрацию МО город Алексин Алексинского района возложена быть не может. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление Белоусова Сергея Анатольевича об оспаривании решения и действий (бездействия) органа местного самоуправления удовлетворить в части. Признать действия Администрации муниципального образования г.Алексин Алексинского района, выразившееся в отказе согласовать проведение митинга, не соответствующей закону. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья
... письмом №... уведомила его об отказе в согласовании
заявленного проведения митинга по указанным адресам, ссылаясь на
несоответствие указанных в уведомлении мест проведения митинга муниципальному правовому акту от 29.04.2011года ... «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия в МО ... непригодности территории у торгового центра «...» для проведения публичных мероприятий с заявленным количеством участников и несоответствия адреса - места расположения ... ....