Дело №2-253/12 решение от 11.03.2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Миначевой В.Ф.,

при секретаре Кривицкой А.С.,

с участием представителя истца Черей О.А.,

представителя ответчика администрации МО Алексинский район по доверенности Ерохиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-253/12 по заявлению Алексинского межрайонного прокурора о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта.

В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением главы администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 года утверждено Положение о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории.

В соответствии с п. 4 указанного постановления, оно вступает в законную силу со дня опубликования.

Вышеуказанное постановление было опубликовано 22.06.2011 года в газете «...» ... (...).

Пунктом 2.2.1 Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 года, предусмотрено, что схема, согласованная с соответствующими инженерными службами и главой сельского поселения ..., на территории которого расположен земельный участок, а в случае, когда участок расположен на территории МО ... требуется согласование с отделом градостроительства и архитектуры администрации МО ..., направляется заказчиком для согласования в администрацию МО Алексинский район.

Вышеуказанный пункт противоречит требованиям действующего законодательства, а именно ст. ст.33, 130 Конституции РФ, ст. 36 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 данной нормы).

Статьей 36 Земельного кодекса РФ определен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Частью 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Вышеуказанная норма Земельного кодекса РФ не содержит требований к гражданам по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с инженерными службами и главами поселений.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Решением Собрания представителей МО ... ...(... от 13.09.2011 года утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг администрацией МО Алексинский район, муниципальными учреждениями и предоставляются организациями, участвующими в их предоставлении.

В соответствии с п. 23 указанного Перечня, муниципальная услуга – прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования Алексинский район – оказывается отделом архитектуры и градостроительства администрации МО Алексинский район. Для оказания данной услуги необходимо предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Согласования указанной схемы с инженерными службами и главами поселений для получения муниципальной услуги не требуется.

22.06.2011 года в администрацию МО Алексинский район с заявлениями о согласовании схем расположения земельных участков при части жилого дома обратились граждане, проживающие по адресу: ..., ....

14.07.2011 года администрацией МО Алексинский район всем заявителям направлены ответы об отказе в согласовании, так как представленные жителями схемы расположения земельного участка не согласованы с главой сельского поселения и инженерными службами, как предусмотрено постановлением главы администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 года.

Считает, что отказ администрации МО Алексинский район в согласовании схемы расположения земельного участка жителям ... по мотиву не соответствия представленных схем требованиям п. 2.2.1 постановления главы администрации МО ... ... от 17.06.2011 года не обоснован нормами земельного законодательства, и нарушает права и законные интересы граждан.

23.08.2011 года прокурором района главе администрации МО Алексинский район было внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, в котором было указано на необходимость приведения в соответствие с Земельным кодексом РФ п. 2.2.1 постановления главы администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 г. «Об утверждении положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории».

Однако, указанное представление администрацией района отклонено, муниципальный нормативный правовой акт не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Просит суд признать пункт 2.2.1 Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 года недействующим.

В судебном заседании:

Представитель истца помощник прокурора Черей О.А. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске обстоятельствам.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Алексинский район по доверенности Ерохина Н.С. просила требования прокурора оставить без удовлетворения. При этом пояснила, что нет оснований для признания недействительным пункта 2.2.1 Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории.

На Федеральном уровне не разработан акт, регулирующий правоотношения в области согласования положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах.

Поскольку прокурор заявляет требования о признании нормативного правового акта в части недействительным, то фактически признает законность принятия на местном уровне нормативного правового акта.

Имеется 2 документа: первый – постановление, которое регламентирует порядок согласования и выдачи схем, и второй – Решение Собрания представителей МО ..., который утверждает перечень муниципальных услуг. Если обратиться к Решению Собрания представителей МО ... от 13.09.2011 года, то п. 23. п/п. 1 – предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории возложено на отдел архитектуры и градостроительства. Этот пункт не расписан, но имеется нормативный правовой акт, который регламентирует порядок согласования и выдачи этих схем, утвержденный постановлением МО Алексинский район 17.06.2011года ....

Этот порядок разработан на уровне субъекта ..., который описывается в постановлении ... от 12.11.2008 года. Ссылаясь на ст. 29, 31 Земельного кодекса РФ, о том, что орган местного самоуправления обязан самостоятельно проводить согласование с государственными и муниципальными службами, но это не представляется возможным, поскольку, сейчас все службы являются частными.

На федеральном уровне не разработан порядок согласования схем расположения земельных участков, считает, что орган местного самоуправления имеет право самостоятельно разрешить вопрос по порядку согласования схем расположения земельных участков.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статьей 33 Конституции РФ гарантировано право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 78 Федерального закона от N 131-ФЗ от 06.10.03 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации муниципального образования Алексинский район ... от 17.06.2011 года утверждены Положения о порядке и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории (л.д.11- 17).

Согласно позиции, выраженной в п. 22 и п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", указано, что проверяя соблюдение порядка государственной регистрации нормативного правового акта, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного нормативного правового акта и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке.

Не может свидетельствовать о нарушении порядка государственной регистрации несоблюдение установленных сроков представления в регистрирующий орган документов, необходимых для регистрации нормативного правового акта.

Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 указанного постановления, оно вступает в законную силу со дня опубликования.

Вышеуказанное постановление было опубликовано 22.06.2011 года в газете «...» ... (...).

Сторонами не оспаривался порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, компетенция органа, его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме.

В соответствии с п. 2, 3 ч.4 ст. 36 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Согласно п.3 ст. 35 Устава Муниципального образования ... Глава администрации Алексинского район издает по вопросам своего ведения постановления администрации и распоряжения администрации, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением).

Согласно п. 2.2.1 указанного постановления схема (не менее 3 идентичных экземпляров), согласованная с соответствующими инженерными службами и главой сельской сельского поселения ..., на территории которого расположен земельный участок, а в случае, кода. Участок расположен на территории муниципального образования ... требуется согласование с отделом градостроительства и архитектуры администрации ..., направляется заказчиком или проектировщиком в администрацию муниципального образования Алексинский район с сопроводительным письмом на имя главы администрации муниципального образования Алексинский район (приложение ... к настоящему положении), которое подлежит приему и регистрации. Не требуется отдельного сопроводительного письма о согласовании Схемы, если она прилагается к заявлению, направленному в администрацию муниципального образования Алексинский район по основаниям предусмотренным ст.ст.31,34,36 ЗК РФ, а также в иных случаях, требующих утверждения схемы.

Решением Собрания представителей МО ... ...(... от 13.09.2011 года утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг администрацией МО Алексинский район, муниципальными учреждениями и предоставляются организациями, участвующими в их предоставлении (л.д.23).

В соответствии с п. 23 указанного Перечня (л.д.33), муниципальная услуга – прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования ... – оказывается отделом архитектуры и градостроительства администрации МО Алексинский район. Для оказания данной услуги необходимо предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Согласования указанной схемы с инженерными службами и главами поселений для получения муниципальной услуги не требуется.

Судом установлено, что отказ администрации МО Алексинский район в согласовании схемы расположения земельного участка жителям ... по мотиву не соответствия представленных схем требованиям п. 2.2.1 постановления главы администрации МО ... ... от 17.06.2011 года не обоснован нормами земельного законодательства, и нарушает права и законные интересы граждан, противоречит названным нормам законодательства РФ.

Прокурором района главе администрации МО Алексинский район было 23.08.2011 года внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, в котором было указано на необходимость приведения в соответствие с Земельным кодексом РФ п. 2.2.1 постановления главы администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 г. «Об утверждении положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории» (л.д.18-21).

Представление прокурора администрацией Алексинского района было отклонено, муниципальный нормативный правовой акт не приведен в соответствие с федеральным законодательством (л.д.22).

Статьей 36 Земельного кодекса РФ определен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Частью 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Замена понятия «проект границ земельного участка» понятием «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в Земельном кодексе Российской Федерации произошла в связи с тем, что из Федерального закона от 18.06.2001года № 78-ФЗ «О землеустройстве» исключен один из видов землеустройства – территориальное землеустройство.

Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных актов по вопросам подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.ст.31, 34, 36 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – Схема).

При этом действующим законодательством не определены требования к подготовке Схемы, порядку ее согласования и утверждения.

Кроме того, Земельным кодексом РФ не предусмотрена разработка нормативных правовых актов по вопросам подготовки Схем.

Согласно положениям ст.72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим соответствующие правила подготовки Схем могут быть определены субъектами российской Федерации.

Учитывая изложенное, требования к подготовке Схемы, установленные органом местного самоуправления, в частности требования о проведении согласования с инженерными службами и главами поселений, являются неправомерными.

Земельным кодексом РФ не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с инженерными службами и главами поселений.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что п. 2.2.1 Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, которым обязывает граждан согласовывать схемы с соответствующими инженерными службами и главой сельского поселения ..., на территории которого расположен земельный участок, а в случае, когда участок расположен на территории МО ... требует согласование с отделом градостроительства и архитектуры администрации ..., утвержденный постановлением администрации муниципального образования Алексинский район 17.06.2011года ... «Об утверждении положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории», противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности ст. 36 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Требование документов, не предусмотренных Законом, нарушает права граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении права на земельный участок.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативно правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом вышеприведенных норм, суд считает необходимым признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 2.2.1 Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации МО Алексинский район от 17.06.2011 года ....

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Алексинского межрайонного прокурора о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда п. 2.2.1 Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации МО Алексинский район ... от 17.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200